6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кросс кантри. Трассы и снаряжение. Для начинающих и особенности

Содержание

Особенности велосипеда для кросс-кантри

7 минут Автор: Михаил Скворцов 287

На самом деле, такого велосипеда не существует. Есть дорожный велосипед, есть ВМХ-байки, другие типы велосипедов. А термином «кросс-кантри» обозначается спортивная дисциплина, преодоление специально устроенной трассы, для которой нужен особым образом модифицированный горный велосипед. Впоследствии этот велосипед и получил название «кросс кантри».

Итак, катанием в стиле «кросс-кантри» занимался каждый любящий острые ощущения велосипедист, ибо этот термин означает езду по пересеченной местности. Но это не значит, что прогулка по лесной дорожке может называться этим термином. Поскольку соревнования по кросс-кантри утверждены Международным олимпийским комитетом и входят с 1996 года в программу олимпийских соревнований, то над устройством трассы и препятствий работает команда профессионалов.

Особенностями трассы являются как затяжные подъемы, так и крутые спуски, причем расположенные на поворотах, обилие бревен, камней, коряг и других естественных препятствий, но расположенных таким образом, что становится ясно, что все сделано специально, чтобы измотать волю и силы даже подготовленного байкера. Поэтому этот велоспорт не для слабонервных.

На фото справа показан момент, когда даже неясно, кросскантрийная трасса изображена или даунхилльная. Но поверьте, вскоре спуск пройдет участок крутого виража и сменится унылым подъемом, на котором нужно «вкручивать», стоя на педалях, с полной самоотдачей.

Кросс-кантри является маунтинбайк-дициплиной, но для участия в ней нужен особым образом модифицированный горный велосипед. Отличия cross-country байка от простого горного велосипеда не очень существенны, но стоит их назвать. Как выбрать нужный велосипед?

Особенности байка

  • максимально облегченная конструкция и легкое, но надежное навесное оборудование – главная причина дороговизны этих машин, поскольку задачей велосипедиста является максимально быстро проехать сложный пересеченный маршрут;
  • в конструкционном плане такие байки больше представляют собой хардтейлы, а двухподвесы встречаются редко. Именно двухподвес за счет «мягкой раскачки» может потерять скорость и драгоценные секунды времени.

Остановимся немного подробнее на вопросе о том, что лучше для кросс-кантри: двухподвес или хардтейл.

При прочих равных условиях у двухподвеса лучше устойчивость и комфорт езды, низкий уровень вибрации, более «впечатляющий» внешний вид. Кроме того, есть возможность на ухабах не вставать на педалях из-за хорошей амортизации.

К его недостаткам относится большая тяжесть велосипеда, повышенный каденс для компенсации задней амортизации, а также большая сложность в техобслуживании.

Естественно, преимущества проявляют себя на машинах стоимостью от 800 – 1000 долларов. Поэтому, если вы видите «двухподвес» в стиле «ашан-байк» за 12 тысяч рублей, то просто проходите мимо.

Материал рам – алюминий переменного сечения или карбон, велосипед имеет в основе рамы жесткий треугольник, иначе он просто развалится под нагрузками. В том случае, если вы хотите переоборудовать велосипед самостоятельно, не советуем брать за исходную модификацию байк со стальной рамой. В результате «на выходе» вы получите тяжелый и неповоротливый велосипед с невысоким запасом прочности.

Конфигурация рамы обеспечивают байкеру активный наклон вперед. По меньшей мере, вес тела должен быть распределен поровну между руками и ногами.

Передняя вилка на таком велосипеде имеет достаточный ход (около 10 см). Лучшие образцы вилок отличаются высоким сопротивлением, возможностью полной блокировки и являются комбинированными (пружинными + гидравлическими). С одной стороны, чем короче ход, тем меньше «раскачка» и тем быстрее байк. Но длинный ход позволяет преодолевать препятствия с большим комфортом. Самые дорогие вилки потому и стоят так дорого, чтобы исключить «раскачку» и повысить эффективность отдачи.

Велосипед обладает качественной трансмиссией с большим количеством скоростей, которые позволяют отдавать предпочтение уверенному преодолению подъемов.

У кросс-кантри байка должны быть качественные гидравлические дисковые тормоза. Допустимо иметь только один гидравлический тормоз, например, задний, а передний – v-brake.

Обязательно наличие контактных педалей. Именно этот аксессуар отличает профессионала от любителя. Ведь выбор «контактов» для любителя обязательно сопряжен с опасностью не суметь своевременно отстегнуть ногу от педали, что может способствовать падению. Поэтому контакты любители применяют на длинных и безопасных участках с хорошим покрытием.

Покрышки всегда имеют умеренную ширину (до 2 дюймов) и хороший протектор. Одновременно с этим, они не должны быть слишком широкими, тяжелыми и узкими, иначе велокросс по пересеченной местности превратится в мучение, особенно на легких и песчаных покрытиях или в грязную погоду. Для кросс-кантри можно рекомендовать:

1. Schwalbe Nobby Nic, которые хороши для песка и грязи.

2. Continental Mountain King – замечательные покрышки для силовой езды.

3. Fast Trak Grid UST – которые при хорошей надежности, износостойкости, «злобности и зубастости» не слишком тяжелые.

Высокое расположение кареточного узла на раме, наличие рокринга как дополнительной защиты от камней и лежащих бревен.

Сравните высоту кареточного узла у дорожного велосипеда и маунтинбайка:

Как видно, у дорожных байков кареточный узел (главная ось) ниже отрезка, соединяющего оси, а у горных велосипедов расположен или на одной линии, или выше.

Меньший диаметр колеса, по сравнению с кроссовыми байками. Так, кроссовый велосипед при диаметре колеса в 28 дюймов легко перекатывает мелкие препятствия, зато колесо кросскантрийного маунтинбайка размером на 2 дюйма меньше более маневренно и легче управляется.

Перечисленные свойства велосипеда вовсе не означают, что в итоге они все описывают идеальный кросскантрийный байк. Дело в том, что лучший образец попросту отсутствует в природе. Так, например, спор между хардтейлами и двухподвесами до конца не разрешен, так как профессионалы вполне могут использовать жесткие двухподвесы высокого уровня, обладающие малой инерцией. Они способны правильно реагировать на передачу момента упругости за короткое время. Такие велосипеды достаточно дороги.

В итоге следует отметить, что если вы абсолютно не знаете, где и как будете кататься, но вам нужен велосипед, покупайте кросскантрийный маунтинбайк. На нем вы сможете ехать (правда, с меньшим комфортом, чем на кроссовом) по шоссе, совершая длительные переходы.

Также вы сможете ездить на нем за продуктами в ближайшую деревню.

Но его истинная стихия – это пересеченная местность. Он поедет и проберется там, где потерпят крах и дорожный, и женский велосипед, и трековый байк. Универсальность и надежность – его козырь.

Читать еще:  Рыболовные сети. Виды и применение. Характеристики и установка

Что такое кросс кантри?

Кросс-кантри — это спортивная дисциплина в велосипедном спорте. В ней используются горные велосипеды, поскольку гонки проходят по пересеченной местности. Трассы включают в себя спуски, затяжные подъемы, скоростные и технические участки. Препятствия могут быть как естественные, так и искусственные. С каждым годом трассы на мировых соревнованиях по кросс-кантри становятся сложнее и опаснее.

Соревнования проходят на замкнутых кольцевых трассах. Условно их можно разделить на 3 типа:

  • шорт-трек, длина маршрута составляет 2-5 км, гонщики преодолевают 6-10 кругов
  • классические трассы, длина 5-9 км, 3-7 кругов
  • марафоны кросс-кантри, могут длиться 2-8 часов, круги длиннее, чем у предыдущих типов

Таким образом, даже если вы начинающий спортсмен, при достаточной физической подготовке у вас не возникнет проблем в преодолении дистанции. Другое дело, что стиль кросс-кантри подразумевает борьбу за призовые места, чтобы их добиться, нужно постоянно тренироваться, повышая выносливость, скорость и силу.

Варианты соревнований кросс-кантри:

XCO — классическая гонка (1-2 часа)

XCM — марафон (2-8 часов)

XCE — элиминатор. Гонка на выбывание (1-2 минут).

Трассы для кросс-кантри

Трассы кросс-кантри представляют собой нечто следующее:

  • лесные дороги, поля, грунтовые дороги, участки с гравием, много подъемов и спусков, мощеные и асфальтовые дороги не более 15% от всей трассы
  • трассу должна быть полностью проходимой при любых погодных условиях, возможные параллельные секции на легко разрушаемых участках
  • узкие участки трассы чередуются с широкими
  • предусмотрены переходы для зрителей
  • хорошая разметка трассы, с указанием направления движения и опасных участков
  • защитные средства на самых опасных участках (тюки сена, улавливающие сетки)
  • специальные зоны питания и оказания технической помощи
  • маршалы со свистками по всей трассе
  • минимум одна машина скорой помощи
  • правильная разметка зоны старта/финиша

Разумеется, это не полный список требований к трассе и правил кросс-кантри, но дает вполне понятное представление об этой дисциплине.

Гонка кросс-кантри наращивает популярность с каждым годом. Проводятся, как местные любительские соревнования, так и международные. Кросс-кантри также является олимпийским видом спорта с 1996 года.

Организации, которые представляют кросс-кантри:

В России — Федерация велосипедного спорта России

В США — НОРБА (NORBA)

В Европе — Европейский велосипедный союз (European Cycling Union, UEC)

В Мире — Международный союз велосипедистов (Union Cycliste Internationale, UCI)

Велосипед кросс-кантри — что это такое?

Для соревнований кросс-кантри используются горные велосипеды с легкой, но прочной рамой из различных материалов с одной или двумя подвесками. Двухподвес используется реже, так как идет потеря в весе и энергозатратах на раскачку заднего колеса. Также велосипед оснащается контактными педалями, дисковыми или ободными тормозами.

Колеса для кросс-кантри должны быть оснащены прочными, но легкими ободами. Покрышки такие, которые отлично держат дорогу и сохраняют управляемость. Акцент ставится на ширину, вес и протектор.

Что касается руля, вилки и прочих комплектующих для кросс-кантри, то тут ответ прост. Чем легче и надежнее — тем лучше.

Для лучшего усвоения прочитанного материала рекомендуем посмотреть видео с соревнований по кросс-кантри:

Особенности катания кросс-кантри

Плюсы и минусы

Как и у любого другого вида велосипедов, у двухподвесных велобайков есть свои достоинства и недостатки. К объективным преимуществам двухподвесов можно отнести:

  1. Комфортное катание на бездорожье
  2. Снижение нагрузки на суставы при преодолении препятствий
  3. Лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью трассы
  4. Лучшая устойчивость и управляемость (в сравнении с хардтейлами)
  5. Эффектный внешний вид

Но отчасти эти преимущества нивелируются ощутимыми недостатками:

  1. Более высокая цена
  2. Повышенные требования к качеству комплектующих
  3. Необходимость в более частом техническом обслуживании
  4. Ускоренный износ цепи и звездочек
  5. Увеличенный вес велосипеда
  6. Сниженный КПД педалирования (из-за рассеивания части энергии «в рычагах задней подвески»)

Виды соревнований

Выделяют три основных вида соревнований кросс-кантри:

XCO – стандартная гонка (1-2 часа), включающая несколько кругов по 4-6 км на трассе средней сложности с частыми подъемами и спусками. XCM – многочасовые заезды (2-8 часов) по равнинам, лесам с использованием спусков и подъемов. Дистанция зачастую составляет 60-120 км. XCE – гонка на выбывание, занимающая не более 2 минут.

Если Вы решились делать первые шаги в велоспорте, то кросс-кантри подойдет как нельзя лучше. Здесь Вы получите Все необходимые базовые навыки управления байком, а при регулярных занятиях – еще и хорошую физическую форму.

Особые нюансы дисциплины крос-карнтри

Более конкретные особенности и нюансы, позволят сделать выбор велосипеда правильным:

  1. Форма и конструкция рамы дает байкеру необходимый наклон при езде. Это важный момент, так как при правильном расположение человека в седле, в данной дисциплине, вес тела распределяется одинаково на ноги и на руки;
  2. Лучше отдавать предпочтение велобайку у которого рама алюминиевая с переменным сечением (баттингом) или карбоновая. В основе рамы прочный, жесткий треугольник, дающий конструкции дополнительную прочность. Такой байк можно смело использовать в дисциплинах кросс-кантри. Не стоит выбирать стальные тяжелые конструкции – они не для этих соревнований;
  3. Одна из основных отличий профессионала от любителя кросс-кантри дисциплины, это наличие контактных педалей. Любители часто боятся пристегивать ноги к педалям велосипеда, а зря – более тесный контакт ног с педалями это дополнительные секунды выигранного времени;
  4. Передняя вилка на моделях, предназначенных для кросс-кантри, как правило, комбинированная (воздушно-масляная), отличается отличной сопротивляемостью, имеет блокировку. Короткий ход вилки дает быстроту байку, а длинный позволяет комфортно проходить по бездорожью;
  5. Трансмиссия высокого качества позволит велосипеду проходить трассы в самые короткие сроки. Благодаря большому количеству скоростей, даже самые затяжные подъемы в соревновании будут взяты;
  6. Колеса велобайка для экстремальной езды должны иметь крепкие и легкие обода. Покрышки средней ширины около 2 дюймов, с качественным протектором. Очень узкие или наоборот широкие покрышки сделают соревнование в данной дисциплине мучительными, особенно в грязи или на песке. Стоит отдавать предпочтение покрышкам, предназначенным для силовой езды, езды по бездорожью. Так же они должны быть облегченные.
  7. Расположение кареточного узла – главной оси, то есть центра тяжести, имеет тоже не последнюю роль.
  8. Размер колес имеет значение. Общепринятые 26 дюймов в современной реальности активно заменяются 29. Чем больше колесо, тем выше его проходимость и тем меньше маневренность. Но для данной дисциплины проходимость и равномерный темп важнее, чем маневренность.

Какой велосипед подходит для кросс-кантри

Точных характеристик кросс-кантри велосипеда указать нельзя, так как они подбираются исходя из личных предпочтений велосипедиста и вида соревнований. Однако, есть устоявшиеся общие нормы для участия в данной дисциплине:

Байк конструкции хардтейл или двухподвес. Большинство кросскантеров отдает предпочтение хардтейлу. Двухподвес является более мягким и комфортным. Однако именно излишняя амортизация и увеличенный вес способствует потере скорости и времени. Оборудование фирмы Sram или Shimano. Для профессионалов устанавливаются Sram 7.0 — 9.0 и Shimano Deore XT, XTR. Если же Вы любитель или новичок можно установить оборудование попроще – Sram 3.0 — 5.0, или Shimano Altus или Acera. Рама велосипеда предпочтительно должна быть изготовлена из карбона. Поскольку такие модели стоят достаточно дорого, то новичкам можно использовать алюминиевые рамы, но для серьезных соревнований все же их не рекомендуют. Качественные амортизаторы. Это тот случай, когда работает принцип дороже – качественней, так как дешёвое оборудование может попросту не выдержать нагрузки и сломаться в ключевой момент на трассе, что может привести к падению и травмам. Профессионалы выбирают масляные или воздушные вилки, благодаря которым можно легко преодолевать препятствия и регулировать вилку под собственный вес. Надежные колеса. На 26 дюймовые колеса с двойными ободами устанавливаются качественные спицы, которые способны выдержать нагрузку при прыжках. Покрышки должны быть с хорошим протектором. Контактные педали. Рекомендуется использовать только профессиональным гонщикам. Новичок при падении может не успеть отстегнуть ногу и получить серьезные травмы.

Читать еще:  Массажное кресло. Виды и работа. Применение и Особенности

Все указанные характеристики являются достаточно общими, поскольку каждый новичок, любитель или профессионал может собрать байк под себя, опираясь на личные предпочтения в определенных деталях.

Особенности горных велосипедов

Обычные горные велосипеды созданы для преодоления сложных склонов. Но они создавались для обычного преодоления трудностей, а не быстрого. Их колёса больше, а сам велосипед массивнее. Правда есть исключения. Кросс кантри сами по себе являются горными велосипедами, поэтому включают в себя все их достоинства. Трудно выделить в горном велосипеде положительную черту, которой нет у кросс кантри. Пожалуй, только безопасность, но велосипед велосипеду рознь.

У кросс кантри более низкая посадка, чем у горного велосипеда. Это нужно для более активной езды. Типов горных велосипедов существует много. Даунхил это скоростной спуск с гор. Они отличаются мощной тормозной системой, которая обеспечивает лёгкую остановку транспортного средства перед препятствием. Фрирайд можно использовать не только для спуска, но и для подъёма. Существует стиль олмаунтин, который специализируется для езды вне дорог.

Каждый из этих стилей горных велосипедов имеет какие-то черты, которые позволяют ему выполнять свои функции. Кросс кантри это один из многочисленных видов горных велосипедов. Он предназначен именно для спортивного преодоления препятствий. Ехать на нём нужно не только быстро, но и красиво.

Остальное зависит от конкретного вида велосипеда. Горный велосипед очень широкое понятие. Сюда можно включить и тяжёлые машины, предназначенные для прохода по непроходимой местности и лёгкие тягачи, которые нужны для подъёма в гору по крутым склонам. Выбор велосипеда зависит от того, что именно человек собирается делать в горах.

Кросс кантри дорогой велосипед. При его производстве используется сложные карбоновые рамы, которые улучшают качество велосипеда. Остальные виды создаются на базе более дешёвых элементов

Это заставляет говорить о ещё одном важном отличии – цене. Нормальный маунтинбайк можно купить за 1000-2000 долларов США, кросс кантри будет стоить 2500

Чем более новая и совершенная модель, тем она дороже.

Техническая сторона кроссового бега

Техника бега по пересеченной местности несколько отличается от обычной пробежки. При передвижении по прямой дороге, можно применять стандартную технику – прямое туловище, руки слегка прижаты к корпусу под прямым углом, стопа касается земли сначала пяткой, а затем перекатывается на носок.

Если предстоит подъем, использовать такую технику будет довольно проблематично, поскольку на ноги будет приходиться очень большая нагрузка. Чтобы облегчить себе работу, можно бегать с немного согнутым корпусом, но сильно наклонять его нельзя. Кроме того, следует сократить длину шага и быстрее двигать руками. Движения рук тоже будут отличаться от таковых при простом беге – руками нужно размахивать широко, начиная движение от бедра и поднимая их высоко к груди. При подъеме самой большой нагрузке подвергаются лодыжки и стопы, поэтому слишком часто бегать в гору не стоит, особенно если целью тренировок является поддержание хорошей физической формы, а не подготовка к соревнованиям.

При спуске больше всего работают мышцы колена и голени. Если имеются проблемы с коленным суставом, такую нагрузку необходимо строго дозировать

Людям с избыточным весом тоже нужно спускаться крайне осторожно, чтобы не травмировать колено. Рекомендуется обмотать колени эластичным бинтом – это придаст им дополнительную защиту и позволит избежать травм

Немаловажным моментом является правильная техника дыхания. Вдох желательно производить носом, выдох – ртом. Если возникает одышка или другие неприятные ощущения, можно попробовать дышать только ртом. Сильно участился пульс? Значит, надо снизить темп бега, либо временно перейти на ходьбу, пока сердце не перестанет выскакивать из груди.

Какой двухподвесный велосипед выбрать?

Как и при выборе любого другого велосипеда, нужно учитывать особенности вашей езды: как часто и где вы катаетесь, проходите большие расстояния или совершаете короткие прогулки, любите велосипедные трюки, подъемы в гору или с горы. Двухподвесы в основном отличаются по стилю катания.

Виды двухподвесных велосипедов:

  • Даунхилл (от англ. downhill«вниз по холму») – предназначен для скоростного спуска с горы или любой другой наклонной поверхности.
  • Кросс-кантри (от англ. cross-country«пересеченная местность») — эта модель в первую очередь предназначена, чтобы сглаживать неровности и перемещаться по бездорожью.
  • Эндуро (от англ. endurance «выносливость») – подходит для катания по небольшим склонам и неровной поверхности.

У даунхиллов самая большая длинна хода вилки (максимальное расстояние, на которое удлиняется амортизатор при езде), самые мягкие амортизаторы, одни из самых лучших тормозов и прочная рама. Часто на этих моделях есть всего одна скорость, что вполне оправдано, поскольку при спуске с горы вряд ли потребуется переключать или увеличивать скорость. Недостаток этой модели – большой вес. Даунхиллы делают такими тяжелыми для лучшего скрепления с грунтом.

У велосипедов кросс-кантри подвеска специфическая, с небольшим ходом. Рама менее прочная, чем у других двухподвесов, зато довольно легкая. От 10 и более скоростей. На нем можно довольно комфортно въехать в гору или мягко проехать по любой неровности. Кросс-кантри, как говорят эксперты, — это горный велосипед для тех, кто предпочитает комфорт скорости.

Прочность рамы, ход вилки, скорость и вес велосипедов эндуро – нечто среднее между дуанхиллами и кросс-кантри.

Что проверить перед покупкой двухподвеса?

Обязательно убедитесь, что тормоза хорошо работают. Фулы развивают очень большую скорость, особенно при спуске, поэтому надежный тормоз будет вашей главной защитой при движении.

Оцените качество шин – у них должна быть хорошая толщина и прочность.

Обратите внимание на педали, которые входят в комплектацию велосипеда. Для спортивного катания часто советуют контактные педали, которые крепко удерживают ногу во время движения, равномерно распределяют нагрузку и позволяют развить большую скорость

Но к таким педалям нужно привыкнуть, потому что вынимать из них ногу на первых порах будет непросто.

В целом, перед покупкой двухподвесного велосипеда еще раз оцените, насколько вам нужна такая модель. Главный недостаток двухподвесов – это большой вес из-за наличия двух амортизаторов и достаточно высокая цена (от ценовой категория в 15-30 тысяч рублей и вышей). Если вас не пугают эти сложности и вы готовы к одному из спортивных стилей велосипедной езды, о которых мы говорили ранее, тогда эта модель для вас.

Читать еще:  Рюкзак. Виды и устройство. Выбрать и применение. Плюсы и минусы

Как начать бегать кросс

Начинающим бегунам нужно обязательно знать некоторые правила, позволяющие получить высокие результаты и достичь желаемой пользы от тренировок. Кроссовый бег подразумевает постепенное увеличение физических нагрузок, как и любой другой вид бега. На первых порах рекомендуется просто ходить быстрым шагом, чтобы хорошенько изучить маршрут и адаптироваться к нагрузкам.

Первые 2-3 месяца желательно подобрать такой маршрут, который не будет изобиловать бесконечными спусками и подъемами. При беге по холмам хорошо тренируется сердце, но такая форма нагрузок может навредить неподготовленному организму. Оптимальным вариантом будет лесная тропинка или любая другая относительно ровная трасса, на которой присутствуют небольшие холмики и овражки.

Со временем тело приспособится к нагрузкам, сердцебиение будет спокойным даже при высокой интенсивности бега, тонус мышц повысится и можно будет бегать по более сложному маршруту. Кроме того, нужно с каждым днем увеличивать продолжительность забега. Если в первые дни будет хватать и короткой 20-минутной дистанции, то через месяц следует довести время занятий до 1-1,5 часа, при этом бегать дважды в неделю и это минимум. Такие упражнения будут приносить максимальную пользу для организма.

Кросс кантри. Трассы и снаряжение. Для начинающих и особенности

Кросс кантри в переводе с английского означает «пересеченная местность». Поэтому под данным термином подразумевается направление в велосипедном спорте, где гонка проходит по пересеченной местности. При этом необходимо отличать cross-country и прогулку на велосипеде по лесному массиву. Трассы для состязаний оборудуются профессионально, с учетом требований, предъявляемых МОК. А для езды по этим трассам требуется особый велосипед, обладающий необходимыми характеристиками. Кроме того, для занятий этим видом спорта нужна хорошая физподготовка, выносливость и быстрота реакции.

Трассы для кросс кантри

Этот спорт относится к разряду экстремальных, и кольцевые трассы для него оборудуются с учетом определенных требований, утвержденных на международном уровне. Они могут быть природными и искусственно созданными, но любая дистанция для кросс кантри должна соответствовать следующим условиям:

  • Содержать лесные и грунтовые дороги, поля, участки с грунтовым покрытием и гравием, многочисленные спуски-подъемы, асфальтированные шоссе (не более 15% общей протяженности маршрута).
  • Обладать хорошей проходимостью вне зависимости от погоды, иметь возможность объезда при разрушении одного из участков.
  • Иметь узкие и широкие участки, сменяющие друг друга, а также оборудованные переходы для зрителей.
  • Разметка должна быть качественной, указывать зоны старта, финиша, направление движения и особенно опасные участки пути.
  • На трассе обязательно размещаются пункты питания и техпомощи, работает машина медпомощи, устанавливаются указатели и защитные приспособления на наиболее опасных отрезках.
  • На всем ее протяжении должны стоять маршалы со свистками.
Типы гонок
Состязания подразделяются на три вида в зависимости от используемой трассы.
  1. Классическая гонка. Подразумевает преодоление 3-6 кругов по трассе протяженностью 5-9 км. Время заезда в этом случае составляет не более 2 ч.
  2. Шор-трек — 6-9 кругов на короткой дистанции. Сюда же относится и гонка на выбывание, которая может длиться буквально несколько минут.
  3. Марафон — заезд на большие дистанции, длящийся 2-8 ч.

Преодолеть трассу под силу практически каждому велосипедисту, имеющему достаточный уровень спортивной подготовки. Однако победу в состязании могут обеспечить только выносливость и систематические тренировки. Однако не следует забывать и про «железного коня» — от него немало зависит в жесткой борьбе, где счет ведется буквально на секунды.

Отличия от горного велосипеда

Велосипед кросс кантри относится к разновидности горного. Однако он имеет существенные отличия, обеспечивающие ему легкость, динамичность, хорошую проходимость и высокие скоростные показатели на сложных трассах с агрессивным стилем езды.

Классические горные байки предназначены только для езды по бездорожью и подъему вверх по склонам, поэтому они зачастую тяжелые, мало маневренные и не способны развивать большие скорости. Агрегат для кросс кантри сделан специально для скоростной езды по неровной поверхности, для преодоления препятствий, прыжков и т.п. Поэтому посадка у него ниже, чем у горного байка. Однако на таком велосипеде весьма проблемно подняться в гору.

Типов таких велосипедов немало, но основных можно выделить три:
  1. Даунхилл — агрегат для скоростного спуска с горных склонов. Они оснащаются тормозами большой эффективности, что позволяет им быстро остановиться перед препятствием.
  2. Фрирайд — применяется как для спуска, так и для подъема.
  3. Ол-маунтин — предназначен для передвижения вне дорог.

Поскольку кросс кантри относятся к семейству горных байков, они обладают всеми их преимуществами. Все плюсы, имеющиеся у горных велосипедов, есть и у них. Однако первые считаются более безопасными, хотя на практике это качество зависит от конкретного агрегата.

Как выбрать байк

Трассы для состязаний очень сложны и специфичны, поэтому к выбору велосипеда следует подходить грамотно. Правильно подобрать «железного коня» помогут некоторые рекомендации:
  • Для преодоления трудных участков маршрута лучше подойдет велосипед с легкой, но прочной рамой, например, алюминиевой или карбоновой. Тяжелые конструкции для данной дисциплины не подходят.
  • Следует оценивать форму и конструкцию рамы — она должна обеспечивать правильное расположение ездока в седле и равномерное распределение веса тела на руки и ноги.
  • Двигаться быстрее и сократить время прохождения трассы помогут одна или две подвески – при втором варианте байк больше весит, однако становится более проходимым и не теряет при этом скоростных характеристик.
  • Колеса с легкими ободами и покрышки средней ширины с хорошим протектором обеспечат лучшую сцепку с поверхностью, в том числе при плохой погоде. Слишком узкие или широкие покрышки усложнят прохождение трассы, особенно на участках грязи или песка. Важен также и размер колес: чем он больше, тем выше проходимость. Поэтому оптимальный размер для колеса кросс кантри — 29 дюймов.
  • Особое внимание следует уделить рулю, амортизированной вилке и прочей оснастке — их надежность не должна вызывать сомнений. Передняя вилка обычно комбинированная (воздушно-масляная), имеет хорошую сопротивляемость и возможность блокировки. Ее короткий ход обуславливает хорошую скорость, а длинный обеспечивает высокую проходимость на бездорожье.
  • Трансмиссия должна иметь большой скоростной диапазон — это обеспечит преодоление трассы за малое время. А большое число скоростей поможет взять участки с подъемами.
  • Желательно наличие контактных педалей — оно облегчает выполнение вращательных движений и помогает сэкономит время.
  • Показатель качества байка для кросс кантри — это его цена: действительно хороший велосипед для данной дисциплины не может дешево стоить.
Снаряжение велосипедиста

В дисциплине кросс кантри скорость — главный показатель, поэтому снаряжение не должно утяжелять и снижать показатели аэродинамики гонщика.

На трассе спортсмену необходимы:
  • Легкий шлем с отверстиями для вентиляции.
  • Очки.
  • Обтягивающая велосипедная футболка и шорты.
  • Велоперчатки.
  • Рюкзак.
  • Обувь с шипами для контактных педалей.

Для прохладной погоды предусмотрены тер­мо­бель­е, ве­лосипедная куртка и брюки.

Пять ошибок начинающих гонщиков

Многие из тех, кто решил сделать первые шаги в велоспорте, выбирают кросс кантри. Ведь если мой друг так может, то и я могу. И зачастую делают множество ошибок из-за недостатка информации или переоценки собственных возможностей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector