108 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Парусный спорт (Яхтинг). Виды и правила. Особенности и экипировка

Парусный спорт: основные правила

Парусный спорт, который на англоязычный манер называет сэйлингом, представляет собой состязания на воде с использованием специального парусного снаряжения на яхтах. Дисциплина получила наибольшее развитие в странах, где ею географически удобно заниматься. Многие люди считают яхтинг развлечением для богатеев, не имеющим ничего общего с профессиональным спортом, но эксперты скажут обратное. Доказательством признания парусного спорта является включение его соревнований в программу летних Олимпийских игр.

Правила состязаний

Суть соревнований заключается в прохождении установленной дистанции на время. Старт всегда дается одновременно для каждой группы яхт. На старте им разрешается маневрировать, главное, чтобы суда не пересекли линию между стартовыми буями. О начале соревнований участников извещает специальный сигнал судьи. После него яхты могут пересечь стартовую линию и двигаться по дистанции к финишной отметке.

Маршрут представляет собой ряд буев, которые необходимо пройти в конкретной последовательности. При этом участники состязаний должны обойти буи с указанной стороны. Победу в заплыве одерживает та команда, которая на яхте пройдет все буи быстрее конкурентов. Если в соревновании участвуют суда разных скоростных характеристик, то организаторы вводят определенный гандикап. Он представляет собой набор индивидуальных коэффициентов яхт. По специальной формуле высчитывается время, за которое с учетом коэффициентов судно прошло дистанцию.

Сложность парусных гонок состоит не столько в технике управления яхтой, сколько в выборе правильной тактики. Не всегда прямой путь между буями является самым быстрым. Примером может служить движение против ветра. Кроме того, участникам соревнований нужно учитывать скорость ветра, направление течения, погодные условия и многие другие важные факторы. Скорость яхты напрямую зависит от угла прохождения дистанции по отношению к направлению ветра. По этой причине даже профессионалам сложно предугадать правильный маршрут. В этом сложном деле помогает только колоссальный опыт мореплавания.

Официальные состязания традиционно проходят на яхтах одинаковой конструкции и могут состоять из одной или нескольких гонок, которые вместе называются регатой. По окончанию каждой гонки участники занимают определенные места, за что получают соответствующие очки. Экипаж, который по итогам регаты наберет максимальное количество зачетных баллов, побеждает в соревновании.

По олимпийским стандартам в каждом классе судов проводится регата из 7 гонок. При этом засчитываются только результаты первых шести участников.

Требования к экипировке

В парусном спорте экипировка команды зависит от разновидности и длительности гонки:

Для коротких заплывов летом разрешены футболка и шорты. В случае с длительными переходами через океан или море рекомендуется использовать непромокаемые комбинезоны, которые также будут защищать от дождя, морской соли и ветра. Обязательным требованием к такому костюму является подходящий материал, в котором кожа спортсмена должна «дышать». Чтобы дополнительно исключить вероятность «парникового эффекта», профессионалы одевают под комбинезон специальное плотное белье из полипропилена.

На коротких дистанциях при ясной погоде принято надевать обычные кеды или легкие туфли с минимальным каблуком. Для длительных путешествий подойдут только специальные яхтенные туфли-мокасины. Они отличаются прочностью, не промокают и снабжены кожаными шнурками. Подошва такой обуви мягкая и плоская, со специальным нескользящим покрытием. В дождливую погоду на помощь экипажу придут резиновые сапоги с приваренной тканевой подкладкой.

Должны быть выполнены из синтетической кожи с вырезами для кончиков пальцев. Специальные яхтенные перчатки имеют усиления на ладони и двойную застежку на запястье. В холодную погоду подойдут неопреновые перчатки.

Основным требованием являются небьющиеся стекла.

Остальные элементы экипировки выбираются спортсменами по желанию.

Международные парусные турниры

Самые престижные регаты проходят под эгидой Олимпийских игр. Дебютные заплывы состоялись в 1900 году в Париже. Олимпийский турнир проводится отдельно для нескольких типов яхт. Стоит отметить строгое разделение мужских и женских разрядов, кроме состязаний в классе «Накра-17». На сегодняшний день в летней олимпийской программе разыгрывается сразу 10 комплектов медалей.

На втором месте по популярности стоит Кубок Америки. Это самое старое международное парусное соревнование, которое проводится по сей день. Трофей разыгрывается в серии гонок между победителем прошлого цикла и основным претендентом согласно рейтинга яхтменов.

Океанская гонка Вольво представляет собой коммерческую кругосветную регату на парусниках класса Volvo Ocean 65.

Регата Tall Ships Races Baltic является одним из самых больших по численности участников парусных турниров планеты. Принять участие могут только молодые спортсмены от 15 до 25 лет. До соревнований допускаются яхты более 9,14 метров в длину.

Регаты Velux 5 Oceans и Vendee Globe относятся к разновидности одиночных кругосветных гонок.

История популяризации

Эра судоходства насчитывает более 6 тысяч лет. В античные времена люди использовали суда для завоеваний и торговли, но в конце 15 века постепенно стала формироваться абсолютно новая ветвь парусного мореплавания. С появлением яхт можно связать становление современного парусного спорта. Новые небольшие парусные суда стали использовать для состязаний. Первыми это догадались сделать голландцы. Именно в Нидерландах в 1599 году состоялись первые любительские заплывы на яхтах.

Первое письменное подтверждение плавания на парусах датируется 1601 годом. Это был документ-запрос любителей яхт на разрешение проведения рейса из Флиссингена до Лондона. Как раз в Англии спустя 60 лет прошел дебютный зарегистрированный турнир по парусному спорту. Долгое время поклонники яхтинга действовали разрозненно, так что о каких-либо единых правилах проведения состязаний речи не шло. В 1720 году ирландцами из Корка был основан первый официальный яхт-клуб.

Читать еще:  Зумба. Подготовка и тренировки для начинающих. Плюсы и минусы

До середины 18 века парусные суда служили для прогулок по морю и путешествий, однако в 1775 году в Британии была создана Камберлендская флотилия. Ее целью была профессиональная подготовка кадров для проведения крупных регат. В 1812 году была основана Королевская яхтенная эскадра, которая по сей день считается старейшим английским яхт-клубом. Следом до конца 1850-х были открыты профессиональные клубы в Швеции, Франции, США и России. К слову, в Санкт-Петербурге было сразу два таких объединения (один из них при Императоре).

В 1900 году парусный спорт был включен в олимпийскую программу. За годы существования дисциплины в составе Олимпиады многократно менялись правила и требования к участникам турнира. Сегодня программа парусного спорта на Олимпийских играх представлена 11 категориями.

В 1907 году свою деятельность начал Международный союз парусных соревнований, который позже был реорганизован в Международную федерацию парусного спорта (ISAF). В состав организации входят более 100 национальных ассоциаций и федераций, включая Всероссийскую.

Турнир:
Чемпионат Бурунди. Премьер-Лига

Парусный спорт

Парусный спорт или Яхтинг (англ. Sailing) – олимпийский вид спорта, заключающийся в преодолении дистанции по воде при помощи парусного снаряжения, в частности яхты.

Международная федерация парусного спорта (англ. International Sailing Federation, ISAF) — головная всемирная спортивная организация в области парусных соревнований. В неё входят более 100 национальных федераций (Всероссийская федерация парусного спорта).

История парусного спорта

История судоходства и кораблестроения насчитывает около шести тысяч лет. Первоначально судоходство было необходимостью, но в конце XV века сформировалась особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами – яхтами, которые предназначались для состязаний или плавания для удовольствия. Первые упоминания о яхтинге отмечены в голландско-латинском словаре 1599 года, в связи с этим Нидерланды считаются родоначальником парусного спорта.

Первый документ о любительском плавании под парусами датирован 19 апреля 1601 г. и представлял собой прошение о разрешении на рейс от Флиссингена до Лондона.

1 октября 1661 в Англии прошли первые зарегистрированные парусные гонки.

В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб.

До середины XIX века яхты служили для путешествий и прогулок, но в 1775 году в Англии возникла Камберлендская флотилия, которая была специально предназначена для подготовки и проведения регат. В 1812 году в Каусе основана Королевская яхтенная эскадра, которая считается старейшим английским яхт-клубом.

Даты создания других старейших яхт-клубов:

1830 год – Шведский Королевский парусный клуб;

1838 год – Гоночное общество в Гавре;

1844 год – Нью-Йоркский яхт-клуб;

1846 год – Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб;

1858 год – Парижский парусный клуб;

1858 год – «Моряк на все руки» (Санкт-Петербург).

С 1900 года парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр. Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в девяти классах судов:

  • «Финн» (мужчины),
  • «Лазер» (смешанные),
  • «470» (швербот-двойка, мужчины и женщины),
  • «Европа» (женщины),
  • килевые яхты «Звёздный» (мужчины),
  • «Инглинг» (женщины),
  • парусная доска-одиночка — класс «Мистраль» (мужчины и женщины),
  • катамаран-двойка — класс «Торнадо» (мужчины).

В 1907 году начал свою деятельность Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), благодаря чему появилась возможность для организации и проведения международных встреч.

Виды парусного спорта

Парусные соревнования классифицируются:

  1. По району плавания:
  • кругосветные;
  • океанские;
  • морские;
  • локальные.
  1. По типам или классам яхт:
  • монотипы;
  • макси-яхты;
  • яхты, соответствующие обмерной формуле;
  • крейсерские килевые яхты и швертботы;
  • однокорпусные;
  • катамараны;
  • тримараны.
  1. По профессиональному цензу:
  • профессиональные;
  • любительские;
  • смешанные;
  • по составу экипажа;
  • одиночные;
  • командные;
  • возрастные;
  • по половому признаку.
  1. По виду дистанции:
  • этапные;
  • рейсовые.
  1. По длине дистанции:
  • короткие;
  • длинные.
  1. По правилам проведения соревнований:
  • матчевые;
  • командные;
  • с пересадкой;
  • гандикапные;
  • по приходу.

Правила парусного спорта

Обычно, регата состоит из 7 гонок, которые проходят в каждом классе судов. Спортсмены получают очки за места, которые они занимают в гонке. За 1 место яхтсмен получает 0 очков, за 2 место – 3 очка, за 3 место – 5,7 очков, за 4 место – 8 очков, за 5 место – 10 очков, за 6 место – 11,7 очков, а дальше плюс 6 очков за каждое последующее место. Зачитываются только первые шесть результатов.

Экипировка для парусного спорта

Экипировка спортсмена зависит от подвида и длительности гонки.

  1. Одежда для парусного спорта: для короткого заплыва в жаркую погоду подойдут шорты и футболка. Если же планируется длительный переход через море или океан, лучше использовать непромокаемый костюм/комбинезон, защищающий от ветра, дождя и соленых морских брызг. Желательно, чтобы костюм был выполнен из «дышащей» ткани. Во избежание «парникового эффекта» под обычный непромокаемый костюм следует одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла — одежду из «дышаших» такней (polartec или fleece).
  2. Обувь: для короткого заплыва при хорошей погоде — обычные кеды или легкими летними туфлями (исключение — обувь на высоком каблуке). А для более длительного путешествия подойдут яхтенные туфли-мокасины («deck shoes») — прочные, не промокающие, снабженными кожаными шнурками, и благодаря мягкой плоской подошве, не скользящие по мокрой палубе и не спадающие с ног при резких движениях. Для дождливой погоды — специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.
  3. Перчатки из синтетической кожи со вставками из кевлара, с «короткими» пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки — для холодной погоды.
  4. Очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).
Читать еще:  Велокросс. Принцип и польза. Кросс-байк и особенности

Международные парусные регаты (соревнования по парусному спорту)

Олимпийские игры – самые престижные соревнования по парусному спорту.

Кубок Америки (англ. America’s Cup) – старейшее международное соревнование по парусному спорту. Кубок разыгрывается в серии матчевых гонок между представителем страны, победившим в прошлом цикле, и претендентом.

Океанская гонка Вольво (Volvo Ocean Race) – командная кругосветная регата на парусных яхтах класса Volvo Ocean 65.

Регата Ванде Глоб (Vendee Globe) – одиночная кругосветная регата, в которой запрещены остановки судна где-либо и получения посторонней помощи.

Регата Велюкс 5 океанов (Velux 5 Oceans) – кругосветная гонка одиночных яхт.

Регата The Tall Ships Races Baltic – одна из самых больших регат в мире. К участию допускаются суда, длина которых превышает 9,14 м. Членами команды могут быть только молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет.

Парусный спорт (Яхтинг). Виды и правила. Особенности и экипировка

Парусный спорт (яхтинг) — это олимпийская дисциплина, в которой спортсмены состязаются в преодолении водной дистанции на судах, приводимых в движение силой воздушных потоков. Соревнования в яхтинге носят название «регата».

История развития

Судоходство возникло около шести тысяч лет назад. Его появление было обусловлено необходимостью ведения торговли, осуществления морских перевозок, ловли рыбы. Но постепенно от него отделилось мореплавание под парусом на яхтах. Эти суда использовались для состязательных заплывов и отдыха.

Утверждается, что парусный спорт как отдельная дисциплина сформировался в Нидерландах в 16 в. Впервые это словосочетание встречается в голландско-латинском словаре. Однако первые официальные заплывы на парусниках состоялись в Англии в 1661 г. В 1720 г. в Ирландии открылся Коркский Королевский Яхт-клуб.

В 1775 г. в Англии сформировалась Камберлендская флотилия для тренировок и организации регат. Несмотря на это, до середины 19 в основным предназначением яхт оставались морские прогулки.

В 1812 г. в Каусе открылся старейший яхт-клуб в Англии — Королевская яхтенная эскадра. Вслед за ним аналогичные клубы стали появляться в других странах (Швеции, США, Франции, России). С 1900 г. парусный спорт входит в состав Олимпиады в количестве 11 программ.

Первый международный союз парусного спорта сформировался в 1907 г. Сегодня развитием этого направления занимается Международная федерация. В ее составе насчитывается свыше 100 национальных федераций, в том числе российская.

Виды парусного спорта

Разработано несколько классификаций парусных регат.

Масштаб регаты:
  • Кругосветные.
  • Океанские.
  • Морские.
  • Локальные.
Класс яхт:
  • Монотипные регаты — между яхтами строго регламентированной конструкции и размеров.
  • Соревнования макси-яхт — между габаритными парусниками длиной от 30 м.
  • Гонки яхт, соответствующих одному или нескольким критериям (установленной длине, площади паруса и пр.).
  • Состязания крейсерских яхт — судов, предназначенных для длительного автономного плавания, и швертботов — парусных плавсредств, имеющих шверт — специальное выдвижное приспособление, не позволяющее ветру снести яхту.
  • Регаты однокорпусных яхт.
  • Заплывы катамаранов — двухпалубных и тримаранов — трехпалубных судов.
Численность и состав экипажа:
  • Одиночными, в которых на судне находится один спортсмен.
  • Командными, когда управление яхтой осуществляет несколько человек.
  • Возрастные — для спортсменов определенных возрастных категорий.
  • Мужские или женские.
Тип дистанции:
  • Этапные гонки, где трасса делится на несколько частей.
  • Рейсовые, подразумевающие следование по установленному маршруту без остановок.
Продолжительность:
  • Короткие.
  • Длинные.
Правила проведения и оценки результатов:
  • Матчевые — проводится несколько парных заплывов, и каждый спортсмен по очереди соревнуется с остальными участниками.
  • Командные — между собой соревнуются экипажи парусников.
  • С пересадкой — все яхтсмены проходят дистанцию на каждом из судов, заявленных к участию в регате.
  • Гандикапные — состязания между яхтами разных классов, когда полученные результаты пересчитываются с учетом гандикапных баллов.
  • По приходу — первенство одерживает парусник, первым пересекший финиш.
Правила соревнований

Парусный спорт включает в себя 7 состязательных гонок между яхтами разных типов. Цель соревнующихся — быстрее соперников преодолеть дистанцию установленной протяженности. Команда «Старт» дается для всех участников сразу. До этого сигнала допускается плавать и маневрировать, не пересекая линию отсчета.

Водная трасса оборудуется буйками, которые необходимо обойти в заранее установленном порядке и с определенной стороны. Побеждает спортсмен или команда, первыми добравшиеся до финиша, выполнив все поставленные задачи.

Экипировка яхтсмена

Одежда участников соревнований зависит от типа гонки, ее продолжительности и погодных условий. Если заплыв проходит на короткой дистанции летом, то рекомендуются футболка и шорты. Длительный маршрут в морских водах выдвигает свои требования к обмундированию: здесь необходим гидрокостюм или комбинезон, способные обеспечить защиту от ветра и соленой воды. Костюм должен быть изготовлен из дышащего материала. С целью теплоизоляции под него может надеваться специальное термобелье.

Обувь для гонки подбирается также с учетом поставленных перед спортсменом задач. Если регата непродолжительная, а погодные условия хорошие, то подойдут кеды или мокасины. Для затяжных маршрутов лучше отдать предпочтение специальным туфлям для яхт («deck shoes»). Они прочные, хорошо держатся на ногах, не пропускают воду и имеют плоскую подошву, препятствующую скольжению. Если идет дождь, понадобятся специальные резиновые сапоги на плоской подошве с подкладкой из ткани. Они традиционно имеют белый цвет, что позволяет не испачкать палубу.

Для удобства управления яхтой незаменимы перчатки из искусственной кожи со вставками из кевлара. Эти перчатки имеют укороченные пальцы и усиленные ладони, а на запястье надежно фиксируются липучкой. В холодную погоду применяются перчатки из неопрена.

Еще одним необходимым аксессуаром яхтсмена выступают очки от солнца. Они должны быть оснащены небьющимися стеклами.

Читать еще:  Пулевая стрельба. Виды и особенности. Плюсы и минусы. История
Парусный спорт — правда и вымысел

  • «Состязание на Кубок Америки носит название континента». Это не так. Гонка получила такое имя в честь шхуны «Америка», одержавшей первенство в английской регате в 1851 г.
  • «Во время кругосветной регаты парусником управляют все члены экипажа». Это происходит не всегда. Иногда вместе с командой плывут корреспонденты, проводящие съемку гонки. Они ни коим образом не участвуют в управлении.
  • «Все участники заплыва стартуют единовременно». Обычно так и происходит, но в определенных ситуациях возможен повторный старт, в частности, если яхта сломалась и понадобился ремонт. Порой старт производится в течение нескольких дней и даже недель.
  • «Главный приз в состязаниях один». Иногда награждаются два спортсмена, пришедших к финишу первыми и затратившие минимальное время на прохождение препятствий.

Особенности парусного спорта

Парусный спорт – соревнования, где участники противостоят друг другу в гонке на специально оснащенных лодках. Еще такого вида соревнования называют «яхтинг».

Первый официальный международный союз, объединяющий профессионалов парусного спорта, был основан в 1907 году. На данный момент организация насчитывает 115 национальных федераций, куда входят спортсмены со всего мира. Самый популярный вид соревнований, известный людям, далеким от мореплавания, это регата.

Так именуют гонку, обычно традиционную, которая состоит из нескольких состязаний для лодок разных классов. Проведение регат имеет свои традиции. Это связано с тем, что многие гонки насчитывают уже не один десяток лет.

Самые популярные регаты мира:

  1. Балтийская. Проводится с 1946 года. Первый старт был дан в Ленинграде.
  2. Vendee Globe – единственная кругосветная регата, проведение которой не предусматривает промежуточных остановок.
  3. Volvo Ocean Race – кругосветная гонка. К участию допускаются только яхты класса Volvo Ocean. Проводится с 1973 года. До 2006 гонку организовывали раз в 4 года. Но из-за возросшего зрительского, а впоследствии и спонсорского, интереса срок между соревнованиями сократился до 3 лет.
  4. Fastnet – международные соревнования. Периодичность проведения – раз в 2 года. Маршрут остается неизменным: Остров Уайт – Плимут, с заходами в порты Лендс-Энда, Южной Ирландии, острова Силли. Состязания проводятся с 1925 года. Первая гонка насчитывала всего семь участников, из которых только четверо добрались до финиша. В последней регате соревновались 347 экипажей – абсолютный рекорд.
  5. Кубок Америки. Это старейшее соревнование в мире, дошедшее до сегодняшних дней. Стартовый заплыв датируется 1857 годом. Свое название гонка получила в честь самого первого победителя – яхты «America». Всего регата насчитывает 35 розыгрышей (крайний запланирован на 2017 год). Малое количество соревнований связано с двадцатилетним перерывом, который случился после окончания Второй мировой войны.

Какие яхты бывают

Каждое спортивное соревнование выставляет свои требования к конструктивным особенностям парусных лодок. Всего существует семь критериев (типов) яхт, по которым устроители принимают решение, ставить ли экипаж на ту или иную гонку.

  1. Монотип. Это критерий, согласно которому лодка должна соответствовать регламентированным габаритным размерам и конструкция ее отвечать принятым нормам.
  2. Макси-яхты – класс соревнований, где участия принимаются спортсмены, чья лодка не менее 30 метров в длину.
  3. Обмерная формула. Здесь в расчет берется несколько параметров – длина, водоизмещение, площадь парусов – по которым экипаж допускается к участию. Лодка должна отвечать каждому выставленному параметру.
  4. Крейсеры и шверботы. Принимают участия только лодки соответствующих конструкций. Иногда соревнования разделяют на заплывы крейсеров и шверботов по отдельности.
  5. Гонка однокорпусных яхт.
  6. Заплыв катамаранов.
  7. Соревнование тримаранов.

Состав экипажа

Логично, что скорость – главный залог победы в гонках. Поэтому важно, чтобы во время соревнований на лодке не находилось чего-либо постороннего – прагматизм, возведенный в абсолют. На борт берут только то, что может реально пригодиться при заплыве. Тоже касается и людей. Все спортсмены должны заниматься своим делом. Каждая ситуация доведена до автоматизма.

У любой регаты есть правила. Разделяют следующие виды гонок по составу участников:

  • Одиночные. Парусной лодкой управляет один человек.
  • Командные. Яхтой управляют несколько спортсменов – от 2-х до 40 (количество зависит от типа судна).
  • Возрастные – к гонкам допускаются спортсмены, достигшие определенного возраста.
  • По половому признаку. Некоторые состязания допускают смешанные команды (где есть мужчины и женщины), другие практикуют гендерное разделение.

Факты парусного спорта

Парусный спорт мало популярен. Это привело к тому, что вокруг этого состязания образовалось несколько ложных мифов, которые к реальному состоянию дел не имеют отношения. Так, думают, что для занятия парусным спортом нужен высокий рост и крепкое телосложение. Это ошибка. Природные данные играют незначительную роль. Существует множество типов и видов яхт, которые подойдут людям с малым ростом. А вот относительно хорошей физической подготовки – правда. Она никогда не повредит, а иногда будет подспорьем при управлении парусной лодкой.

Обычно, технологии приводят к тому, что современные модели априори эффективнее, чем предшественники. Парусный спорт этим отличается. Ведь некоторые яхты конца 19 века были быстроходнее современных аналогов.

Кораблестроение – это искусство, которое не заменить компьютеризированными процессами. Но конструкция современных яхт способствует продолжению движения при встречном ветре, чего нельзя сказать про старые модели лодок.

Еще одна забавная легенда гласит, что спортсмены, во время регаты, питаются только сырой рыбой. Нет. Продукты запасают заранее, еще на суше. Единственное, что ограничивает яхтсменов – вес. Для того чтобы судно передвигалось как можно быстрее его нельзя перегружать. Поэтому многие продукты грузят на лодку в сублимированном виде.

И последнее, яхтинг – стезя профессионалов. Но это если речь идет про соревнования. На любительском уровне, для крейсерских заплывов из порта в порт, освоить азы мореходства доступно за 17 дней.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector