7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Туристические горелки. Виды и как выбрать. Плюсы и минусы

Туристические горелки. Виды и как выбрать. Плюсы и минусы

Заниматься туризмом любят многие люди. Все привыкли, что пищу в походах готовят на кострах, но не всегда это возможно. Если, например, пойдет дождь, то костер развести проблематично. И вот здесь на помощь туристам приходят туристические горелки, позволяющие приготовить еду не только на открытом воздухе, а даже в палатке. Современный рынок предлагает большой ассортимент разнообразных газовых горелок для походов. Чтобы выбрать для себя идеальный вариант, необходимо ознакомиться с особенностями большинства.

Виды

Прежде всего все газовые туристические горелки различаются по способу подключения топлива. Бывают примусы, которые подключаются на гибкий шланг, а бывают накручивающиеся на баллон. Раньше первые стоили дороже, а потому не пользовались спросом. Сейчас примусы, которые подключаются через шланг стоят дешевле, масса их и размеры практически сравнялись с другим типом примусов, а потому популярностью пользуются и те, и другие.

Недостатки горелок, накручивающихся на баллон, и преимущества примусов со шлангом:
  • Неустойчивость. Если поставить на примус посуду больше, чем сам баллон (емкость стандартного баллона равняется 1 л), то примус может опрокинуться, тогда как горелка, подключаемая через гибкий шланг будет стоять на месте.
  • Газовый баллон, который вкручивается в горелку, при температуре меньше +10 градусов способен сильно охладиться, что уменьшает мощность примуса. При этом для увеличения мощности невозможно подогреть емкость с газом. Баллоны со шлангом вполне можно положить в посуду с теплой водой, чтобы газ не охлаждался, а горелка работала в прежнем режиме.
  • Туристические горелки, которые подключаются к баллону посредством накручивания на него, требуют защиты от ветра. Как правило, для этого применяются специальные коврики (карематы), усложняющие доступ к огню. А при сильном ветре приспособления могут упасть, опрокинув посуду с едой.
  • Примусы, подключаемые непосредственно к баллону, имеют большую высоту, что является проблемой при готовке в палатке.
  • При кипении емкости с пищей невозможно отрегулировать пламя, так как можно обжечься. Поэтому приходится снимать кастрюлю с огня.
  • Использовать дешевые баллоны с газом невозможно, так как они очень высокие и тонкие. В то время как для шланговых примусов это не является проблемой.

Избежать неудобств, связанных с накручивающимися горелками можно, если применять переходники. Однако, цена таких приспособлений равна половине стоимости примуса. К тому же они увеличивают массу устройства почти в 1,5 раза. Поэтому нецелесообразно приобретать переходник, когда можно купить обычный шланговый примус.

Плюсы и минусы

И все-таки, несмотря на недостатки, газовые туристические горелки, имеют неоспоримые преимущества в сравнении с другими видами горелок:

Достоинства:
  • Высокая энергетическая ценность, которая намного выше, чем у жидкого топлива.
  • Простота технического обслуживания, так как газ не имеет посторонних примесей.
  • Не требуется предварительно прогревать газовое топливо, а потому конструкция примуса существенно упрощается в сравнении с бензиновыми или керосиновыми горелками.
  • Отсутствие копоти, так как газ сгорает полностью.
  • По той же причине отсутствие неприятного запаха во время эксплуатации.
Недостатки:
  • Невозможность работы при низких температурах. Когда шкала термометра опускается ниже -22 градусов работа примуса становится нестабильной.
  • Большой вес емкости с газом. Если в походе много народа, то общая масса топлива существенно отяготит рюкзаки. К тому же газовое топливо стоит отнюдь недешево, а потому приготовить пищу на большое количество народа на газовой горелке будет достаточно дорого.
  • При малом количестве газа в баллоне работа примуса становится нестабильной. Проблема решается только при использовании шланговых примусов путем ее переворота. Туристические горелки, которые накручиваются на баллон, такой возможности лишены.
  • Внутри баллона с газом высокое давление, а потому провозить такие емкости в самолетах запрещено. Из-за этого приходится приобретать топливо на месте, что не всегда возможно, особенно за границей.
Мощность

Большое значение имеет мощность примуса. От этого параметра зависит время приготовления пищи. Некоторые считают, что, чем больше диаметр конфорки, тем мощнее горелка. На самом деле мощность зависит от количества и величины отверстий.

При выборе примуса не всегда нужно верить параметрам, заявленным производителем. Реальное время закипания 1 л воды будет примерно в два раза больше. Также важна и экономичность примуса. Для приготовления пищи в двухлитровой кастрюле следует выбирать горелку небольшой мощности. Если в поход собираются больше 4 туристов, то лучше остановить выбор на мощном примусе. Он же подойдет, если требуется готовить еду на 1-2 человек.

Читать еще:  Велобагажник на машину
Конструкция конфорок

Туристические горелки различаются между собой не только мощностью и способом подключения к газовому баллону. Конструкция конфорки также важна – от этого зависит ветрозащита примуса. Продаются горелки с двумя видами конфорок. У первого пламя выходит вертикально вверх. Такая конструкция позволяет пламени защищаться от ветра. Но дело в том, что в этом случае нагрев кастрюли происходит только в середине. Если греть воду или варить суп, то особого значения такой способ нагрева не имеет, а вот при приготовлении густой пищи (например, каши), она будет пригорать. К тому же все равно следует использовать ветрозащиту.

У второго вида конфорок отверстия для выхода пламени располагаются по сторонам. Огонь в этом случае распределяется на большую площадь емкости с пищей, а потому прогрев кастрюли становится более равномерным. Ветрозащиту в этом случае применять необходимо, но густая еда пригорать не будет.

Как выбирать туристические горелки

При покупке примуса важно учитывать несколько факторов:
  • Количество людей, для которых будет готовиться еда.
  • Какую пищу будете готовить.
  • Условия окружающей среды – температура, ветер, осадки.
  • Масса горелки.
  • Расход топлива и эффективность.
Количество людей

От того, на сколько человек придется готовить в походе, зависит объем кастрюли и, соответственно, габариты примуса. Чем больше народу, тем больше должна быть емкость. Понятно, что в данном случае следует приобретать устойчивую горелку, которая выдержит посуду с большой площадью дна.

Какая пища

При покупке туристической горелки также важно учитывать и свойства будущей пищи. Как было сказано выше, при готовке жидкой еды качество конфорки не важно, а вот если вы собираетесь кушать кашу или другую густую пищу, следует выбирать примус с большой площадью подогрева, чтобы еда не пригорала.

Погода

В походы можно ходить и летом, и зимой. От того, в какое время года, а, следовательно, какая температура на улице, зависят свойства вашего будущего примуса. Понятно, что для зимней экспедиции следует приобретать шланговую горелку, чтобы была возможность подогреть баллон. К тому же важно, ветреная погода вас ожидает или нет. Не стоит забывать, что на высоких местах ветер значительно больше, чем в низинах.

Масса горелки

Чем меньше вес снаряжения туриста, тем проще ему в походе. Поэтому, приобретая примус, задумайтесь, сколько вещей вы с собой будете брать. Масса горелки должна быть минимальной, чтобы не доставлять неудобств во время экспедиции. Однако, легкие примусы менее мощные, чем тяжелые. Следует найти золотую середину.

Эффективность

От эффективности туристической горелки зависит, как быстро вы сможете приготовить пищу во время привала. Сейчас существует большое количество моделей примусов, которые быстро кипятят воду, но весят при этом не слишком много. Также нужно выбирать максимально мощный вариант. Это позволит уменьшить общий вес топлива.

Как выбрать горелку

Туристическая горелка – важный элемент спортивного снаряжения. Её неисправность или потеря, в условиях горного похода или восхождения, приравнивается к аварийной ситуации и сулит сход с маршрута – без горелки в горах не будет горячего питания. Даже в условиях пешего похода и похода выходного дня работать с горелкой гораздо приятнее – кому хочется под дождем разводить костер из сырых дров? Давно известна поговорка «Костер для души, горелка для дела».

Начать классификацию горелок проще всего с вида топлива. На рынке доступны газовые, жидкотопливные (работают на различных видах топлива: очищенный бензин, автомобильный бензин, керосин и т. д.) либо мультитопливные, которые одновременно могут работать и на жидком топливе, и на газе. Подробно обо всех видах мы поговорим ниже.

Газовые горелки

Системные горелки. Так принято называть горелки, которые комплектуются специально разработанными для них кастрюлями, образуя вместе с ними единую систему. Все это делалось с единственной целью – максимально повысить КПД. В них реализована возможность жестко зафиксировать кастрюлю на горелке. Это позволяет готовить, что называется, «на ходу». Такие горелки выбирают альпинисты, реже мультиспортсмены. Подробнее о различных системах можно почитать в нашем блоге: https://alpindustria.ru/school/articles/radiatsionnya-gorelki-msr.html и https://alpindustria.ru/school/articles/razlichiya-msr-windburner-reactor-2018.html

Читать еще:  Как снять бампер рено меган 2

Про мощность. Еще один показатель, на который обращают внимание при выборе горелки, это ее мощность. Мощность измеряется в Ваттах (Вт) и указывается на упаковке. Для горелок, накручивающихся на баллон, средняя мощность обычно 2000 – 2500 Вт, у горелок со шлангом – это 2500 – 3000 Вт. Мощность, в свою очередь, напрямую влияет на скорость закипания. Обычно в характеристиках указана скорость закипания одного литра. Как правило, эта информация носит ознакомительный характер. Производители немного «лукавят» и указывают максимальную мощность, достигнутую в лабораторных условиях. А именно, указана мощность горелки с полным баллоном (а значит, и с максимальным давлением газа) при температуре +20 градусов. Соответственно, с полупустым баллоном и при температуре близкой к нулю мощность горелки может падать вдвое и даже более. Однако и здесь есть исключения – горелки, оснащенные регуляторами давления, работают стабильно независимо от температуры и количества газа в баллоне. Подробнее про мощность можно почитать здесь: https://alpindustria.ru/school/articles/gorelki-msr-reactor-windburner-pocket.html

Фото: Елена Корнеенко

В завершении темы газовых горелок, хочется сказать несколько слов про баллоны и топливные смеси. Для газовых горелок применяют смеси из изобутана, бутана и пропана. В зависимости от состава и пропорций смеси газ делят на зимний и летний. Всю информацию о составе и сезонности газа можно найти на упаковке.

ВАЖНО! Все газовые баллоны одноразовые. После того, как в них закончился газ, баллоны подлежат утилизации. В интернете доступны переходники для заправки газовых баллонов от бытовых газовых баллонов низкого давления. Помните, что клапан газового баллона рассчитан на однократную заправку. Все последующие манипуляции с перезаправкой чреваты утечкой и выполняются исключительно на ваш страх и риск.

Жидкотопливные горелки

Из названия становится понятным, что эти горелки работают на жидком топливе. Это может быть какой-то определенный вид жидкого топлива, например, специальный очищенный бензин для горелок, либо это могут быть различные виды топлива: бензин, керосин или дизельное топливо. Некоторые горелки оснащены переходниками и могут работать от газовых баллонов. Всю информацию о видах топлива пригодных для конкретной модели горелки можно найти на упаковке. Все приведенные ниже примеры и описания будут даны на основе лидеров рынка жидкотопливных горелок – MSR XGK и Primus Omnifuel. Это универсальные жидкотопливные горелки, которые работают на любом виде топлива (горелка Primus также может работать на газе).

Одно из важных преимуществ жидкого топлива – это его доступность. В любом городе или более-менее крупном поселке есть хозяйственные магазины или рынки. Там можно найти керосин для ламп или растворитель для масляных красок, собственно, это и есть очищенный бензин без добавления масел и других присадок. Если не повезло с хозяйственным рынком, то есть автозаправки. Если совсем все плохо – на автостоянках всегда можно попросить у водителей слить пару литров бензина. Одним словом, вариантов много. И, если у вас правильная горелка, без топлива вы не останетесь.

Второе очень важное преимущество жидкого топлива – стабильная работа при низких температурах. Бензин не замерзает и отлично горит в минус тридцать и ниже. Для зимнего туризма, горного туризма и альпинизма этот фактор очень важен.

Также не менее важной в настоящее время становится экономическая составляющая. Простой пример: самый доступный баллон газа 450 г стоит 400 рублей. Это официальная цена в розничных магазинах. В альплагерях она может быть выше. Группе из четырех человек, при трехразовом питании, этого баллона хватит на семь – восемь готовок или примерно на два с половиной дня (расход газа рассчитывается исходя из 40 – 50 г на человека в день). Если использовать жидкое топливо, то на 400 рублей можно купить на заправке 8 литров бензина (50 р. за литр). Этого запаса хватит на две недели. Сопоставьте расходы на топливо на десять ходовых дней для четырех человек: 1600 рублей на газ (это без учета аварийного запаса!) и меньше пятисот рублей на бензин.

Читать еще:  Фристайл на лыжах. Виды и особенности. Появление и развитие

И конечно, при использовании жидкого топлива вы получаете побочный выигрыш – в весе. Здесь речь идет не про сравнение веса бензина и сжиженного газа, а про вес тары. Как мы знаем, газ под давлением закачивают в баллоны. Пустой баллон из-под газа (на 450 г) весит 210 г (кстати, полный 670 г). Как мы считали выше, нам для четырех человек на десять дней таких баллонов нужно минимум четыре. То есть к концу похода у нас на руках окажется четыре пустых баллона – одноразовая тара суммарным весом 840 граммов. На тот же срок нужно два литра бензина – две стандартных бутылки для топлива на 1,5 и 0,5 литра будут весить 400 граммов. Экономия почти полкилограмма.

Фото: Елена Корнеенко

Выше уже упоминалось, что, несмотря на все достоинства жидкого топлива, продажи газовых горелок несравнимо выше. На то есть свои причины.

Для работы с жидкотопливными горелками требуется определенные знания и сноровка. Все начинается с элементарного запуска – для стабильной работы бензиновой горелки необходимо прогреться. Механика процесса следующая: вы наливаете топливо в емкость, вставляете в нее насос и подключаете к нему горелку. Создаете давление насосом, открываете регулирующий вентиль, в горелку потечет жидкий бензин. Чтобы перевести в газообразное состояние, его нужно нагреть. Так вот, чтобы запустить бензиновую горелку мы приоткрываем вентиль и выпускаем небольшое (небольшое!) количество бензина – он скапливается в специальной чаше в нижней части горелки. Вентиль перекрываем, а бензин поджигаем. В первые секунды горелка горит вся…. По мере прогорания бензина топливная рампа в горелке начнет прогреваться. Снова немного приоткрываем вентиль, добавляем бензин и наблюдаем как горелка начинает стабильно работать. На все манипуляции нужно около минуты. После того как горелка прогрелась, увеличение или уменьшение подачи топлива осуществляется так же, как и на газовой горелке. Если в непогоду газовую горелку вы легко запустите в тамбуре палатки, то бензиновую вам придется вынести наружу, запустить и только после того, как она начнет стабильно работать, её можно будет аккуратно занести внутрь.

Второй момент связан с обслуживанием горелки – периодически её необходимо перебирать. Если вам удалось купить специальный очищенный бензин для горелок или его аналог, то всю процедуру проделывают в профилактических целях раз в несколько дней. Если же приходится довольствоваться соляркой с памирского тракта, то перебирать горелку придется после каждой готовки. Дело в том, что при нагревании на топливной магистрали горелки оседают все присадки и масла, которые добавляли в бензин. В случае с соляркой вам придется чистить форсунку и топливную рампу от обычной сажи. В противном случае горелка может забиться отложениями и перестать работать совсем. Хорошо, если удастся её разобрать в походных условиях, иначе, придётся менять топливную линию целиком.

И в завершении, следует отметить, что жидкое топливо обладает специфическим запахом, для его переноски необходимо использовать специальные емкости (пластиковая бутылка неподходящая емкость!) и следить за их герметичностью. Пропахшие бензином вещи не очень-то приятно одевать, а если бензин попадет на продукты, то их можно смело выбрасывать.

Как становится понятным из вышесказанного, для того, чтобы начать пользоваться жидкотопливной горелкой, не достаточно ее просто купить. Впрочем, и освоение базовых навыков не доставляет особых хлопот. При выборе конкретной модели обратите внимание на процесс чистки и переборки горелки – на сайте производителя вы всегда найдете подробную инструкцию и видео с описанием процесса.

Так какую горелку выбрать? Что бы как-то определиться с выбором, прежде всего решите для какого количества человек вам нужна горелка. Для компании из двух человек, летом будет достаточной простой горелки – набалонника. Если вас больше – есть смысл задуматься о горелке с выносным шлангом или мультитопливной. Исходите из условий, где вы будете её эксплуатировать и экономической целесообразности. А если вы отправляетесь в альплагерь и на горе вам нужен кипяток для сублиматов – системная горелка, это ваш выбор.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: