8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маунтинбайк. Виды и особенности. Велосипеды и снаряжение

Горный велосипед (маунтинбайк)

Горный велосипед (англ. mountain bike) – экстремальный олимпийский вид спорта, который включает в себя ряд дисциплин: велотриал, дёрт-джампинг, стрит, слоупстайл, кросс-кантри, параллельный слалом, скоростной спуск, фрирайд, апхилл, норт-шор.

Международный союз велосипедистов (фр. Union Cycliste Internationale, UCI) является велосипедной ассоциацией, которая наблюдает за событиями по велоспорту на международном уровне.

История возникновения и развития горного велосипеда (маунтинбайка)

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат. Первый велосипед, который был похож на используемые в наши дни велосипеды, был изобретен в 1884 году.

Долгое время велосипеды были предназначены для езды по ровной поверхности, но были люди, которые желали покорить на велосипедах горы. Вместе с этим появились умельцы, которые пытались адаптировать велосипед под горные условия. Результатом их трудов стал велосипед с мягкой амортизационной подвеской, более широкими колесами, многоскоростным приводом и индексным переключением передач.

Точной даты рождения маунтинбайка не известно, но есть две популярных точки зрения по этому вопросу. Одна из них гласит, что горный велосипед появился около 50 лет назад, когда американский студент пытался покорить на велосипеде горную вершину. По второй версии маунтинбайк появился 30 лет назад, когда прошел первый массовый старт на горных велосипедах.

В 1990 году прошел первый чемпионат мира по езде на горных велосипедах, в том же году Международный союз велосипедистов, официально признал маунтинбайк отдельным видом спорта. В 1996 году горный велосипед был включен в программу Олимпийских игр в Атланте.

Дисциплины маунтинбайка

Горный велосипед насчитывает 10 дисциплин, которые в свою очередь делятся на подвиды. Рассмотрим подробнее каждую из дисциплин маунтинбайка, её особенности и экипировку.

Велотриал

Велотриал (англ. bike trials) — одна из дисциплин маунтинбайка, суть которой заключаетсяся в преодолении серии препятствий на горном велосипедe. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться ногами, руками или другими частями тела.

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг –дисциплина маунтинбайка, которая представляет собой прыжки спортсменов (с выполнением трюков) на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX: хардтейл с одной передачей, без амортизационной вилки, без переднего тормоза (необходимое условия для выполнения некоторых трюков), широкие педали, широкие покрышки. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.

Стрит

Стрит (англ. street) – экстремальное катание по улицам городов и другим искусственным объектам, в настоящий момент не является дисциплиной, скорее это набирающий популярность стиль катания. Велосипеды для стрита отличаются тем, что рамы и шатуны у таких велосипедов сделаны из стали, для большей прочности и “неубиваемости” при скольжениях по перилам или при случайных падениях. Для лучшей управляемости колеса уменьшены с 26 до 24 дюймов, вес такого велосипеда доходит до 14 кг.

Слоупстайл

Слоупстайл (англ. slopestyle) – представляет собой выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Каждый трюк должен выполняться аккуратно, точно и технически правильно, так как при падении есть большая вероятность получить травму и не пройти трассу до конца. Если вылеты достаточно велики, то для слоупстайла подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то подойдёт велосипед для стрита.

Кросс-кантри

Кросс-кантри (англ. cross-country) – мужская или женская дисциплина, которая представляет собой гонки на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса для кросс-кантри содержит большое количество спусков, затяжных подъемов, а также скоростные и технические участки. В кросс-кантри могут использоваться как естественные, так и искусственные препятствия. В данной дисциплине обязательным элементом экипировки является шлем.

Параллельный слалом или байкер-кросс

Параллельный слалом – дисциплина, в которой одновременно соревнуются друг с другом 4 гонщика. Дисциплина предполагает наличие некоторого контакта между спортсменами, но этот контакт не должен противоречить духу честной борьбы. Заезд проходит на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Велосипед для слалома имеет увеличенное расстояние между колесами, заниженный центр тяжести. Навесное оборудование ставится с наименьшим весом для лучшего ускорения.

Даунхилл (скоростной спуск)

Даунхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в максимально быстром спуске с горы на горном велосипеде. Для скоростного спуска подойдёт велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, вес такого велосипеда не должен превышать 20 кг.

Фрирайд

Фрирайд – дисциплина маунтинбайка, которая предполагает свободный спуск с горы без каких-либо трасс и тропинок на максимально возможной скорости. В этой дисциплине обычно используются двухподвесные велосипеды, близкие по конструкции к даунхильным, но изменяющиеся в зависимости от их назначения. Обязательным элементом экипировки является закрытый шлем.

Апхилл

Апхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в скоростном подъеме на склон. Велосипед в данной дисциплине должен быть максимально легким, идеальным можно считать вес менее 10 кг.

Норт-шор

Норт-шор – дисциплина маунтинбайка, суть которой заключается в преодолении определенной трассы с естественными и искусственно построенными препятствиями (узкие извилистые бревенчатые мостики и винтовые «лестницы», «качели» и даже «мёртвые петли»).

Маунтинбайк. Виды и особенности. Велосипеды и снаряжение

Маунтинбайк — вид велосипедного спорта, появившийся относительно недавно. На английском языке «mountain bike» означает горный велосипед, езда на котором — и есть суть данной дисциплины.

Немного истории

Первый прообраз велосипеда был сконструирован в 1817 г. немцем, бароном Карлом фон Дрезом, и представлял собой двухколесный самокат. Ездить на нем можно было, отталкиваясь ногами от земли. А вот агрегат, схожий с современными, появился в 1884 г.

Читать еще:  Аксессуары для бега. Виды и применение. Как выбрать и особенности

Первые велосипеды предназначались для передвижения по ровным дорогам. но всегда найдутся те, кто не собирается довольствоваться малым — некоторые экстремалы пожелали покорить на велосипеде горы. В итоге обычный велосипед был адаптирован под новые условия, у него появились амортизаторы, широкие колеса, большой диапазон передач.

Когда конкретно появился маунтинбайк, неизвестно. Одни полагают, что рождение горного велосипеда произошло 50 лет назад, когда американский студент попробовал взобраться на велосипеде на вершину горы. Другие утверждают, что возраст дисциплины — 30 лет, и началом послужили массовые велосипедные старты.

Так или иначе, с 1990 г. берет начало проведение регулярных чемпионатов мира по езде на горных велосипедах. Тогда же маунтинбайк получил статус официального спорта. А в 1996 г. горный велосипед вошел в состав Олимпиады.

Разновидности

Направления езды на горном велосипеде очень разнообразны, некоторые пришли из других видов спорта. Всего дисциплин 12, одни из них носят экстремальный характер, другие имеют целью получить удовольствие от катания.

Кросс-кантри

Представляет собой езду по пересеченной местности на длинные дистанции. Это наиболее распространенный вид маунтинбайка, который входит в программу Игр. Из него вышли почти все известные экстремалы. Для кросс-кантри спортсмену необходима хорошая выносливость, сила и огромная сила воли, а из снаряжения — шлем, контактные педали и ботинки, влагоотводящая одежда, перчатки и очки.

Ол-Маунтин

Это езда на универсальном велосипеде, предназначенном для любых дорог. Такой агрегат имеет прочную раму и легкую подвеску, вес его не мал, но не должен быть более 14 кг. Этот «железный конь» применяется при проведении многодневных заездов. Чтобы кататься на нем, нужно быть в хорошей спортивной форме, поэтому прежде, чем приступить к Ол-Маунтингу, придется провести несколько месяцев в тренажерном зале. Снаряжение аналогично кросс-кантри, но нелишним дополнением станут наколенники.

Апхилл

В переводе с английского означает «вверх в гору». Дисциплина подразумевает скоростной подъем на велосипеде по горному склону. В связи с тем, что на спортсмена ложится колоссальная нагрузка, байк для апхилла используется максимально облегченный, массой не более 10 кг. С целью уменьшения веса снаряжения не используются никакие аксессуары, в том числе и защитные.

Даунхилл

Это наоборот, скоростной спуск с горы. Этот подвид заимствован из горнолыжного спорта и предполагает съезд по склону за минимальное время. Байки для этой цели используются тяжелые — до 20 кг, с двумя амортизаторами и крепкой навеской.

В связи с таким большим весом велосипеда, взобраться на нем до места старта довольно тяжело. Поэтому соревнования в данной дисциплине чаще проводятся на горнолыжных курортах, где трассы оснащены подъемниками. При подъеме спортсмены не берут с собой ничего лишнего, даже запас воды остается у подножия склона. Ведь отвлекаться на спуске ни в коем случае нельзя.

Из обмундирования необходимы шлем-маска, защитный панцирь, защита колена и голени, перчатки, а иногда и защитные сапоги из ударопрочного пластика.

Фрирайд

Этот термин означает свободный спуск с горы вне каких-либо трасс на максимальном ускорении. Для этого направления необходим двухподвесный велосипед весом 17-20 кг, а также амуниция — шлем-фулфейс, защита всех частей тела, рюкзак с гидросистемой. Ну и безусловно, не обойтись без выносливости и навыков альпинизма.

Норт-Шор

North Shore по-английски означает «северное побережье». Дисциплина названа так по месту своего появления — у побережья Тихого океана в Канаде. Именно там экстремалы строили деревянные конструкции в Кордильерах для преодоления на велосипедах наиболее трудных участков.

Сегодня Норт-шор — это смесь естественного горного рельефа и разнообразных искусственных препятствий: трамплинов, качелей, поворачивающихся колес и пр. Для преодоления такой трассы нужен маунтинбайк с короткими «перьями», позволяющими быстро стартовать, и надежной системой амортизации, чтобы безопасно приземляться. Чем жестче езда, тем большего веса нужен байк. Ну и разумеется, полный комплект защитного снаряжения.

Дуал-Слалом

Самый старый вид экстремальной езды, пришедший из горнолыжного спорта. Представляет собой состязание двух спортсменов, несущихся вниз с горы параллельно друг другу, преодолевая трамплины и повороты. Первый, кто оказался у подножия, одерживает победу и вступает в борьбу с других спортсменом. И так пока не победит всех.

Байкер-кросс

Состязание между четырьмя велосипедистами. Все стартуют одновременно и едут по одной трассе длиной 250 м. Два спортсмена, финишировавшие первыми, продолжают турнир. И в итоге в финал выходят 4 самых сильных ездока. Они поделят между собой четыре первых места. А места с 5 по 8 будут распределены между остальными участниками по итогам малого финала.

Для байкер-кросса оборудуются широкие трассы, однако в процессе гонки не исключены столкновения ездоков. Если они носят ненамеренный характер, то участников за столкновения не наказывают.

Спортсменам необходимы отличная реакция и хорошие спринтерские качества, а также правильно подобранный маунтинбайк. Это агрегат весом 12 кг с короткой верхней трубой и задними перьями, легкой навеской и контактными педалями. Главная задача байка — быстро разогнаться на старте. Из защиты нужен шлем типа «котелок», очки, наколенники и налокотники.

Триал

Это езда с преодолением различных препятствий, где от спортсмена требуется проявить немалое мастерство: прыгать с высоты, ехать на заднем колесе, взлетать на постаменты и т.п., не касаясь ногами земли. И при этом прийти к финишу первым. За техникой прохождения полосы препятствий пристально следят судьи.

Маунтинбайк для триала — с низкой, жесткой и легкой рамой, укороченными задними перьями и часто без седла. Колеса широкие и легкие, обязательно наличие амортизационные вилки. Такие велосипеды мало весят (до 9 кг), что порой негативно сказывается на их прочности. Из обмундирования используются легкий шлем, защита голени, перчатки и кеды с широкой подошвой.

Читать еще:  Академическая гребля. Виды и правила.Плюсы и минусы.Снаряжение
Дерт-джампинг

Это состязание на трассе, оборудованной земляными трамплинами. Велосипед для такой езды схож с BMX: у него одна передача, а амортизационная вилка и передний тормоз отсутствуют. Все это должно способствовать выполнению различных трюков. Вес агрегата в этой дисциплине не имеет принципиального но тяжелый конь в воздухе удобнее, особенно для начинающих.

Силы или выносливости для занятий дерт-джампингом не требуется, главное — начинать постепенно, с небольших дертов. Обмундирование подразумевает шлем, наколенники, перчатки с длинными пальцами и скейтерские кеды.

Стрит

Это не совсем дисциплина, скорее, любительское катание. Оно происходит в городских условиях, но применяется для этого горный велосипед. Байкеры запрыгиваю на перила и парапеты, заезжают на стены, разбавляя все это акробатическими трюками. Часто стритеры ездят ночью, когда мало машин и других участников движения, используя для этого хорошо освещенные участки.

Для такого стиля катания были разработаны специальные велосипеды с рамой из стали, выдерживающей скольжения по перилам и возможные падения. Колеса уменьшены до 24 дюймов, а вес — 14 кг. Часто экстремалы ездят без защиты, но они уже умеют просчитывать свои действия, а вот начинающим лучше не пренебрегать защитной амуницией.

Слоуп Стайл

Был заимствован из сноубординга, трасса включает препятствия из норт-шора, триала, земляные трамплины из дерт-джампинга, а также элементы стрита. На состязаниях оценивается в первую очередь не время, а стиль, качество выполнения трюков. Подобные заезды организуются нечасто, но собирают множество зрителей. Велосипеды используются при этом самые разные.

Характеристики велосипедов

Чтобы правильно подобрать байк, нужно в первую очередь определиться с его физическими параметрами. Прежде всего это касается размера рамы, длина которой будет зависеть от роста спортсмена.

Следующий критерий — диаметр колес. Чаще всего встречаются агрегаты с колесами 26 и 28 дюймов. колесами. 26-е подходят только для ровных дорог и больших расстояний. 28-е имеют хорошее сцепление с любой поверхностью, но значительно утяжеляют маунтинбайк, снижая его маневренность.

Классический горный байк обладает следующими характеристиками:
  • Наличие амортизированной вилки впереди.
  • Отсутствие заднего подвеса.
  • Рама из алюминиевого сплава.
  • Небольшой вес.

Двухподвесный велосипед отличается наличием задней амортизации, что делает более комфортной езду по камням, а также спуск с гор.

Что касается количества передач, в большинстве случаев они распределены таким образом:3 впереди, а все остальные — сзади. Рекомендуется приобретать маунтинбайк с количеством передач не менее 8. В этом случае скоростей будет больше, а контроль над байком а разных покрытиях, соответственно, лучше.

Тормоза различаются:
  • Ободные — подходят только для сухой дороги, а на мокрой колесо может пойти «восьмеркой».
  • Дисковые гидравлические — позволяют быстро остановиться, легко нажав на ручку. Но их регулировка под силу только профессионалу.
  • Дисковые механические — пожалуй, самые лучшие: они эффективны в любую погоду даже при неустойчивом покрытии.

Маунтинбайк – экстремальный спорт, и этим он привлекает множество поклонников, желающих «пощекотать нервы». Однако занимаясь им, необходимо помнить о высокой травмоопасности и ни в коем случае не пренебрегать правилами безопасности и защитной экипировкой.

Велоспорт «Маунтинбайк» – олимпийский вид спорта.

Велоспорт «маунтинбайк» является настолько популярным видом спорта во всем мире, что было принято решение включить его в программу Олимпийских игр, где он успешно находится, начиная с 1996 года, когда Олимпиада проводилась в американском городе Атланта. Фактически он представляет собой скоростной спуск с горы или любой другой большой наклонной поверхности, либо езду по суровому бездорожью, причем главным инструментом поклонника этой дисциплины является горный велосипед.

Вообще, горный велосипед — это понятие довольно растяжимое. Чаще всего под словом «маунтинбайк» подразумевают не только конкретный вид спорта, но и велосипед для бездорожья, оснащенный рамой особой конструкции и утолщенными покрышками. Необычный стиль катания и довольно специфические его условия стали причиной того, что велосипеды стали оборудовать изогнутым рулем, колесами увеличенной прочности, переключателем скоростей, обоюдными тормозами, амортизаторами и многими другими приспособлениями.

Популяризация велоспорта «маунтинбайк» в последние годы привела к появлению усиленного спроса на горные велосипеды, что является результатом заинтересованности населения, ищущего активные способы времяпрепровождения. Более того, появились отдельные узкоспециализированные дисциплины.

All Terrain Bike представляет собой привычный всем внедорожный байк. Хардтейлами называют велосипеды с передними амортизаторами, расположенными на вилке.

Софттейлами называют велосипеды для езды по пересеченной сельской местности. Байки для фрирайда и для даунхилла имеют передние и задние мощные амортизаторы.

Многие увлеченные райдеры занимаются не только в летнее, но и в зимнее время, для чего после наступления холодов и выпадения снега пересаживаются на специализированный транспорт. Зимнее катание на горных велосипедах является более трудным, поскольку оно нередко сопровождается замерзанием и обветриванием открытых частей тела, сложностью торможения и управления, поворачивания и разгонов. Тем не менее, заядлых спортсменов, предпочитающих вести здоровый и активный образ жизни, никакие трудности не останавливают.

Что такое “горный велосипед” ? Или подробнее про маунтинбайк

Горные велосипеды сегодня являются одним из самых востребованных видов данного транспорта. Эти велосипеды выбирают за их универсальность и возможность передвижения грунтовыми дорогами. Также такой вид маунтинбайка подойдет для передвижения в условиях пересеченной местности. Понятие «горный велосипед» включает несколько подвидов, которые отличаются по назначению и конструкциии.

Если говорить о дисках горных велосипедов, то в основном их диаметр у современных моделей составляет 26 дюймов. Все чаще среди знатоков слышатся мнения о том, что следует увеличить размеры до 28“. Однако, пока все остается на уровне разговоров. В продаже можно найти и горные байки с диаметром колес 24 дюйма. Такие модели зачастую покупают подросткам 12-16 лет.

Читать еще:  Прыжки на батуте. Соревнования и применение. Плюсы и особенности

Горные велосипеды делятся на модели с амортизатором и без него. Тем не менее, сегодня большинство велосипедистов не станут покупать двухколесную машину не имеющую передний амортизатор. Можно приобрести ровер с двумя амортизаторами –задним и передним. Такие модели отличаются сверхпрочной конструкцией, а также широкими покрышками у которых протектор сильно-выражен.

Что касается передач, то современные маунтинбайки насчитывают, как минимум, 18 скоростных режимов. Максимальное количество – 27. Это дает возможность значительно изменять передаточное отношение, байк с легкостью одолеет любую дорогу. Его мощности хватит для движения на скоростной трассе, а также для преодоления высоких подъемов. Сейчас производители начали выпускать горные байки для езды в городской черте. У этих машин предусмотрены жесткие вилки и сликовая узкая резина.

Характеристики горных велосипедов

Горные байки – хорошие универсальные машины. Они дают возможность свободно передвигаться в городской черте, двигаться по трассе с хорошей скоростью, легко преодолевать сложные лесные дороги, горные тропы. Универсальной, считается модель у которой классическая рама и передний амортизатор. На трассе этот ровер едет с немного меньшей скоростью.

Горным велосипедам имеют несколько отличительных особенностей. К ним относятся следующие:

· Маленькая крепкая рама имеющая хороший зазор с дорогой. Зачастую для ее изготовления используют хромомолибденовою сталь, титан, алюминий, углепластик.

· Рукоятки переключения скорости (манетки). Они, как правило, расположены на руле, и переключение передач происходит без отрыва рук. Во время значительных нагрузок и грязи переключаться помогает передний и задний переключатель, цепи, а также звездочки (ведущие и ведомые).

· Тормозная система. Этот механизм выполнен по типу V-breke (ободных тормозов). Сейчас производители переходят к дисковым тормозам.

Что касается амортизации, то учитывая ее конструктивные отличия, горные роверы делят на четыре вида. К первому виду относятся ригиды (rigid). У них амортизация отсутствует. Ко второму виду относятся хардтейлы (hardtail). Эти байки оснащены амортизационной вилкой.

Третий тип – это двухподвесные роверы (Full-suspension). Такие модели имеют задние подвески и амортизационные вилки. Наименее распространённый вид – софттейлы (softtail). У этой модели также есть амортизационные вилки. Амортизация колеса происходит за счет уникальной конструкции перьев заднего треугольника на раме.

Универсальность горных велосипедов

Среди разнообразия горных веломоделей есть различные велосипеды. Среди них роверы для триала, фрирайда, кросскантри, даунхилла, бэккантри, а также обычные (общего назначения). Последние байки самые приемлемые по стоимости и пользуются популярностью у велолюбителей.

Обычные горные велосипеды оценят все любители велоспорта. Их предназначение –агрессивная, но умеренная езда по качественным дорогам и бездорожью. В основном эти маунтинбайки принадлежат к виду «хардтейлов». У них довольно высокое расположение сиденья, за счет чего снижается нагрузка на руки. На байки такого типа можно установить раму или багажник.

Универсальные горные двухколесные машины производят следующие марки – Author, Gary Fisher, Mongoose, Rock Machine, Stark, Stels, Scott, Specialezed, Trek. Последний бренд в числе популярных. Хорошо зарекомендовали себя горные роверы отечественного производителя Stels. Это отличный бюджетный велосипед. Маунтинбайки (МТВ) делятся на пять видов:

· Триальные (Trial) – это легкие велосипеды, назначение которых езда с препятствиями. Обычно у них небольшая рама. Контролировать ситуацию удается при помощи гидравлической тормозной системы. В продаже есть МТБ с передней амортизационной вилкой или же жесткой вилкой. В основном, такие велосипеды идут без седла.

· Даунхильные (Downhill) – роверы для горной местности. Они рассчитаны на значительное напряжение и высокую скорость на сложных дорогах. Зачастую используются двухподвесные модели. Они отличаются надежностью, довольно крепкой конструкцией, сверхпрочными рамами. Тормоза у таких велосипедов обычно дисковые, а значит, надежные. Также у этих байков предусмотрены длиноходные вилки и задние подвески, ход которых составляет от 200 мм до 240 мм. Резина у роверов данного типа широкая, а во время движения центр тяжести сдвигается назад. Масса МТБ – более 20 кг.

· Кросс-кантри (CrossCountry, XC racing) – это модели, предназначение которых скоростной кросс в условиях пересеченной местности. Такие маунтинбайки наиболее похожи на обычные горные роверы. Они не тяжеловесны, поскольку изготовлены из алюминия или карбона. Рамы у таких МТБ баттированные (с переменной толщиной стенок) и легкие. Передний треугольник – несколько удлиненный. Так обеспечивается низкая посадка, которая удобна во время агрессивной езды. Кросскантрийные велосипеды зачастую оснащают дисковыми тормозами.

· Фрирайдерные (FreeRide) – служат для передвижения в условиях пересеченной местности. Такая модель идентична даунхильному байку, однако, такой велосипед предназначен не только для гор. Этот маунтинбайк легче даунхильного, у него есть вилки и задняя подвеска с ходом от 150 до 170 мм. Такие горные роверы выпускаются с передней амортизационной вилкой. Встречаются и полноподвесные модели. Маунтинбайк такого типа – это двухколесный внедорожник.

· Бэккантри (backcountry) – горный велосипед для участия во внедорожных марафонах. Найти его удастся не у каждого производителя. Маунтинбайк «бэккантри» может идти без амортизации и с двойной амортизацией.

Горные велосипеды регулярно модернизируются. В этом виде роверов впервые была предусмотрена дисковая тормозная система, задняя подвеска, масляные и воздушные вилки. Обладатели горных велосипедов всегда шагают в ногу со временем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: