90 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Парашют. Виды и устройство. Применение и особенности

Виды парашютов

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ

Современные парашюты – это зачастую парашюты “крыло”, которые классифицируются по 2 категориям:

1) По конструкции
2) По назначению

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1) Количество секций у купола (5,7,9,11), соотношение хорды к размаху
2) Форма купола ( прямоугольная, эллиптическая, и пр)
3) Материал купола ( F-111, ZP, комбинированные) и стропы (дакрон, микролайн, кевлар)

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Купола можно разделить на 2 категории – общего назначения и специализированные. Специализированные куполами это купола, которые полностью проявляют заложенные в них конструктивные возможности именно в том виде прыжков, для которого они предназначены.
Купола общего назначения, используются там, где все действия выполняется в свободном падении, до открытия парашюта.

  • Специализированные купола

К таким куполам относятся, купола для купольной акробатики и классической точности, а также сюда можно отнести запасные парашюты.

  • Купола для купольной акробатики

Современные купола для купольной акробатики это 7–и секционники из ZP или PF-3000, с удлинением от 1,89 до 2,25
В свою очередь, подразделяются на купола для перестроений и формаций.

Современные купола для купольной акробатики:
MATRIX; CONTACT 3000; DIAMOND; AR-7R; PRODIGY; EXPRESS; RUBIS; TRIATLON, LIGHTNING; INTERCEPTOR;

  • Купола, предназначеные для точности приземления

Это купола 7-и секционники из F-111, с удлинением около 2,0, толстым профилем, и характерными большими косынками на нижней кромке.
Относятся: PARA-FOIL; CLASSIC; PROFILE

Современные запасные парашюты в своем большинстве представляют собой 7-и секционные купола из F-111, с удлинением от 2,0 до 2,26.
Иногда встречаются 5-и секционники и круглые запаски.

5-и секционные: SWIFT; SOS
7-и секционные: PD-R; MICRO RAVEN;TEMPO; SWIFT+; STELLAR; MINI CRIKET; CRIKET; FIREFLIGHT; MAVERICK;FURY; SHARPCHUTER; EAGLE; TRANSFAIR; MINIMAX; TECHNO
Круглые: PIONER; LO-PO; FANTOM

  • Купола общего назначения

Здесь выбор очень велик.

ПАРАШЮТНЫЕ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

  1. ПО-9 серии 2
    Парашют обеспечивает надежную работу системы при общей массе парашютиста с системой до 100 кг на высотах до 2000 м. при скорости полета от 140 до 225 км/ч. Максимальная нагрузка при раскрытии купола не превышает 16g.
    Минимальная безопасная высота раскрытия 800 м.
    Вертикальная составляющая скорости планирования – 4.3 м/с.
    Площадь купола 22 кв. метра.
    Количество строп 24.
    Стропы из шнура ШТЛ-7-200
  2. ПО-16
    Парашют обеспечивает надежную работу системы при общей массе парашютиста до 100 кг на высотах до 2000 м. при скорости полета от 140 до 225 км/ч. Максимальная нагрузка при раскрытии купола не более 10g.
    Минимальная безопасная высота раскрытия 600 м.
    Вертикальная составляющая скорости планирования при полностью отпущенных стропах управления 5.0 м/с.
    В режиме сваливания купола до 5.5 м/с.
    При перемещении с минимальной горизонтальной скоростью 3.75 м/с.
    Ресурс 600 применений. Масса 10 кг.
    Площадь купола 22 кв. метра.
    Количество основных строп 24.
  3. ПО-17
    Система ПО-17 состоит из основного парашюта площадью ПО-16 и запасного парашюта, смонтированных в одной подвесной системе.
  4. Талка-С
    Учебный парашют. Основной – По-16 , запасной – З-5( ПЗ-81)
  5. Талка-М
    Основной По-16,запасной З-5 или ПЗ-81. Вытяжной парашют мягкий.
  6. Талка-3 “Радар”
    Основной – “Радар” – 9 секционный купол производства Ивановского завода.
    Запасной ПЗ-81. Вытяжной парашют мягкий.
  7. Система “Лесник-2”
    Приводится в действие ручным способом или прибором.
    Купол парашюта двухоболочковый имеет форму прямоугольника. Обеспечивает вертикальную скорость снижения не более 5 м/с при полетной массе парашютиста 100 кг.
    Диапазон применения:
    – высота – 600-2000 м,
    – скорость – 140-300 км/ч.
    Назначенный ресурс – 400 применений.
    Срок эксплуатации – 10 лет.
    Масса системы не более 14 кг.
  8. Система “Вжик”
    “Вжик” – планирующий двухоболочковый 7-ми секционный парашют с “косыми” нервюрами и эллиптической задней кромкой. Каждая секция парашюта еще разделена на три части, т.о. получается 21 секция, воздухозаборники каждой промежуточной секции частично закрыты. Любое поперечное сечение купола максимально совпадает с аэродинамическим профилем.
    ОП “Вжик” входит в состав парашютной системы “Гольф 4,2” с запасным парашютом К-15 и ранцем.
    Площадь парашюта 11,62 м2 (125 sq. ft.)
    Перегрузки при введении в действие на максимальной скорости 225 км/ч не более 7g
    Время разворота на 360° от 2,0 с
    Среднее значение вертикальной составляющей скорости планирования не более 5,5 м/с
    Среднее значение горизонтальной составляющей скорости планирования не менее 14,0 м/с
    Максимальная допустимая полетная масса 90 кг
    Масса купола не более 2,5 кг
  9. Спортивный парашют “Кристалл”
    Имеет семь секций, предназначен для построения фигур в парашютной купольной акробатике.
    Парашют предназначен только для немедленного открытия.
    Характеристика
    Удлинение 1,95
    Размах, м 4,27
    Хорда, м 2,18
    Полетная масса, кг 85,0
    Скорость применения, км/ч до 140
    Высота применения, м до 4000
    Минимальная высота, м 300
    Ветер у земли, м/с до 10
    Температура ±30°С
    Назначенный ресурс 600
    Срок службы, лет 10
  10. Д-6
    Десантный парашют.
    Надежная работа на высоте 200-8000 м
    Обеспечивает минимальную безопасную высоту
    со стабилизацией 3 с – 200 м,
    Масса без переносной сумки и прибора не более 11,5 кг
    Габаритные размеры уложенной парашютной системы:
    – длина не более 0.57 м
    – ширина не более 0,285 м
    – высота не более 0.21 м
  11. Д-1-5-У
    Управляемый парашют Д-1-5у – для выполнения тренировочных прыжков.
    Надежная работу на высоте до 1000 м
    Минимальную высоту прыжка из летящего самолета на скорости полета 180 км/ч— 150 м;
    Среднюю вертикальную скорость снижения,— 5,1 м/с;
    Технический ресурс — 200 применений
    Масса парашюта не более 17,5 кг с полуавтоматическим прибором без переносной сумки.
  12. УТ-15
    Система УТ-15 предназначена для выполнения тренировочных прыжков.
    Система вводится в действие ручным способом и прибором.
    Купол парашюта площадью 50 м2 с отверстиями, имеет форму круга.
    Обеспечивает управляемое устойчивое снижение со скоростью 5,75 м/с
    Конструкция системы предусматривает размещение прибора ППК-У-405А и отсоединение купола от подвесной системы.
    Площадь купола, м2 50
    Масса системы, кг не более 12
    Габариты уложенного (ДхШхВ), см 49,5×35,5×24
    Срок службы системы, 12 лет
    Полетная масса, 100 кг
    Скорость применения, 120 — 225 км/ч
    Высота применения, 150 — 2000 м
    Min. высота, 150 м
    Назначенный ресурс 600 применений
    Вертикальная скорость, м/с 5,75
  13. ПО-16
    Предназначен для выполнения спортивно-тренировочных прыжков парашютистами, с опытом не менее 250 прыжков.
    Купол парашюта площадью 22 м, двухоболочковый, имеет форму прямоугольника.
    Скорость в режиме планирования не более 5 м/с (сваливание не более 6 м/с)
    Конструкция парашюта предусматривает размещение прибора ППК-У-240 А-Д и отсоединение купола от подвесной системы.
    Надёжная работа парашютной системы на высоте до 2000 м
    Минимально безопасная высота прыжка – 600 м
    Безопасность приземления при скорости ветра у земли до 10 м/с
    Работоспособность при температуре от +30 до –25°С;
    Применение полуавтомата ППК-У для введения в работу парашютной системы;
    Отсоединение парашюта от подвесной системы
    Применение запасных парашютов 3-4, 3-5 и ПЗ-81 при обязательном отсоединении неисправного основного купола
    Более 600 применений
    Диапазон применения по высоте — 600—2000 м.
    Срок службы — 10 лет.
    Масса системы не более 10 кг.
    Габаритные размеры уложенной системы не более: 0.385×0.370×0.225 м.
  14. МАЛЬВА-24
    Парашют Мальва-24 предназначен для прыжков на точность.
    Площадь купола 24,2м2.
    Характеристики:
    Удлинение: 2,02
    Размах, м: 7,00
    Хорда, м: 3,46
    Площадь, м2: 24,2
    Полетная масса, кг: 100
    Скорость применения, км/ч до: 225
    Высота применения, м: до 2000
    Минимальная высота, м: 300
    Ветер у земли, м/с: до 10
    Температура: ±30°C
    Назначенный ресурс: 600
    Срок службы, лет: 10
  15. Радар-М
    Парашют Радар-М – девятисекционный, площадью 15,6м2 прямоугольной формы.
    Парашют может быть использован как в спортивных целях, так и для любительских прыжков.

Характеристики:
Удлинение: ,61
Размах, м: 6,40
Хорда, м: 2.43
Площадь, м2: 15,6
Полетная масса, кг: 95
Скорость применения, км/ч: до 225
Высота применения, м: до 2500
Минимальная высота, м: 300
Ветер у земли, м/с: до 15
Температура: ±30°С
Назначенный ресурс: 600
Срок службы, лет: 10

ЗАПАСНЫЕ ПАРАШЮТНЫЕ СИСТЕМЫ

  1. Система ПЗ-81 предназначена для срабатывания при отказе основного парашюта.
    В система состоит из управляемого купола площадью 27 м?.
    Система вводится в действие ручным способом.
    Устойчивую работу парашютной системы на высоте до 2000 м
    Минимальную безопасную высоту применения 150 м при покидании летящего самолета на скорости не менее 180 км/ч.
    Средняя вертикальная скорость планирования – 5.62 м/с;
    Максимальная горизонтальная скорость планирования 6.5 м/с;
    Безопасность приземления при ветре у земли до 10 м/с
    Назначенный ресурс — 10 применений
    Неограниченное количество раскрытий уже после раскрытия основного парашюта.
    Срок службы — 12 лет.
    Масса — не более 4.3 кг.
    Габаритные размеры системы, уложенной в ранец — не более 0.42×0.21×0.2 м.
  2. РЕЗЕРВ-16
    Характеристики:
    Удлинение: 2,6
    Размах, м: 6,4
    Хорда, м: 2,43
    Полетная масса, кг: 100
    Скорость применения, км/ч : до 225
    Высота применения, м: до 2500
    Минимальная высота, м: 150
    Ветер у земли, м/с: до 15
    Температура: ±30°C
    Назначенный ресурс: 300/10
    Срок службы, лет: 10
Читать еще:  Бег трусцой. Техника бега и экипировка. Плюсы и минусы.Особенности

Автор: Юлия Галетич
Дата публикации: 21.06.2007
Дата обновления: 15.11.2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена

Парашют. Виды и устройство. Применение и особенности

Парашют – это устройство, замедляющее процесс падения предметов в воздухе. Поначалу его использовали для безопасного приземления человека, но теперь при помощи парашютов решается множество задач.

Интересные факты
  • Идея создания парашюта принадлежит итальянцу Леонардо да Винчи. Именно он впервые сформулировал принцип его работы, используемый по сей день.
  • Это принцип был усовершенствован и воплощен в жизнь наш отечественный изобретатель, Глеб Котельников, которому в 1911 г был выдан охранный патент на его парашют. Этим конструктор вписал в историю факт принадлежности этого изобретения России.
  • Первый купол был произведен из шелка и упакован в алюминиевый ранец. В своей конструкции он содержал две стропы и пружину, выбрасывающую купол из ранца. Изделие вызвало большой интерес военных и было наименовано РК-1, а именно «Русский. Котельников. Первый».
  • Последователями Котельникова стали братья Доронины, которые изобрели механизм автоматического раскрытия парашюта. Свои разработки они начали после нескольких случаев гибели парашютистов, не успевших открыть свой купол.
  • Первая вариация купола парашюта была круглой, выглядевшая в раскрытом виде как полусфера. Затем были созданы квадратные парашюты, а со временем и «крыло».

Виды парашютов
По сфере эксплуатации купола подразделяют на:
  • Тормозные.
  • Для приземления грузов.
  • Для десантирования людей.
Тормозной

Был создан в ХХ в. советским ученым. Исходной миссией создания явилась идея его использования для остановки машин. Такой вариант не получил развития, зато тормозной парашют отлично прижился в авиации.

В наши дни он входит в конструкцию тормозной системы истребителей. Эти самолеты приземляются с большой скоростью, а тормозная дистанция порой бывает очень мала. Выбрасывание купола сокращает тормозной путь на 30%.

В гражданской авиации это устройство не применимо, поскольку пассажиры испытывали бы серьезные перегрузки при приземлении.

Система для приземления грузов

Состоит из одного или нескольких парашютов. Некоторые виды оснащаются двигателями, усиливающими эффект торможения при стыковке с поверхностью, например, парашютные системы для спуска на землю космических аппаратов.

В состав подобной конструкции входят:
  • Вытяжной купол, являющийся также основным.
  • Стабилизирующий, обеспечивающий поддержание груза в заданном положении.
  • Поддерживающий, обеспечивающий правильное раскрытие другого купола.
Для десантирования людей
Это наиболее распространенное использование изделия. Устройства для безопасной посадки людей подразделяются на:
  • Десантные.
  • Тренировочные.
  • Спортивные.
  • Спасательные.
  • Запасные.
Десантные

Обычно сферические либо квадратные.

Скорость снижения сферического парашюта (в частности, Д-5, Д-6, Д-10) составляет 5 м/с. Допустимые пределы высоты для выбрасывания: нижний — 0,2 км, верхний — 8 км. На стабилизацию уходит 3 с.

Их существенный минус состоит в плохой управляемости.

Подобный недостаток устранен в квадратных парашютах («Листик» Д-12). В них сделаны вспомогательные отверстия, что повышает их мобильность.

Тренировочные

Сферические, с прорезями в куполе, оснащенные специальными клапанами. Благодаря такой конструкции парашютист может управлять горизонтальным перемещением и контролировать точность посадки.

Самый широко используемый тренировочный парашют – Д-1-5У. Он имеет хорошую маневренность и обычно выдается в парашютных школах и клубах тем, кто прыгает впервые. Его параметры таковы:

  • Наибольшая высота выброса — 2,2 км, наименьшая — 150 м.
  • Стремительность спуска — 5 м/с.
  • Возможность разворота на 180 градусов.
Спортивные

Маркируются сокращением ПО (ПО-16, ПО-9), что означает «планирующие оболочковые». Устройства, используемые в спорте, очень многообразны. По форме крыла различают:

  • Прямоугольные.
  • Полуэллиптические.
  • Эллиптические.

Прямоугольные наиболее распространены. Такая форма делает управление простым, а поведение конструкции — предсказуемым. Однако она не отличается своими аэродинамическими свойствами.

Эллиптическое крыло характеризуется скоростным спуском и хорошей аэродинамикой. Такой подходит профессиональным спортсменам.

Кроме того, парашюты делятся на:
  • Классические.
  • Студенческие.
  • Скоростные.
  • Переходные.
  • Тандемные.

Классические очень большие по своему размеру (до 28 м².), а поэтому очень устойчивы при порывах ветра. Кроме этого, они позволяют выполнять точную посадку, контролировать процесс снижения и обладают скоростью до 10 м/с.

Студенческий — это устройство для учебных занятий с новичками. Он малоподвижен, не так мобилен, но в то же время безопасность его выше. По размеру аналогичен классическому.

Скоростные устройства обладают маленьким куполом (до 21,4 м².) и считаются профессиональными. Они быстрые и маневренные: максимальная скорость — 18 м/с. Это выбор натренированных парашютистов.

Тандемный купол производит спуск одновременно двух людей. Его площадь максимальна — целых 11 секций. Такие системы устойчивы и очень прочны.

Переходный парашют нужен для тренировок, предшествующих спуску на скоростном. Он малоподвижен, но может поддерживать скорость в боковом направлении до 14 м/с.

Спасательные

Их роль очень важна — высадка пассажиров из самолета, попавшего в аварийную ситуацию. Их купола сферические (С-4, С-5) либо квадратные (С-3-3).

Выброс купола производится на скорости до 1100 км/ч и высоте от 60 до 12000 м (может варьировать для отдельных типов). Размер спасательного купола очень большой, порядка 56,5 м. В оснащении катапультационных систем на значительной высоте имеется дыхательное оборудование.

Запасной

Обязательный элемент комплектации любой системы. Он закрепляется на груди парашютиста и выбрасывается, когда главный не сработал или неправильно открылся. Запасной купол сферический и массивный – до 50 м². Его скорость — от 5 до 8,5 м/с.

Для различных видов основных парашютов предусмотрены свои типы аварийных систем.

Устройство парашютной системы
В конструкцию входят 4 составляющие:
  1. Подвесная система с ранцем.
  2. Основной.
  3. Запасной купол.
  4. Страхующий прибор.
Подвесная система

Фиксируется на плечах парашютиста, на обеих ногах и на груди. Производится из капроновой ленты, отличающейся высокой устойчивостью к разрыву.

Функции:
  • Связь парашюта с пассажиром.
  • Рациональное расположение парашютиста и одинаковое распределение нагрузки.

Ранец размещается на спине пассажира и включает в себя два сектора: в одном находится главный парашют, а во втором — резервный. В обоих секторах встроена петля зачековки. Ранец оснащается особым механизмом, отвечающим за ручное либо автоматическое открытие резервного купола.

Основной купол
Его задача — обеспечить контролируемый спуск. Элементы:
  • Купол.
  • Стропы соединения. Посредством их производится прикрепление купола к подвесной системе и поддерживание его в стабильном состоянии. Изготавливаются из высокопрочного капрона.
  • Стропы управления. С их помощью парашютист задает движение купола в требуемом направлении.
  • Слайдер приспособление, замедляющее надувание агрегата и понижающее динамическую нагрузку при открытии.
  • Камера. В ней размещаются купол, слайдер и стропы.
  • Вытяжной (медуза). Посредством его из ранца высвобождается купол и стропы.

Как только парашютист запускает процесс высвобождения основного купола, выбрасывается и надувается вытяжной парашют. Он своим натяжением воздействует на петлю зачековки основного купола и высвобождает его вместе со стропами. Стропы расправляются и купол надувается, а слайдер потихоньку спускается вниз по стропам. На это уходит от 2 до 5 сек.

Резервный купол

Служит «на всякий пожарный случай» — при несрабатывании либо неправильном функционировании основного. В некоторых ситуациях до его выброски приходится отцепить главный купол.

Приспособление для отцепки находится на подвесной системе, на уровне груди. Чтобы произвести отцепку, пассажир дергает за устройство двумя руками, вытаскивая его на всю длину. А затем дергает за кольцо запасного парашюта.

Страхующий прибор

Обеспечивает принудительное выбрасывание запасного парашюта при маленькой высоте. Состоит из панели управления, процессорного блока и пиропатрона.

Устройство включается перед спуском и постоянно контролирует высоту, измеряя атмосферное давление. Если он определяет, что парашютист свободно падает на маленькой высоте, он подает сигнал для выбрасывания резервного купола.

Данный механизм помещается в ранец, что предотвращает его загрязнение или механическое повреждение.

Парашют в пассажирской авиации

Для эвакуации пассажиров из самолетов парашюты абсолютно не эффективны. Прыжок с самолета, двигающегося 400 км/ч, отличается большой сложностью, доступной только подготовленных парашютистов, и требует особых средств защиты от увечий, которые могут быть получены от воздушного потока. Кроме того, пассажирские самолеты не оснащены специальным устройством для десантирования. Наиболее безопасным способом спасения в этом случае выступает только аварийная посадка.

Для спасения пилотов и экипажа самолетов малой авиации парашютные системы разработаны и с успехом используются. С их помощью спасено уже множество жизней.

Просто о сложном. Парашют

Парашют – это устройство, предназначенное для замедления процесса падения предметов в воздухе.

Существует множество разновидностей парашютов. Однако принцип действия у них един и был сформулирован еще в XV веке.

Впервые идея создания устройства, позволяющего безопасно спуститься с любой высоты, не подвергая себя опасности, была озвучена Леонардо да Винчи. Будучи человеком, опередившим свое время, он предположил, что если использовать палатку размерами 12*12 локтей, то можно безопасно спуститься с любой высоты. К сожалению почитателей трудов великого ученого, да Винчи не завершил этот проект, но заложил основу и сформулировал принцип работы парашюта, который используется и сегодня.

Читать еще:  Черлидинг. Задачи и соревнования. Плюсы и минусы. Особенности

В дальнейшем множество изобретателей предлагали на суд общественности всевозможные вариации парашютов, однако все они были далеки от совершенства и ни один из них не получил развития.

Официальным днем рождения парашюта принято считать 9 ноября 1911 года, когда актер, в прошлом военный, Глеб Котельников, получил охранное свидетельство на свое изобретение. Толчком к созданию парашюта стала гибель одного из лучших летчиков того времени – Льва Мациевича, когда во время одного из полетов 24 сентября 1910 года его самолет буквально развалился в воздухе.

Это событие впечатлило Котельникова, и все свое дальнейшее время он посвятил созданию устройства, которое помогло бы избежать подобных смертей.

Стоит отметить, что парашюты к тому времени уже существовали и представляли собой зонт, к которому летчик должен был прикрепиться, чтобы безопасно спуститься с высоты. Но такие манипуляции занимали слишком много времени и не могли обеспечить безопасность и сохранить жизнь пилоту воздушного судна.

Глеб Котельников решил, что спасительный парашют должен быть закреплен на теле летчика, чтобы тот в любой момент мог спрыгнуть хоть из кабины, хоть с крыла самолета, экономя время на процессе крепления и раскрытия зонта. Кроме того, парашют должен быть легким и раскрываться автоматически.

Прототипы первых парашютов Котельников испытывал на куклах, и крепились они к шлему испытуемого, однако идея встроить парашют в шлем не прошла тестовых испытаний. Второй и используемой до сегодняшнего дня итерацией стал ранцевый парашют. Котельников изготовил свой парашют из шелка и упаковал его в алюминиевый ранец, сконструировал два вида строп для маневренности, а также внедрил в конструкцию пружину, которая автоматически выбрасывала купол из ранца и раскрывала парашют.

Изобретение сразу заинтересовало военную публику и иностранцев. Парашют получил название РК-1, что расшифровывалось как «Русский. Котельников. Первый».

Глеб Котельников стал не только пионером парашютостроения, но и вписал во всемирную историю факт принадлежности изобретения парашюта России.

На тонких стропах

Принцип действия парашюта прост: под полусферическим куполом образуется сила противодействия воздуху, которая замедляет падение до скорости, при которой это падение становится управляемым.

Изначально форма полотна купола парашюта была круглой, и в полете купол выглядел как полусфера. В дальнейшем появились квадратные парашюты. Со временем в парашютизм пришел купол «крыло». Вне зависимости от формы купола и вида парашюта вся отрасль работает над улучшениями его характеристик с позиции уменьшения веса, повышения маневренности и степени безопасности.

Дело Глеба Котельникова продолжали многие выдающиеся инженеры. Так, в 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. Как и Котельников, Доронины начали разработки механизма после того, как несколько парашютистов разбились, не успев раскрыть парашют. Многие ученые озадачились вопросом создания прибора, который позволит парашюту раскрываться автоматически. Братья Доронины сконструировали различные механизмы, в том числе для катапультирования. Современные инженеры внедряют в парашютные системы различные электронные приборы, облегчающие задачи парашютистов и страхующие их жизни, но в их основе до сих пор применяются разработки братьев Дорониных.

Парашюты получили широкое применение и служат для различных целей. Среди множества разновидностей парашютов можно выделить следующие: стабилизирующие, тормозные, грузовые, спасательные, десантные, спортивные и т.д.

Стабилизирующий парашют. Предназначен для стабилизации падающего парашютиста в нужном положении до момента ввода в действие вытяжного парашюта. Стабилизирующий парашют вводится в действие в процессе отделения парашютиста от самолета. После того как стабилизирующий парашют наполнится воздухом, начинается стабилизированное снижение парашютиста. Далее происходит освобождение клапанов ранца, и в действие вводится основной купол парашюта. По мере снижения парашютиста камера основного купола равномерно вытягивается из ранца и наполняется воздухом.

Тормозной парашют предназначен для сокращения длины пробега воздушного судна по взлетно-посадочной полосе при посадке. В систему тормозного парашюта входит комплект устройств, обеспечивающих крепление на самолете и введение в действие. Площадь купола тормозного парашюта варьируется от 15 до 40 кв. м на легких самолетах. На средних и тяжелых самолетах тормозные системы состоят из нескольких куполов и могут достигать 200 кв. м общей площади куполов. Такие системы позволяют быстро снизить скорость самолета и сократить длину пробега на 30–35%. Тормозные системы крепятся в хвостовой части фюзеляжа и срабатывают дистанционно по команде пилота либо автоматически.

Десантные парашюты и их модификации получили наибольшее распространение. Наиболее яркими представителями своего семейства парашютов стали Д-5 и его усовершенствованные модификации Д-6, Д-10 и Д-12. Указанные парашюты разрабатывались для десантирования людей и используются вооруженными силами. Десантный парашют Д5 и его модификации разработаны в НИИ парашютостроения, который и сегодня занимается производством парашютов и разработкой оборудования и механизмов для усовершенствования парашютов, снижения их веса при повышении грузоподъемности, маневренности и безопасности. НИИ парашютостроения был образован в 1946 году для разработки и изготовления парашютно-десантной техники и ведения научно-исследовательской работы в отрасли. НИИ на сегодняшний день является единственным в стране головным разработчиком в области парашютостроения. С 2008 года институт входит в состав Государственной корпорации «Ростех», а с 2011 года – в состав АО «Технодинамика».

Основными парашютами десантных войск считаются системы Д-10 и Д-12, пришедшие на смену Д-6, долгие годы стоявшему на вооружении ВДВ. Основное отличие всех российских парашютов – высокая степень надежности. Если соблюдены все этапы укладки, гарантируется срабатывание купола и достаточно мягкое приземление. Нормативом укладки на «отлично» считается 45 минут.

Парашют Д-10 позволяет выполнять прыжки при полном боевом обмундировании с высоты от 200 до 4000 метров. Максимальный подъемный вес – 140 кг вместе с парашютом. Такие параметры парашюта позволяют десантироваться в бронежилете и в полной боевой нагрузке с запасом питания и боеприпасов на два дня автономного существования. Несмотря на необходимость уделять все внимание безопасности и маневренности, инженеры не обошли стороной и эстетический момент и создали для Д-10 круглый купол, похожий на патиссон.

Модификация Д-12 получила романтичное название «Листик» из-за формы купола. Его уникальность заключается в сверхманевренности. Такой парашют можно разворачивать в воздухе всего на несколько градусов при практически полной остановке. Максимальный общий вес увеличен в этой модели до 160 кг.

У всех указанных моделей парашютов есть важное преимущество – надежность, но есть и недостаток – это снижение боеспособности десантника после приземления, так как для того чтобы снять парашютную систему, необходимо разоружиться. Спецназ ФСБ поставил задачу перед НИИ разработать парашютную систему, которая не будет отнимать время на разоблачение. Так появился парашют «Штурм». В настоящее время ведутся тестовые испытания указанной модели и доработки системы.

И это не будущее. Это настоящее. НИИ парашютостроения провел две летные научно-исследовательские работы. Парашютную часть мы уже фактически решили и сейчас выходим на контакт с Центром боевого применения армейской авиации в Торжке, с тем чтобы провести испытания на реальном вертолете

Владимир Нестеров, парашютист-испытатель первого класса НИИ парашютостроения

«Штурм» – это безранцевый парашют для прыжков со сверхмалых высот 60–80 м при сравнительно небольшой массе. Если при использовании парашютов Д-6 и его модификаций десантник сперва одевал парашютную систему, сверху бронежилет, оружие, боеприпасы, запас питания и пр., то при десантировании с использованием парашюта «Штурм» достаточно легкой страховочной системы. Сам парашют, готовый к десантированию, находится в самолете. Перед десантированием парашют карабинами закрепляется на теле десантника, а после приземления достаточно доли секунд, чтобы отстегнуть парашют и начать вести бой. Также в настоящее время ведутся разработки формы, в которую будут встроены петли для крепления парашюта, что еще больше облегчит массу и сократит временные затраты. Для десантных групп спецназа важнейшим является фактор внезапности. Выброс с малых высот и минимальная трата времени на освобождение от парашюта дают десантнику большие преимущества.

Несмотря на множество разработок и инноваций, наиболее популярным парашютом в вооруженных силах остается Д-6. При общей массе парашютиста не более 120 кг система Д-6 обеспечивает десантирование на высотах от 200 до 8000 м.

Механизм работы парашютной системы Д-6 состоит из стабилизирующего и основного парашюта. При этом стабилизация составляет 3 секунды при покидании самолета на скорости полета от 140 до 400 км/ч. Стабилизирующий парашют позволяет равномерно выпускать основной парашют и стропы, избегая запутывания и перекрещивания.

Парашют Д-6 зарекомендовал себя как надежная и проверенная годами система, на которой прошло обучение и службу не одно поколение бойцов ВДВ

Игорь Насенков, генеральный директор АО «Технодинамика»

«Технодинамика» является ключевым поставщиком парашютов российским вооруженным силам. Так, в конце 2017 года на вооружение армии России поступило более 1000 парашютов Д-6. Этот парашют является базовым при подготовке десантников. Именно на нем совершают свои первые прыжки будущие бойцы спецподразделений.

Особняком в отрасли парашютостроения стоят парашютные системы для спускаемых аппаратов космических кораблей (СА КК). Они изготавливаются из сверхпрочных материалов и проходят длительный период тестовых испытаний сперва на земле, в различных экстремальных условиях, после чего их выводят на орбиту для тестовых спусков спутников, после чего система может быть применена на космическом корабле. Основная масса космических парашютов расположена на спускаемых аппаратах. Такие системы состоят из тормозных и основных парашютов, а также систем торможения, которые позволяют снизить скорость спускаемого аппарата до управляемой.

Читать еще:  Лыжи. Виды и Работа. Применение и упражнения. Как выбрать

Существуют более сложные системы, когда парашют есть не только на СА КК, но и у самого космонавта.

Это, по сути, парашют в парашюте. Одна парашютная система находится на самом аппарате, а вторая на кресле космонавта. Задача конструкторов усложнена не только условиями и высотами, на которых применяются эти системы, а тем, что два парашюта раскрываются в непосредственной близости друг от друга и на высокой скорости.

Во время спуска СА КК космонавт находится в кресле, оборудованном парашютной системой. Кресло имеет механизм катапультирования, чтобы покинуть СА на финальной стадии при приземлении либо при аварийной ситуации ракеты-носителя на старте.

Парашютная система СА КК состоит из вытяжного, тормозного и основного парашютов с площадями куполов, 1,5, 18 и 574 кв. м соответственно.

Один за другим последовательно парашюты раскрываются, обеспечивая равномерное торможение и возможность мягкой посадки СА.

При введении в действие парашютной системы катапультируемого кресла космонавта включаются дополнительные стреляющие механизмы, которые придают креслу скорость до 20 м/с за 0,1-0,2 секунды.

При срабатывании механизма катапультирования запускается последовательность действий всей системы. В первую очередь, происходит затяг ремней, автоматическое закрытие остекления шлема и ввод в действие кислородной системы для обеспечения беспрепятственного дыхания космонавта в процессе катапультирования. Далее производится выход кресла из СА по направляющим и выход тормозного парашюта. Через 3 секунды открывается основной парашют. После раскрытия основного парашюта происходит отделение космонавта от кресла вместе с носимым аварийным запасом, встроенным в спинку кресла, который зависает под космонавтом. В спинку кресла встроен носимый аварийный запас, а также запасной парашют, на случай отказа основного.

В 2018 году начнутся испытания нового парашюта, разработанного в НИИ парашютостроения, для пилотируемого корабля «Федерация». Система будет включать вытяжной и трехкупольный основной парашюты, реактивные двигатели для снижения скорости падения, а также амортизированные опоры, что исключит вероятность заваливания корабля набок при приземлении. Испытание и внедрение такой системы – такой проект рассчитан на несколько этапов и является крайне перспективным, так как отражает развитие сразу двух отраслей и показывает возможность их плодотворной интеграции.

Отрасль парашютостроения востребована государством и вооруженными силами, а также благоприятно реагирует на частные инвестиции.

Интеграция частного капитала в отрасль парашютостроения с производителем-монополистом позволяет увеличивать мощности и объем производства, не теряя качества, а также при регулярной модернизации.

Отрасль постоянно получает заказы от государственных органов и смежных отраслей на стратегические разработки и модернизацию имеющихся систем, что способствует повышению научной базы.

Создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций для регулярного и планомерного роста мощностей и усиления кадровых ресурсов.

Создавать благоприятные условия по взаимодействию со смежными отраслями и государственными структурами для проведения совместных испытаний и реализации проектов с использованием российских систем и комплектующих в рамках программы импортозамещения.

Усиливать и развивать научную и производственную базу отрасли парашютостроения для более плодотворного внедрения новых материалов и технологий.

Купола и крылья: топ-5 парашютов российской армии

Двенадцатого июня стало известно, что в России началась разработка новой парашютной системы «Шелест», которая должна прийти на смену самой распространенной парашютной системе российских десантников Д-10. Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о парашютных системах, которые уже эксплуатируются российскими военными или находятся в шаге от принятия на вооружение.

Д-1. Самый надежный

Первый самостоятельный шаг в небо каждый российский парашютист начинает с десантного парашюта Д-1. Из-за его тяжести – 17,5 килограммов – за парашютом закрепилось прозвище «Дуб». В советское время он был самым массовым парашютом, применявшимся для тренировочных прыжков начинающих парашютистов. Собственно, таковым он остается и по сей день.

Отличительными чертами этого парашюта являются простота и надежность. Минимальная высота прыжка с Д-1 (при условии немедленного введения в действие) из летательного аппарата на скорости 180 километров в час составляет всего 150 метров. Скорость снижения в среднем не превышает пяти метров в секунду, а скорость горизонтального смещения составляет около двух с половиной метров в секунду.

Считается, что парашюты с круглым куполом практически неуправляемы. Однако современная модификация «Дуба» Д-1-5У имеет специальные прорези на куполе, благодаря которым парашютист может маневрировать по горизонтали во время снижения.

Д-10. Основной купол

«Десятый» является основной парашютной системой ВДВ. Д-10 предназначен как для тренировочных, так и для боевых прыжков. Его конструкция позволяет десантироваться с полным комплектом вооружения и снаряжения из всех типов военно-транспортных самолетов: Ил-76, Ан-22 и Ан-26, даже из «кукурузника» Ан-2, а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26.

Единственное ограничение – это масса десантника, которая не должна превышать 150 килограммов. Максимальная высота, с которой можно совершать прыжок с Д-10 составляет четыре километра, а минимальная – 200 метров. В зависимости от высоты, на которой происходит выброска парашютистов, ввод в действие Д-10 может осуществляться сразу же после отделения от летательного аппарата или с задержкой.

При массовом десантировании ВДВ можно наблюдать, как бойцы, выпрыгнув из нутра транспортника Ил-76, несколько мгновений летят практически в свободном падении, вместо большого купола за их спинами трепещет маленький стабилизирующий парашют. Через три секунды десантник дергает за кольцо и раскрывает ранец с основным куполом. Если парашютист этого не сделал, за него «дернет кольцо» специальное устройство – страхующий парашютный прибор.

«Арбалет-2». Первое крыло

Первые управляемые купола-крылья появились в парашютно-десантных подразделениях российской армии в составе парашютной управляемой системы специального назначения «Арбалет-2». Главной особенностью «Арбалета-2» является то, что он позволяет привести купол в заданную ограниченную площадку приземления, обеспечить безопасное приземление и приступить к выполнению задач.

Эта система обеспечивает безопасное выполнение прыжков при полетной массе парашютиста со спецснаряжением до 150 кг в диапазоне температур воздуха у земли от -35 до +35 градусов по Цельсию, на скорости полета воздушного судна в момент десантирования до 350 километров в час. Примечательно, что основная и запасная парашютные системы с планирующими идентичными девятисекционными куполами размещаются в одном наспинном ранце и имеют общую подвесную систему.

Конструкция подвесной системы позволяет размещать на ней дополнительное снаряжение массой до 50 килограмм в отдельном грузовом контейнере с автономной парашютной системой УГКПС-50.

«Стайер». Универсальная доставка

Еще одной российской парашютной системой спецназначения, используемой в военных целях, является «Стайер». Также как и «Арбалет-2», она состоит из двух (основной и запасной) девятисекционных куполов с общей подвесной системой.

«Стайер» предназначен для десантирования специальных подразделений с высот 400-8000 метров. При скорости летательного аппарата до 255 километров в час купол можно раскрывать сразу же после отделения, если же десантирование происходит на скорости в 350 километров в час, то ввод купола в действие происходит с задержкой пять секунд и более.

Подвесная система «Стайера» имеет возможность крепления грузового контейнера спереди, а также возможность крепления на ней вооружения и другого оборудования парашютиста. Также она дает возможность совершения прыжка в тандеме. Это позволяет, при необходимости, доставить на место проведения спецоперации конкретного специалиста, не имеющего опыта прыжков – авианаводчика, корректировщика артиллерийского огня или врача.

Сегодня парашютные системы «Стайер» используются в специальных подразделениях российских силовых структур. В частности, они применяются в парашютно-десантной подготовке спецназа войск национальной гвардии РФ «Витязь».

«Штурм». Секунды до приземления

Наряду с «Шелестом» в России создана еще одна перспективная система – уникальный безранцевый парашют «Штурм» для спецназа ВДВ. С ним бойцы смогут десантироваться с высоты 70-80 метров. Его особенность следует из описания – «Штурм» не имеет ранца, купол в специальном мешке закреплен в салоне самолета и крепится на десантника облегченной подвесной системой.

Главное назначение «Штурма» – сократить время на десантирование бойцов. Одним из вариантов его применения может быть высадка десанта на хорошо укрепленные позиции противника после огневого воздействия на них. Например, при выброске с борта ударно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ эта машина может нанести удар по вражеским позициям, а до тех пор, пока противник придет в себя, у него на позициях уже окажутся десантники.

Между тем, при всей отработанности, парашютная система «Штурм» еще не принята на вооружение ВДВ. Продолжается проработка тактики ее применения в боевых условиях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: