2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трассовое катание. Уровни и особенности. Трассы и выбор лыж

Содержание

Как выбрать первые лыжи для внетрассового катания

Как помочь «начинающему» фрирайдеру (безотносительно его предварительной горнолыжной подготовки) выбрать свой первый комплект снаряжения?

Если посмотреть горнолыжные интернет-ресурсы, это, пожалуй, один из самых обсуждаемых там вопросов, по количеству кликов сравнимый только с «научите правильно катадзе» и «90-60-90 ищет попутчика для паездки в КуршАвель». Зачастую три этих топика начинаются одновременно одним пользователем по принципу «Хочу всё и сейчас».

Скажу сразу, увидев такой вопрос в начале темы, дальше не читаю, потому что практически каждый ответивший непременно расскажет о себе любимом и своём «любимом» (т.е. инвентаре), и критерий объективности отнюдь не самое важное в подобных обсуждениях. Поэтому не знаю, будут ли мои советы какими-то откровениями для интересующихся, но в любом случае постараюсь, чтобы они были полезными.

Есть всего одна беспроигрышная рекомендация: пробуйте сами.

На самом деле человеку с большим опытом довольно трудно что-либо советовать начинающему, так или иначе «опыт» будет довлеть, и личные ощущения от какой-то определённой модели лыж не совпадут с ощущениями не то что новичка, но даже товарища со стажем. Есть одна беспроигрышная рекомендация: сначала пробуйте сами, а потом покупайте то, что подходит больше всего конкретно вам. По идее эту статью можно и закончить на этом месте. Но пару прописных истин на пару листов ещё упомяну.

Святослав Рычков

Опыт катания с 1980 года. Работал лыжным гидом и инструктором.

К вопросу о ширине талии

Попытаюсь вспомнить себя, ищущего свои первые лыжи для глубокого снега. Как и многие, старательно штудировал результаты тестов различных лыжных журналов и форумных гуру, а в результате мне понравились лыжи, которые на тот момент всеобщего восторга не вызывали. Если быть точным, это были мои вторые целинные — Salomon Pocket Rocket. А первые выбрал просто по геометрии: сочетание максимальной ширины с минимальным собственным радиусом поворота. Ими были Kneissl (уже несуществующий бренд) с талией 80 мм, самой широкой не только в коллекции бренда того года, но и на европейском рынке. Не говорим о североамериканском рынке, где уже присутствовали модели от Atomic и Volkl для хели-ски с шириной более 100 мм, выпускавшиеся, как ни странно, ещё с «докарвинговых» времён.

Всё изменилось довольно резко в начале нулевых, которые у производителей горнолыжного инвентаря начались под лозунгом «Карвинг в массы, фрирайд — молодёжи!» Интересно, что в этой парадигме, так или иначе, мы живём и поныне. Первыми как всегда стали наши «американские друзья» в массовом сегменте — фирма К2. Помимо них в Штатах и Канаде уже на тот момент существовало немало гаражных брендов, выпускавших широкие лыжи для фрирайда и телемарка. Впрочем, было бы несправедливо не упомянуть, что в Европе тоже кое-что было. Так вот, K2 отважились на модель с талией около 90 мм (AK Enemy, а потом Seth Pistols), с тех пор эта ширина стала стандартом для фрирайд-универсалов.

Лыжники с хорошей техникой, любящие трассовое катание, предпочитают именно такие модели — с талией 90-100 мм, по своим ходовым характеристикам стоящие ближе к расширенному слалом-гиганту (классическая постановка креплений, сочетание кэмбера с передним рокером, задний может и отсутствовать, возможно наличие титанала в конструкции, с хорошей торсионной жёсткостью), чем к целинным твинтипам с серединной постановкой креплений. Такая талия сочетается с собственным радиусом от 18 до 24 м (больший радиус требует более мощного, скоростного катания, а соответственно большего умения и силы). Эти универсалы отлично ведут себя на подготовленной трассе, но благодаря ширине уже всплывают в целине, всё зависит от её плотности и умения самого лыжника, а оно требуется.

Мягкие vs жёсткие

Но вряд ли эксперты читают подобные статьи — они сами дают рекомендации. Поэтому продолжим для тех, кто ещё не силён в технике (но, может, о себе так и не думает), но пофрирайдить уже не прочь.

Сразу бы хотел предостеречь от расхожего заблуждения, что чем лыжа жёстче, тем она «спортивнее», подразумевая продольную жёсткость. На самом деле «спортивность»-цепкость на льду связана с высокой торсионной жёсткостью, которую проще получить в продольно жёстких лыжах, но не обязательно (современные технологии тому в помощь). Выбор модели по жёсткости — очень индивидуальное дело и многофакторное. Обобщая, выделим следующие конструктивные особенности, характерные и для узких, и для широких лыж:

  • Жёсткая середина в моделях с кэмбером обеспечивает лучшую цепкость на льду: чем длиннее эта часть, тем на большей скорости вы стабильно (без срывов канта) можете делать резаные повороты.
  • Мягкая передняя часть (назовём это носком лыжи, хотя сам носок гораздо короче, чем то, что мы имеем в виду под этим названием — переднюю треть или четверть лыжи) облегчает вход в поворот, но требовательна к «продольной» работе — маятниковый перенос веса лыжника по длине лыжи в повороте. Слишком резкая загрузка носков может привести к тому, что лыжа взбрыкнёт, и вы полетите через голову.
  • Жёсткая пятка (опять же: не сама пятка, а, в среднем, последняя четверть длины), подстраховывает на приземлениях, но требовательна к технике: чуть «засиделся» в повороте — и уже несёшься вниз напрямую. Мягкая пятка в такой ситуации может просто вывезти поперёк склона, но при ошибке в приземлении уложить на спину. Да и как объективно считать, что мягко, а что жёстко? Порой можно услышать прямо противоположные мнения об одной и той же модели, хотя дотошные американские парни проводят тесты на жёсткость, нагружая лыжу стандартным весом и измеряя изменение прогиба.

Ростовка

Не вызывает споров, пожалуй, только один показатель — площадь скользящей поверхности лыжи. Абсолютная объективность, ни прибавить, ни убавить, если только не сломать. Понятно, что лыжи с большей поверхностью всплывают легче, т.е. на меньшей скорости. И тут мозг начинающего фрирайдера начинает дымиться от напряжения. Логика советует брать более широкие лыжи, а пугливое подсознание призывает к осторожности: «Ты не справишься с лыжами, которые шире твоих обычных на 40, а то и более миллиметров»! Расскажу историю. Человек, не умевший кататься на лыжах вообще, полетел за компанию со своими друзьями на хели-ски. Ну, и стало ему скучно, а может, обидно одному в вертолёте сидеть, ожидая других. Решил попробовать. И поехал. Технически, может, и неверно, но поехал. Потому как широкие лыжи в целине едут почти так же, как узкие по ратрачке. Опасаться стоит, скорее, не ширины, а излишней длины, особенно, когда форумные гуру талдычат про «. мочить и спрямлять и short skis sucks!»

Да, длина даёт преимущества на ходах, скоростную стабильность, но что делать, если техники ещё недостаточно и «поворот стопами» — незнакомое словосочетание, а перед вами не ледниковые поля среднего уклона, а лес или узкий кулуар, снег мокрый, а то и разбитый. Ответ один: берите лыжи в рост или немного выше. С годами я и многие мои хорошо катающиеся друзья (что интересно, разного роста и веса) пришли к решению: не длиннее 186 см! Такая длина оптимально сочетает стабильность и вёрткость. Хотя мода на двухметровые шпалы и нас не обошла.

Радиус поворота лыжи

Поговорим о собственном радиусе поворота лыжи (СРП). Для тех, кто не знает, что это означает, поясню. Если продлить линию выреза лыжи (вдоль канта), то она рано или поздно замкнётся в окружность, радиус которой и указан на каждой лыже. Такое геометрическое действие возможно, только если вырез одного радиуса (монорадиус) — такой у большинства райдовых лыж (у нас все такие), он обеспечивает просчитываемое ведение дуги.

Мультирадиус

Но бывает и мультирадиус, например, двойной как у моделей с V-shape (в текущем сезоне таких лыж у нас нет). V-образная форма, носок шире пятки, меньший радиус на носке облегчает вход в дугу, а больший на пятке даёт спокойно её завершить, кроме того такая форма обеспечивает «автоматическое» всплывание носка (а узкая пятка — тонет). Scott в некоторых своих моделях (например, Scrapper) использует иное распределение радиусов: очень большой в средней трети и меньшие на концах (возможность укоротить поворот активной продольной работой).

Лыжи с радиусом до 20 м

Целевое назначение короткорадиусных (до 20 м СРП) моделей — backcountry-freestyle. Наиболее популярны у начинающих райдеров из-за лёгкости использования в целине, чётко режут на жёстком снегу короткой центральной частью, а довольно длинные концы с рокером включаются в работу в глубоком снегу, стабильны на скоростях от низких до средних.

Читать еще:  Прыжки на батуте. Соревнования и применение. Плюсы и особенности

Лыжи с радиусом более 20 м

И третья группа лыж, о которой коротко упомянул в начале статьи, — с СРП больше 20 м. Довольно жёсткие продольно, задний рокер отсутствует или не выражен, с талией от 100 до 115 мм. Будут интересны мощно катающимся райдерам в самых разнообразных условиях. Кстати, именно такие модели дублируются производителями в облегчённом варианте для любителей фрирайда/ски-тура.

Пара замечаний по сочетанию формы лыжи с кэмбером и рокером. Наиболее характерное — весовой прогиб (кэмбер) в средней части совпадает с вырезом (часть лыжи от сечения с максимальной шириной в передней части до аналогичного в задней, за этими сечениями начинаются рокеры — подъёмы носка и пятки). Чтобы уменьшить инертность концов (многим не нравится, как они «болтаются» в плоском ведении, когда лыжи слабо закантованы), производители используют различные технологические новшества, призванные редуцировать вес и площадь этих частей лыжи. Некоторые бренды под чисто целинное катание производят полнорокерные (кэмбер наоборот) модели. Их преимущества в глубоком снегу очевидны, а вот на жёстком они требовательнее к технике (продольному балансу) лыжника.

Таким образом, оценив свои физические и технические возможности (или их недостатки), можно приблизительно понять какой формы, ростовки и жёсткости должны быть ваши первые лыжи, важно, конечно же, понимать, в каких условиях вы будете кататься. Многие заблуждаются, предполагая найти универсал на все случаи в горах, а начинающие к тому же хотят сделать это с первого раза. Блажен, кто верит.

Наш топ-10 лыж для новичков во фрирайде

Подборка лыж этого сезона. Одни уже в магазинах и на сайте, другие в пути и скоро появятся в наличии.

Movement FLY TWO 115

172 см (138/115/133 мм, 18 м) | 180 см (138/115/133 мм, 19 м)

DPS Alchemist WAILER 112

168, 178, 184 и 189 см, 141/112/128 мм, 15-18 м (184 см)

Black Crows Anima

182 см (142/115/126 мм, 21 м)

Fischer Ranger 102 FR

184 и 177 см, 136/102/126 мм, 18 м, 2 кг

ZAG Slap 104

182 см, 125/104/136 мм, 19 м

ZAG Slap 112

182 см и 188 см (130/112/141 мм, 22 м)

Atomic Bent Chetler 120

184 см (143/120/134 мм, 19 м) и 192 см (144/120/135 мм, 20 м)

Atomic Bent Chetler 100

172 см (128,5/100/119 мм, 18 м)

Salomon N QST 118

185 см (142/118/129 мм, 25,5 м)

Rossignol Soul 7 HD

188 см (136/106/126 мм, 18 м)

Armada ARV 116 JJ

185 см (139/116/135 мм, 18 м)

Armada ARV 106

180 см (134/106/123, 20,5 м)

Обзор горнолыжных креплений сезона 2018/19

Что в рюкзаке у фрирайдеров в Красной Поляне

Результаты тестов лыж сезона 2017/18 в Шерегеше (ВИДЕО)

Лыжи для фрирайда: история, виды и технология рокер

Присоединяйтесь к нам

Сергей Зон-Зам, президент компании, основатель и бессменный лидер АльпИндустрии, взрослел в горах

Сергей Ковалев, директор по развитию, МСМК, покоритель Эвереста и сложных вершин по всему миру

Иван Аленцев, Старший инструктор по альпинизму Горного клуба АльпИндустрия

Трассовое катание. Уровни и особенности. Трассы и выбор лыж

Трассовое катание — один из самых популярных видов горнолыжного спорта, пользующийся спросом и у профессионалов, и у начинающих. В нем каждый находит собственный смысл: у одних — спортивные достижения, у других — удовольствие, третьи любят скорость, а четвертые — просто «тусовщики». Доступность трассовой езды обусловлена тем, что от лыжника не требуется высокого уровня подготовки. Да и набор снаряжения минимален: лыжи с палками, ботинки, шлем, очки, а в идеале — горнолыжный костюм. Им занимаются и начинающие, и опытные спортсмены. Катаются не ради достижений, а просто для удовольствия.

Трассовое катание и его уровни

Данная дисциплина выступает основой для других видов горнолыжного спорта. Оборудованный склон — лучшее место для обучения технике.

Трассовое катание включает в себя пять уровней подготовки:
  1. Базовый. Изучение основ управления и контроля над лыжами.
  2. Освоение скользящего поворота.
  3. Обучение технике резаного движения.
  4. Изучение основ карвинга.
  5. Уровень мастера. Предполагает постоянное совершенствование техники катания.
Категории трасс для трассового катания

Во всем мире принято оборудовать склоны с различным уровнем сложности. Это делается для того, чтобы лыжники с разным уровнем подготовки могли выбрать подходящий для себя. В нашей стране трассы разной сложности обозначаются цветом: зеленые — легкие, с малым уклоном, синие и красные – средние, черные — экстремально крутые.

Легкие трассы рекомендованы для начинающих спортсменов. На них нет многочисленных поворотов и скоростных участков, могущих повлечь падение и травму. Более извилистые и крутые уклоны предназначены для тех, кто в совершенстве владеет техникой спуска и имеет профессиональное снаряжение.

Классификацию склонов проводит комиссия экспертов по ряду показателей, таких как:
  • Градус уклона.
  • Рельеф.
  • Профиль.
  • Качество разметки.
  • Пропускная способность.
  • Наличие подъемника.
  • Протяженность и сложность маршрута. Для оценки сложности выполняется заезд опытным спортсменом, после чего трассе присваивается соответствующая категория.

Склоны без отбойников и ограждений, защищающие спортсменов от вылета с трассы, не получают лицензии.

Характеристики трасс
  • Зеленая. Признается наиболее легкой, поэтому рекомендована для начинающих. Она широкая, ровная, имеет небольшой уклон (не более 25 градусов). На таком склоне можно развить минимальную скорость, что исключает травму и позволяет отработать технику.
  • Синяя. Уклон трассы примерно равен тому, что и в предыдущей категории, однако на ней присутствуют неровности, преграды и извилистые повороты. Подобный склон универсален, он подходит для новичков и для мастеров. Первые могут отработать технику, а вторые — развить скорость. Подобные трассы пользуются наибольшим спросом среди отдыхающих на горнолыжных курортах.
  • Красная. На подобных трассах новичкам места нет, ведь они изобилуют резкими поворотами, участками с большой скоростью, а также являются довольно крутыми — порядка 45 градусов. Для спуска по такому склону требуется хорошая техническая и физическая подготовка.
  • Черная склон. Экстремальная трасса, преодолеть которую под силу лишь мастеру. Для такого спуска характерна высокая скорость движения и вероятность лавины.

На отдельных курортах трассы экстремальной сложности обозначаются не черным, а оранжевым или желтым цветом.

Характеристики трассовых горных лыж

Трассовое катание предъявляет особые требования к лыжам: у них узкая талия, широкие пятка и нос. Такие параметры позволяют выполнять резаные движения, резко входить в повороты, развивать высокую скорость на ровной трассе.

Тем, кому нужны лыжи на каждый день, следует отдать предпочтение универсалам. Их талия шире, рокер впереди больше, и они не так сильно режут склон, зато и отдача их не так сильна, что делает катание более комфортным, независимо от рельефа.

Трассовые горные лыжи оптимальны для быстрой езды: именно она позволяет им обнаружить свой потенциал. Центробежная сила компенсируется высокой торсионной жесткостью, что не позволяет лыжам уходить в боковое скольжение.

Трассовое катание предполагает езду по дуге, а скорость тем выше, чем больше радиус этой дуги. Последний показатель обусловлен радиусом бокового выреза лыжи, исходя из чего выделяют:
  • Слаломные лыжи с коротким радиусом. Они имеют меньшую жесткость и радиус от 9 до 12 м, а носок по ширине значительно превосходит талию. Подходят для передвижения по трассе малыми дугами.
  • Средне радиусные. Имеют среднюю жесткость и ростовку, а также радиус 12-17 м.
  • Длинно радиусные. Обладают максимальной жесткостью, а их радиус варьирует в интервале 17-25 м. Позволяют развивать высокую скорость и выполнять спуски по широким склонам.
Как выбрать трассовые лыжи
Для приобретения качественного оборудования рекомендуется воспользоваться советами профессионалов:
  • Не следует приобретать лыжи, ни разу не покатавшись. Ведь понять, последуют ли дальнейшие тренировки, можно только выполнив хоть бы один спуск. В большинстве случаев после первого катания люди оставляют свои попытки.
  • Первыми лыжами должны стать именно трассовые. Ни универсалы, ни лыжи для фрирайда не подойдут для новичков — на них вероятнее мучение, чем обучение. Трассовое катание предполагает отточенную технику поворотов, торможений и наклонов.
  • Для обучения лучше всего подойдут лыжи с малым боковым вырезом. Этот параметр влияет на величину радиуса поворота, а он, в свою очередь, определяет уровень управляемости лыж. Значение данного показателя для женщин — 11-14 м., для мужчин — 12-15 м.
  • Даже новичку следует приобретать лыжи среднего или экспертного уровня. На самом деле, между начальным и среднем уровнем подготовки не такой уж большой временной промежуток — около недели. Поэтому покупать лыжи для новичков нет смысла — слишком быстро придется их менять. Главное, понять, что трассовое катание — это не минутное увлечение, а серьезное занятие.
  • Важно выбрать правильную ростовку. Длина трассовых лыж должна быть меньше роста спортсмена не более, чем на 10 см. Однако злоупотреблять длиной не стоит — конечно, этот параметр увеличивает стабильность движения, но в то же время выполнять резкие маневры становится сложнее.
  • Не стоит забывать про вес. Чем солиднее вес лыжника, тем длиннее лыжи — это общее привило.
  • Не следует покупать лыжи б/у. Даже на время учебы приобретать старый инвентарь не имеет смысла — подобные лыжи изготовлены, как правило, по старым технологиям, они не удобны и сложны в управлении.
  • Покупая лыжи, нужно ориентироваться на собственные ощущения. Советы здесь могут сыграть плохую службу, ведь каждый катается собственной техникой.
  • При выборе лыж необходимо учитывать регион катания. Так, для Шерегеш или Урала оптимальным вариантом станут лыжи для слалома, поскольку трассы там сохраняют жесткость покрытия в течение дня.
  • При наличии возможности лучше протестировать лыжи. Многие крупные магазины предоставляют такую услугу: можно бесплатно покататься, а только потом купить инвентарь.
Трассовое катание в Красной поляне

Горнолыжный курорт Красная поляна известен отличными условиями для трассового катания. Однако трассы Красной поляны предъявляют свои требования к инвентарю, не каждые лыжи подойдут для имеющихся там трасс.

В Красной поляне, на Розе-Хуторе, Горки-Городе и Альпике склоны узкие, изломанные, перегруженные и часто разбитые, имеют средний уклон и небольшую ширину. Катаясь там, придется все время объезжать препятствия.

Читать еще:  Фитбол аэробика. Польза и базовые упражнения. Мячи и особенности

Кроме того, климат в Красной Поляне теплый и влажный. Поэтому снег чаще всего рыхлый. Жесткой трасса бывает только поутру.

Для таких условий необходимы лыжи со следующими характеристиками:
  • Небольшая продольная жесткость — помогает комфортно передвигаться по рельефу, не отбивая ног.
  • Высокая маневренность для преодоления многочисленных неровностей.
  • Малый радиус поворота — позволяет гасить скорость на крутых участках, а на узких выполнять частые повороты.

Тем, кто планирует активный отдых на горнолыжном курорте Краснодарского края, необходимо учитывать эти параметры.

Классификация горнолыжных трасс

Классификация горнолыжных трасс имеет свою цветовую градацию в зависимости от уровня сложности. Современные курорты используют четыре цветовых обозначения: зеленый, красный, черный, синий.

Кроме этого существует деление на категории по качеству обслуживания. В первую входят трассы, обслуживание которых осуществляется регулярно с помощью специальной техники. Во вторую группу входят склоны, которые контролируются службой безопасности. Чтобы не ошибиться, горнолыжнику следует научиться разбираться в принципах классифицирования.

Для чего нужно разделение на категории

Трассы делят по категориям, чтобы горнолыжник выбирал спуск исходя из своих навыков и умений. Крутые склоны, множественные повороты, скоростные участки могут обернуться травмой для неопытного лыжника. Подобная лыжня предназначена для подготовленных спортсменов, имеющих высокий уровень подготовки, профессиональную технику и управление снаряжением. Для тех, кто только начинает постигать азы лыжного спорта, предназначены безопасные места для тренировок и оттачивания навыков.

Для классификации собирается группа экспертов, которая оценивает отдельно каждый склон. Они внимательно изучают всю протяженность маршрута и на основе полученной информации анализируют объект. Трудность маршрута оценивается опытным спортсменом, который совершает заезд по указанному склону. После завершения всех проверочных действий трасса получает определенную категорию.

Существует несколько оценочных критериев. Наиболее важными являются: градус наклона трассы, уровень рельефности, характеристика профиля. К существенным факторам при оценке относятся: качество нанесенной разметки, подъемные механизмы и их пропускная способность согласно установленным показателям. Однозначный отказ в лицензии получают склоны, не имеющие отбойников и ограждений на опасных участках. Они необходимы для защиты спортсмена от вылета за пределы трассы.

Сложность горнолыжных трасс по цветам

В общепринятую градацию горнолыжных трасс по цветам входят:

  • Зеленые спуски. Они считаются самыми легкими и подходят для тех, кто встает на лыжи впервые или имеет небольшой опыт езды. Характеризуются большой шириной, ровной поверхностью, маленьким углом наклона, который не превышает 25 градусов. Спортсмены спускаются на минимальной скорости, отрабатывая технику и движения, не боясь упасть, травмироваться.
  • Синие склоны. На спусках синего цвета угол наклона варьируется в пределах 25 градусов с небольшими изменениями в большую или меньшую сторону. На трассе отсутствуют бугры, выступы, препятствия, крутые повороты. Угол наклона позволяет непрофессиональным лыжникам разгоняться до безопасных пределов, сохраняя при этом равновесие и не опасаясь получить травму. Трасса синего цвета универсальна: юниоры могут отрабатывать и закреплять навыки, а профессионалы – вырабатывать катание на высокой скорости. Этот вид классификации используется на всех горнолыжных курортах и считается самым знаменитым среди туристов.
  • Красная трасса. Сложность горнолыжных трасс красного цвета не рассчитана на новичков. На них есть резкие повороты, препятствия, скоростные участки, а угол наклона колеблется в пределах 30-40 градусов. Для неопытных спортсменов выход на красный склон чреват опасными последствиями. В зависимости от курорта, красный спуск может быть немного сложнее синего или, наоборот, быть максимально приближен к экстремальным условиям. Для покорения подобного склона требуется высокий уровень подготовки спортсмена, который не всегда имеется даже у опытных лыжников.
  • Черный склон. В эту категорию входят максимально опасные и сложные трассы, предназначенные для профессиональных лыжников и мастеров спорта. Данный вид характеризуется возможностью развития огромной скорости или лавинного схода при относительно безопасной лыжне.
  • Некоторые курорты оборудуют трассы оранжевого или желтого уровня повышенной сложности. Они аналогичны черным.

Благодаря общедоступной классификации, не сложно сделать выбор в пользу определенного цвета, опираясь на свой опыт.

Особенности маркировки сложности горнолыжных трасс в странах

Единой общепринятой классификации не существует, поэтому каждый горнолыжный курорт устанавливает свои требования безопасности.

В Североамериканской градации используются геометрические фигуры конкретного цвета для определения опасности:

  • Круг зеленого цвета. Указывает, что угол наклона может достигать от 6 до 25 градусов. Видя такой знак, можно рассчитывать на широкий, пологий, ухоженный склон без препятствий, подходящий для неопытного спортсмена.
  • Квадрат синего цвета говорит о лыжне среднего уровня сложности с углом наклона до 40 градусов. Здесь нет резких поворотов, крутых спусков и неровностей. На ней можно оттачивать мастерство на начальном этапе занятий горнолыжным спортом.
  • Ромб черного цвета. Отличается углом наклона более 40 градусов. Узкий, крутой и труднопроходимый склон предназначен для профессионалов. Есть также двойной черный ромб, говорящий о чрезвычайной опасности, справиться с которой могут только мастера лыжного спорта. Перед тем, как сделать выбор в пользу данного вида, стоит серьезно оценить свои возможности.
  • Прямоугольник оранжевого цвета. К этой классификации относятся специальные парки, оборудованные препятствиями, трамплинами, трюковыми перилами. Они предназначены для джиббинга и других видов экстремального катания. Их можно найти не на всех курортах.

На европейских курортах распространена цветовая градация:

  • Зеленый цвет говорит о том, что лыжня подходит для детей и юниоров. Ее несложно найти, потому что она расположена в начале. Здесь есть небольшие подъемники, отсутствует большой перепад высоты, ухоженная и безопасная территория.
  • Синие спуски по сложности аналогичны североамериканским трассам под знаком зеленого круга. Несложная, подготовленная лыжня для начинающих ездоков.
  • Красный цвет говорит о более крутых перепадах высоты. Здесь хорошо утрамбован верхний слой и проводится регулярная чистка. Уверенный лыжник будет чувствовать себя хорошо на красном склоне.
  • Черный цвет, как в любой классификации, является признаком опасности. Такой спуск может быть не укатан, иметь резкие повороты и неровности.
  • Желтые склоны не укатываются машинами и не патрулируются службами безопасности. Встречаются в специально выделенной курортной зоне для катания вне трассы.

Опираясь на классификацию, несложно выбрать нужную лыжню на любом горнолыжном курорте мира.

FAQ для начинающих фрирайдеров-лыжников

1. Особенности в снаряжении и экипировке лыжника при катании вне трасс?

Какие лыжи брать для фрирайда? (ширина min/max,ростовка(по сравнению с ростом райдера) min/maх,жесткость)
Жесткость лыж для фрирайда, что от нее зависит, как выбрать ту, которая оптимальна именно для твоего стиля, уровня, рельефа катания?
Какие лыжи лучше брать начинающим (без опыта) фрирайдерам?

Выбор оптимальной лыжи для фрирайда занятие глубоко личное, почти интимное)) Оптимальность зависит от физических данных – роста, веса, силы и выносливости. Также это зависит от рельефа, по которому предстоит кататься, скорости и манеры катания. И главный критерий понимания этого – личный опыт.
Поэтому можно порекомендовать начинать с моделей умеренной геометрии. Ростовкой на 5-10 см выше вашего роста и примерно 100-110 мм талией.
В общем, можно сказать, что длинные и жесткие лыжи стабильнее держат заданную траекторию. Короткие – более верткие. Чем мягче лыжа, тем меньше нужно усилий (и скорости) для поворота на ней. При этом нет смысла гнуть их в магазине, единственный верный критерий – их работа на склоне.

Нужно ли обязательно покупать специальные лыжи для фрирайда или можно начать на своих обычных, для «трасс»?

Можно, по крайней мере, я именно так и начинал)) Кроме того, иногда у нас можно потестить верхние фрирайд-модели. Мы тестировали модели MOMENT, также была возможность попробоватьBlackDiamond. Надеюсь, что и в следующем сезоне продолжится тема тестирования широких лыж в нашей школе.

Какие лыжи точно не брать в Кировск / для фрирайда?

Беговые и спортцех))

С каким рокером лучше брать лыжи?

Не парьтесь, честно.

Установка креплений: по каким меткам? стоит ли переставлять крепления?

Я ставлю крепления по меткам производителя и не парюсь над“плюс-минус 5 мм”. Я считаю, что инженеры-конструкторы знают свое дело, по крайней мере в тех лыжах, которые я выбираю. Непреодолимое и обоснованное желание сдвинуть крепление от центральных меток может возникнуть только в процессе практического тестирования, а не в интернет-обсуждении.

Отличается ли настройка креплений для фрирайда? Нужно ли ослаблять или закручивать «отстрел» пятки/носка? Всегда ли надо регулировать усилие срабатывания пятки и головки креплений на одинаковое значение или есть особенности снежного покрытия когда надо, например, увеличить усилие на пятке или на головке креп?

Настройка срабатывания креплений зависит от веса лыжника и манеры катания. Какой-то особенной настройки креп под фрирайд нет. Ослаблять крепы по сравнению с обычным катанием нет смысла – рельеф вне трасс, как правило, сложнее, значит больше шансов потерять лыжу. Затягивать сверх меры также не стоит. Все-таки срабатывание креплений бережет вас от травм, нет смысла добровольно отказываться от этой защиты. На склоны, где отстегнутая лыжа неминуемо приведет к травме, мы вас не поведем. Не обязательно головка и задник креплений будут отрегулированы одинаково. Это зависит от особенностей катания. Например, пятка может быть затянута потуже для высоких прыжков. Но все-равно эти значения где-то рядом. Еще стоит проверять правильность подгонки креп по размеру ботинка, чтобы получился преднатяг при вщёлкивании.

Какие ботинки подходят для фрирайда, а какие нет (жесткость, что-то еще?)

Самое важное, чтобы ботинок был удобен, как и любая другая обувь. Жесткость не имеет принципиального отличия от ботинок для катания вдоль подъемника.

Ски-турные крепления: имеет ли смысл ставить для поездки в Кировск? / вообще для фрирайда?Существуют ли ски-турные адаптеры?

Специально ставить ски-тур крепления для участия в наших программах не нужно. Веса они добавляют (я имею ввиду серьезные крепы, позволяющие как ходить, так и полноценно кататься), а доля ски-турного хождения в школе невелика. Другое дело, если вы планируете погулять по Хибинам. Я использую ски-турные адаптеры. Беру их не всегда, по необходимости. С ски-туром неминуемо возникнет и следующий вопрос – про камуса. Этим вопросом и мне предстоит более основательно заняться)

Как выбрать для себя палки? Как установить правильную длину палок?

Читать еще:  Дротики и копья. Конструкция и материал. Как выбрать и особенности

Палки должны нравиться) Их выбор никак не отличается от выбора палок для трассового катания.Если по этому поводу возник вопрос, значит еще рано во фрирайд))) В наших программах удобно использовать телескопические палки. Причем выбирать их с запасом длины. Компактно убирать их на рюкзак не так актуально, как еретикам сноубордистам. Зато дополнительные сантиметры очень пригодятся при выталкивании по пологому после спуска.

Обязательно ли брать рюкзак, к которому крепятся лыжи? Какое крепление удобнее?

Да, обязательно. Причем функциональность рюкзака стоит проверить еще до поездки. Система крепления не принципиальна, тут кому как нравится. Мне удобнее, когда лыжи крепятся по диагонали.

Какая защита точно нужна лыжнику? Какая желательна?

Обязательно нужна каска. Все остальное – индивидуально. Правильно упакованный рюкзак защищает спину. Я часто катаюсь без защиты, но это не пример для подражания, честно. Это просто плохая привычка. На время серьезных спусков и соревнований я всегда в шлеме

Отличается ли подготовка лыж для катания вне трасс от обычного сервиса? Нужно ли делать ски-сервис перед поездкой?

Никаких особенных отличий в подготовке лыж любителей трассового или внетрассового катания я не вижу. Спортсмены борются за сотые секунды, а нам это не актуально, поэтому простой ски-сервис – заплавка дыр в скользяке и заточка кантов вполне достаточна. Кто-то наверняка начнет упираться по поводу углов заточки, но это не ко мне. Если вы много катаетесь вне трасс, то задача максимум – это вывести ровную и острую грань канта, выправить зарубки от камней… А 89 или 90 градусов – это актуально спортсменам и профессионалам интернет-райда))

2. Особенности в технике катания вне трасс.

Какие отличия в технике катания вне трасс относительно трассового катания?Какой стиль трассового катания применяется на целинном / мягком снегу / буграх / застругах? Если отличия в катании по трассам и вне трасс существуют, на что обратить внимание при подготовке к поездке во фрирайд-школу? Что стоит подтянуть в технике катания, чтобы чувствовать себя уверенно во фрирайд-школе с первого-второго дня? Какие мышцы в большей степени задействованы у лыжников во внетрассовом катании? Можно ли за 1-2 месяца «подтянуть» эти группы мышц? Как это сделать, как тренировать? Насколько владение техникой прыжков важно при внетрассовом катании? Как можно овладеть техникой дропов / трюков? Насколько это безопасно? Можно ли тренироваться не в больших горах? Как тормозить, чтобы на фрирайде при закантовке не зарываться носом в снег (на трассе такой проблемы нет)?На глубоком снегу как правильно поворачивать, чтобы не зарываться? Какова техника катания в кулуарах? Как достичь мастерства в лыжах? Как совершенствовать свои навыки и умения?

Долго я парился над этим разделом, все лето)) И решил написать честно. Субъективно и, может быть, не всегда приятно, но полезно))

Чаще всего фрирайдерам не хватает умения кататься. Того самого, которому учат в спортшколе. Или на курсах под руководством инструктора. Человеку, уверенно катающемуся на лыжах, не составляет особых сложностей кататься вне трасс. Проверено на практических примерах. Разрядник или КМС по горным лыжам в первый же день будет кататься вне трасс круче, чем ЛВК, прошедший какую-нибудь бэккантри-программу с лавинными курсами. Поэтому первый совет – учиться кататься. Реально учиться реально кататься))

Следующее – я считаю, что катание во фрирайде должно быть адекватным. Адекватным способностям лыжника, рельефу и состоянию снега. Почему то широко распространено мнение, что во фрирайде главное — «мочить и спрямлять». Но в узких кулуарах, при плохой видимости или сложном рельефе удобно спускаться короткими поворотами, контролируя скорость и удерживая сцепление со склоном. А по разбитым весенним буграм в могульной технике. Другое дело, что половина «фрирайдеров» и пол склона не проедут такими «чих-пыхами», которыми дети в спортшколе на тренировке гоняют. А иногда нужно уметь именно «мочить» — уверенно проехать напрямую часть склона. Соответственно, «уметь кататься» для фрирайдера – это значит кататься разнообразно. Чем больше в техническом арсенале лыжника, тем адекватней, с большей безопасностью и удовольствием вы сможете кататься.

Далее, каждый должен заниматься своим делом. Все возможно при должном желании) Хочется тренироваться в межсезонье – похвально и разумно! Задайте поиск в интернете, информации сейчас полно. Или сходите в горнолыжку, пообщайтесь с тренером, зайдите на тренировку в межсезонье. По прыжкам и трюкам – тот же принцип. Есть информация, видеоуроки, есть возможности тренироваться на батуте и на горке под руководством инструкторов, используйте эти возможности. А попытку лечить чакры и пукры по интернету я воспринимаю бессмысленной тратой времени, уж извините, это часть практическая.

Рекомендую посмотреть фильм с Кириллом Анисимовым, есть в сети.
Со своей стороны получая регулярные предложения покататься вместе и поработать над техникой, в этом сезоне предлагаю практические занятия — http://rossfree.livejournal.com/22600.html

При дропах на рельефе имеет ли значение длина пятки лыжи? Дроп с приходом на длинную пятку проще выполнять, чем на короткую? Речь про приземление прямо, не в свитче.

Мне лично проще, да.

Лыжи с рокером тяжелее контролировать на жести и задутых склонах. При отсутствии второй более универсальной пары лыж как стабилизировать на таких склонах поведение лыж с рокером, за счет какой техники, может изменения стойки?

Эти сложности связаны с недостаточной длиной канта, удерживающего лыжу на жестком склоне. Ну и с недостаточной жесткостью лыжи, все-таки лыжи с рокером сделаны не для такого снега. А значит, для контроля в таких условиях нужно прикладывать больше усилий. Выхода два:
1. Использовать лыжи по назначению.
2. Качать ноги.
По сути, это как ответ на проблему «пилю дрова надфилем, так как пилы нет, что делать?» )))

3. Вопросы общего характера:

Какие правила необходимо соблюдать, катаясь в новом, незнакомом месте? Могу ли я кататься в незнакомых местах без гидов, если цены на их услуги для меня высоки?

Вы можете кататься как вам хочется, лишь бы не мешать другим, на то и фрирайд)) Как и в остальной жизни, вы в праве делать собственный выбор, и вынуждены за него нести ответственность.
Иногда действительно нет денег на гидов. Не буду разводить демагогию про то, что жизнь дороже. Несколько универсальных рекомендаций, которых я сам стараюсь придерживаться.

1. Старайтесь получать информацию напрямую, без посредников и испорченного телефона. Интересуйтесь о степени лавинной опасности у лавинщиков, спасателей, гидов. Опираться на информацию соседа по очереди не стоит, даже если у него весь рюкзак в нашивках. Стоит принимать его мнение только если это достоверная информация, например, если он видел следы лавин на склоне.Информация в духе «катался, все нормально» или «я думаю…» — ни о чем не говорит. Не доверяйте чужим следам.

2. Старайтесь собрать максимум информации о склоне. Некоторые склоны заканчиваются такими местами, из которых очень непросто выбраться. И речь не только о скальных сбросах, но и речке, преграждающей путь на трассу, пологом и протяженном выкате, заваленном снегом и т.п.

3. Лавины не единственная и не самая частая опасность в горах. Продумайте, что вы будете делать, если один из участников группы потеряет лыжу или получит травму. Нужно иметь четкое представление о том, куда выходит склон, о возможностях оперативной связи с остальным миром.

4. Старайтесь честно оценивать свои силы и силы участников. Брать неопытного друга в рискованное приключение только потому, что вы с ним еще с садика на соседних горшках сидели – не лучший мотив. Учитесь говорить «нет», иногда это лучший выход. Трезво мыслить в красивом месте в хорошей компании бывает трудно, но другого способа жить долго и счастливо нет.) Чем дальше находится от «цивилизации» место вашего приключения, тем больше нужен запас времени и других ресурсов.

Каковы основные законы внетрассового катания? Есть ли какой-то неписанный кодекс правил, которого необходимо придерживаться?

Я о таких не знаю в глобальных масштабах. Есть какие-то установки, возникшие в компаниях, на склоне… Например, не принято влезать без разрешения в группу. Когда спускается группа, соблюдая очередность, лучше подождать или выбрать себе другую траекторию спуска. Или, например, у нас на 25-м может быть введен добровольный мораторий на какие то места катания. Чтобы не подавать дурной пример) Но вообще – это все субъективно очень. И нет каких то пунктов по фрирайду, которые можно было бы почитать на стенде горнолыжного курорта. Я думаю, что нужно просто руководствоваться принципом – не усложнять жизнь и не портить настроение другим – фрирайдерам, спортсменам, туристам, канатчикам и т.д.

Где и как я могу узнать больше о фрирайде?Какие фильмы хорошо передают смысл и атмосферу фрирайда?Какие книги, статьи, журналы помогают больше узнать о фрирайде и сформировать свою точку зрения на философию фрирайда?

Это забавно) Есть много фильмов, ресурсов, посвященных фрирайду. Что-то мне нравится, с чем-то я не согласен. Но не в этом суть. Фрирайд для меня лично – это возможность познания и выражения. Себя и окружающего. Какой смысл формировать свое отношение к этому на основе догм и моды? Это возможность учиться, работать над собой, познавать. И у каждого из нас свой путь, даже если пути начинаются на одних и тех же вершинах. Пробуйте, познавайте сами, без посредников, это опыт чувства. Чтобы однажды точно понять «зачем». Я не могу дат ответ на этот вопрос, любой ответ терят свой смысл в данном случае. Фрирайд — это возможность ощущать жизнь здесь и сейчас. Возможность приостановить поток вопросов и почувствовать главные ответы на них.

уфф, я одолел это, Алекс, теперь твоя очередь ))

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector