1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Катамараны и рафты. Виды и устройство. Особенности и отличия

Катамараны и рафты. Виды и устройство. Особенности и отличия

Водный туризм — это разновидность активного отдыха, представляющая собой пересечение некрупных водоемов с использованием плавсредств. Наиболее экстремальными считаются сплавы по горным рекам, имеющим быстрое и мощное течение. И здесь есть необходимость побеспокоиться о безопасности. Как и в любом спорте, большое значение в сплавах по воде имеет правильный выбор инвентаря. Существует два основных его вида: рафты и катамараны.

Рафты

«Рафт» в переводе с английского означает «плот». Это не что иное, как большая надувная лодка из очень прочного материала, выдерживающего большие нагрузки и устойчивого к повреждениям.

Рафт состоит из многосекционных баллонов, к которым прикреплены канаты безопасности, надувного дна и подушек-распорок, выступающих в то же время сиденьями. Рафты бывают рассчитаны на шесть или десять человек. В некоторых рафтах днище присоединяется к корпусу при помощи шнуровки, что позволяет самостоятельно вытекать воде, попавшей в корпус.

Высота и размер баллонов делают надувной плот плавучим и не позволяют ему затонуть. Благодаря этому плот с легкостью проходит речные пороги и преграды.

Различия рафтов состоят, прежде всего, в размерах (длине, ширине и диаметре баллонов) и числе возможных пассажиров (6 или 12), а также в ряде технических характеристик (например, наличии дополнительных усилений), связанных с особенностями эксплуатации.

Преимущества плавсредства:
  • Рафт весьма прочен.
  • Оболочка очень устойчива к повреждениям.
  • Хорошая маневренность при большом размере.

Поэтому он отлично подходит для сплавов по рекам и экспедиций.

В числе недостатков выделяют большую парусность плота и относительно невысокую скорость.

Катамараны

Это вместительные плавсредства, состоящие из двух надувных баллонов. Их корпус выполнен из плотной ткани с ПВХ покрытием, а надувные камеры внутри — из газосодержащих материалов. Баллоны прикреплены друг к другу металлической рамой, сверху которой устанавливается палуба из ПВХ материала. Пассажиры катамарана рассаживаются на баллонах лицом вперед. С каждого борта должно быть одинаковое количество гребцов. В нашей стране катамараны очень распространены.

Их существует несколько разновидностей:
  • Надувные парусные каты. Устойчивы, легки в управлении, удобны для размещения пассажиров вместе с багажом. Дополнительно оснащаются парусом, а нередко еще и мотором. Мотор обеспечивает возможность двигаться даже при отсутствии ветра.

  • Спортивные катамараны используются для соревнований. Их главные характеристики — маневренность и скорость. Подходят для бурных потоков и для спокойных вод. Такая многофункциональность делает их очень популярными в том числе среди туристов. При необходимости судна некоторых видов можно доукомплектовывать парусом и мотором.

  • Походные судна предназначены для туристических сплавов и подбираются с учетом сложности предстоящего маршрута. Они удобны в транспортировке, устойчивы и безопасны на воде, их просто собирать и ремонтировать.

  • Плесовые плавсредства не подходят для прохождения речных порогов, не терпят ветра, затрудняющего движение по обширным участкам без течения. В связи с этим на них устанавливают мотор или небольшой парус.

Универсального плавательного средства, подходящего для любых передвижений, нет. Поэтому водные туристы самостоятельно доукомплектовывают имеющиеся конструкции в соответствии со своими потребностями.

Надувные катамараны

Наиболее популярное средство передвижения для водных путешествий. Многие привыкли считать, что катамаран — это маленькая лодочка с педалями, предназначенная для отдыха и времяпровождения на воде с компанией друзей. Безусловно, существуют и такие устройства. Но катамаран для сплавов по воде устроен немного иначе. Это два баллона большого размера, заполненные воздухом, прикрепленные друг к другу посредством жесткой рамы. Внутри баллон разделяется на отдельные сектора. В случае повреждения одного сектора сдувается только он, другие же остаются целыми и катамаран держится на плаву. Рама состоит из алюминиевых труб, которые присоединяются одна к другой. Дополнительно их обтягивают тканью или сеткой, что дает возможность использовать раму для перевозки пассажиров или багажа. Даже если катамаран перевернулся, его очень легко поставить на воду в прежнее положение.

Надувные катамараны вмещают двух, четверых и шестерых человек. Для спортивных целей обычно применяются четырех и двухместные судна. Для продолжительных речных сплавов лучше подходят судна на шесть пассажиров.

Во время преодоления порогов гребцы становятся на колени и фиксируют ноги. Для этого предназначены надувные сидения. На аварийный случай корпус катамарана оснащен ручками. За них можно придерживаться, сплавляясь в воде около катамарана. Также они нужны для переноски катамарана по суше.

Неповрежденный катамаран не получится потопить и залить водой. Дно, в котором бы накапливалась вода, у него отсутствует.

Для увеличения маневренности, придания большей скорости и независимости от наличия течения воды на катамараны устанавливается парус. Для этого немного усиливают раму. Именно парусный катамаран принято использовать в международных спортивных соревнованиях.

К недостаткам надувного катамарана можно отнести длительность сборки — она занимает примерно часа два.

Катамараны, рафты и другие плавсредства. Общая информация. Использование, безопасность.

Кто на чем «ходит»?

Вас притягивает вода? Вы ни разу не участвовали в водных походах и не знаете с чего начать? Рафты, катамараны, байдарки…уже кругом голова? Тогда начнем с самого начала. Итак…

Читать еще:  Футбольная экипировка. Виды и особенности. Выбрать и применение

Катамараны бывают двух-, четырех- и шестиместные. Для спортивных соревнований используются «двойки» и легкие «четверки». Для длительных водных походов – большие шестиместные катамараны. Мы предлагаем для наших походов катамараны марки РафтМастер. Катамаран – наиболее подходящее судно для совершения водных походов по рекам высочайших категорий сложности, вплоть до пятой и шестой. Он обладает отличной плавучестью и остойчивостью. Непотопляемость обеспечивается разделением баллонов на отсеки. Даже в случае переворота разгруженный катамаран можно вернуть в исходное положение. При прохождении препятствий гребцы садятся в коленную позицию, фиксируя ноги. При этом используются специальные надувные сиденья. Для аварийных случаев на катамаране предусмотрены ручки, за которые можно держаться, плывя рядом с ним в воде. За них также можно переносить катамаран на суше. Залить катамаран водой вообще невозможно, в силу того, что заливать попросту нечего. В отличие от рафта, катамаран легко разогнать до большой скорости, что позволяет путешествовать на нем как в быстрой, так и в спокойной воде.

Байдарка, каяк – узкая лёгкая лодка без уключин, для водного спорта и туризма. Байдарки легки, маневренны, мелко сидят в воде, что позволяет им легко преодолевать различные виды препятствий. Для байдарочных походов обычно используются двух- и трехместные суда. В основу конструкции разборной байдарки положена конструкция алеутских и эскимосских каяков. Корпус байдарки состоит из разборного алюминиевого или деревянного каркаса и мягкой обшивки, изготовленной из прочной резины, ткани с пропиткой, поливинилхлорида. Сверху корпус байдарки закрыт декой, изготовленной либо из брезента, либо из того же материала, что и днище.Есть еще и надувные байдарки – «Волга-Волга» и «Ватерфлай-3», эти байдарки не имеют в своей конструкции каких-либо элементов жёсткого каркаса и являются полностью надувными. Байдарка весьма удобна при совершении водных походов как прогулочного, так и серьезного характера различной продолжительности. Легкость, маневренность и малая осадка позволяют байдарке легко преодолевать пороги и мели. Низкое расположение сидений и, соответственно, центра тяжести обеспечивает высокую остойчивость судна. Байдарки хорошо держатся на волне.

Как же определиться, что Вам больше подойдет: сплав на рафте, или сплав на катамаране?

Главные отличия:

Первое, и наверно самое главное отличие рафта и катамарана – это способ посадки. В рафте участники сидят полубоком на баллоне (ноги остаются внутри рафта). На катамаране посадка коленная — туристы сидят на баллонах «верхом», на специальных надувных «сидушках», ноги при этом зафиксированы в специальных стременах. При длительном сидении ноги затекают, однако на спокойных участках воды (плесы) ноги можно вытащить из стремян, выпрямить. Тут у нас 1:0 в пользу рафта.

Второе существенное отличие во вместимости судов. Катамаран рассчитан только на четное количество гребцов 2-4-6. Среди них всегда есть 1 инструктор (исключение – катамаран 2-ка, на котором идут 2 участника без инструктора), который управляет плавсредством, при этом требуется достаточная слаженность в действиях команды.

В нагруженный вещами рафт можно с комфортом посадить 8 участников, при этом основная ответственность за точное прохождение порога (в коммерческих сплавах) лежит на инструкторе. Задача же экипажа – уверенно грести, чтобы рафт набирал скорость. По данному параметру рафт у нас снова наберет 1 балл, т.к. участникам в нем можно и «посачковать» и спрятаться внутрь рафта при прохождении порога (если вдруг внезапно станет страшно). Итого пока счет 2:0.

Теперь давайте определим, на какие реки на каком плавсредстве лучше пойти. Посадка у 10-ти местного рафта глубже, чем у катамарана, поэтому на мелководных реках со множеством шивер и перекатов (Кереть, Умба, Писта) рафт просто постоянно будет сидеть «на мели». К тому же, как мы уже писали ранее, рафт куда менее маневренный, чем катамаран, поэтому в сложные узкие пороги со множеством поворотов рафт может просто не вписаться. Катамаран же, в свою очередь, благодаря своей «юркости» может проскочить все подобные неприятности. Исключение составляет маленький спортивный рафт (6-ти местный). У него высокая проходимость и очень хорошая управляемость. Благодаря нему по этому параметру у нас «ничья» и общий счет: 3:1.

Ну и конечно мы не можем не сравнить ощущения при прохождении порогов на рафте и на катамаране. В сложных порогах с большим перепадом высот и наличием ярко выраженной «бочки» большой рафт вполне может «сложить» пополам, выкинув при этом сидящих на баллонах участников за борт (в рафте Вы ни за что не держитесь). Катамаран же, благодаря более жесткой конструкции, коленной посадке и стременам, «пробивает» бочку и вы выходите из «бочки» полностью сырыми, но (чаще всего) сидящими на баллоне. Итак, 3:2.

Подводим небольшой итог, куда и на чем лучше идти.

Итак, на катамаране и маленьком (спортивном) рафте Вы можете смело идти на мелководные реки, на реки со сложными порогами (3-4 к.с.), туда, где нет длительных плесов (участков спокойной воды). В Карелии это реки: Умба, Писта, Тумча, Кереть, Тохма, Китен, Укса, Лоймала.

На большом рафте (10-ти местном) лучше отправляться на речки с несложными порогами шиверистого типа, с большими участками плесов. У нас это Охта, Чирко-Кемь, Шуя, Суна.

Для новичков мы всегда рекомендуем начинать с рафта, т.к. в нем больше шансов «выйти сухим из воды», на катамаране Вы в любой шивере можете промочиться с ног до головы.

Ну и, конечно, всегда стоит все попробовать самим, чтобы в будущем совершенно точно решить, какое плавсредство нравится именно Вам.

Какие различия есть между рафтом и катамараном

Введение

Водный туризм относится к активным видам отдыха, который подразумевает под собой пересечение небольших водоёмов, рек или озёр на каком-либо плавательном средстве. Одной из самых экстремальных разновидностей водного туризма являются сплавы по рекам. Если река является небольшой и спокойной — доля риска в таком мероприятии небольшая, но вот если это горная река с быстрым и мощным течением — есть повод позаботиться о безопасности. Но в любом случае сплавы по воде являются отличным времяпрепровождением, дающим мощный заряд положительной энергии, который тянет на покорение новых водных преград.

Читать еще:  Спортивный гидроцикл. Виды и производители. Как выбрать

Что же выбрать?

Как и в любом спорте, в сплаве по воде большую роль играет выбор инвентаря, который будет использоваться. Различают несколько видов: рафт, катамаран и байдарка.

Рафт представляет собой, в общих чертах, большую надувную лодку. Что интересно, переведя название с английского, слово «рафт» означает «плот». Так называемый плот изготовлен из высокопрочных тканей, которые выдерживают большие нагрузки на растяжение и разрыв. Бывают модели, когда днище отдельно пришнуровывается к корпусу рафта и это способствует тому, что при прохождении речного порога вода, попавшая в рафт, самостоятельно выходит. Высота и размер баллонов обеспечивают «плоту» высокую плавучесть и непотопляемость. Всё это способствует более лёгкому прохождению серьёзных порогов и преград. Рафты могут быть десятиместные и спортивные шестиместные.

Надувной катамаран на сегодняшний день является самым популярным плавательным средством для «путешествий» по воде. А ведь в общем большинстве люди понимают, что катамаран — это небольшая лодочка с педалями, крутя которые можно отлично провести время в приятной компании на воде. Но на самом деле всё немного иначе. Катамаран представляет собой два больших воздушных баллона, соединённых между собой крепкой жёсткой рамой. Внешняя оболочка воздушных баллонов выполнена из прочного водоотталкивающего материала (поливинилхлорид, авизент). Основное предназначение оболочки — поддерживать форму внутреннего баллона и защищать его от повреждений. Материал внутренней оболочки — это, как правило, любой из материалов, сдерживающий и не пропускающий газ. Внутри баллон имеет интересную конструкцию: он разделен на секции. В случае повреждения одной секции воздух выйдет только из неё, другие останутся целые и катамаран останется на плаву. Лёгкость и быстроту разборки для рамы обеспечивает её конструкция. Это чаще всего алюминиевые трубки, соединяющиеся между собой. На раму дополнительно можно натягивать сетку или прочную ткань, что впоследствии может послужить плотом для перевозки людей или грузов. Даже если катамаран перевернулся, его можно вернуть в исходное положение, перевернув обратно.

Надувные катамараны могут быть разной вместимости: шести-, двух- и четырёхместные. В спортивных мероприятиях обычно используются лёгкие четырёхместные надувные катамараны и так называемые двойки. Для водных походов, которые могут затянуться на длительное время, большим спросом пользуются шестиместные катамараны. Во время прохождения препятствий спортсмены принимают коленное положение и фиксируют ноги. Для этого на катамаране есть надувные сидения. Если возникает какой-то аварийный случай, то на корпусе катамарана предусмотрены ручки. Плывя рядом в воде, за них можно держаться, а также использовать их при переноске катамарана по суше. Целый катамаран непотопляем, и залить водой его невозможно. У него нет пола, где могла бы собираться вода.

Для большей манёвренности, повышенной скорости и независимости от скорости течения воды было предложено использовать парусные катамараны. Это тот же катамаран, только с немного усиленной рамой, на который устанавливался парус. Именно парусный катамаран принято использовать в современных международных спортивных соревнованиях.

Помимо рафта и катамарана, для сплавов по воде также используют байдарки или, как их ещё называют, каяки. Это лёгкие лодки, использующиеся в водном спорте и туризме. Сама по себе байдарка очень лёгкая и манёвренная, в воде сидит мелко, что способствует лучшему прохождению препятствий.

Рафт или катамаран?

Между представителями средств для сплавов по водным преградам много общего, но и различия также имеются. Попытаемся разобраться, какие плюсы и минусы есть у рафта по отношению к катамарану.

Первое, самое очевидное и главное различие между двумя плавательными средствами — это способ посадки. Если в рафте участники водного приключения усаживаются полубоком на баллон, при этом их ноги находятся внутри, то при посадке на катамаран любители водного спорта занимают позиции сверху, находясь в коленной позе на специальных надувных подушках. В этом случае их ноги находятся зафиксированными в оборудованных стременах. При нахождении в таком положении ноги, несомненно, начинают затекать и возникает надобность их выпрямить, что можно сделать только во время нахождения на спокойной воде. Здесь очевидное преимущество рафта.

Вторым отличием в двух моделях судов является их вместимость. В катамаран может сесть только чётное количество человек (2, 4 или 6). Обязательно одно место закреплено за инструктором. Но в качестве исключения может быть только вариант с двойкой, когда наличие инструктора не всегда обязательно. В рафте же, даже если он нагружен вещами, можно спокойно разместить до 8 человек, несмотря на то, что главным управляющим в любом случае будет инструктор. Экипаж же будет отвечать за скорость судна. Ещё один показатель, по которому преимущество уверенно берёт на себя рафт.

Третьим показателем станет то, по каким рекам можно передвигаться на рафте и на катамаране. По посадке десятиместный рафт гораздо глубже, нежели катамаран. По этой причине мелководные реки рафту «не подойдут» или же будет масса случаев, когда придётся вытаскивать судно на воду вручную. Ввиду своей неповоротливости рафту сложнее преодолевать узкие пороги с массой поворотов. На катамаране куда приятнее и легче преодолевать подобные препятствия. В виде исключения можно взять одну из моделей рафта, которая относится к категории небольших спортивных судов. Вместимость — шесть человек. Он обладает отличной управляемостью и высокой проходимостью.

Ещё один немаловажный момент, который необходимо рассмотреть — это ощущение спортсменов при прохождении водных препятствий. При преодолении сложных порогов с большими перепадами высот, а также тех, в которых «бочка» явно выражена, большой рафт имеет шансы быть сложенным пополам, а сидящие сверху тут же окажутся в воде. Из-за жёсткой конструкции, специфической посадки и закрепления ног участников водного путешествия в стремени парусный катамаран «проходит» сквозь бочку, но наездники после этого окажутся полностью сырыми.

Читать еще:  Свинг машина. Виды и применение. Показания и противопоказания

И последнее, не очень значительное, но всё же отличие в том, что парусный катамаран проще разогнать до высокой скорости, нежели рафт. Это даёт возможность более комфортно себя чувствовать как на спокойной, так и на быстрой воде.

Подведём итоги

На небольшом рафте и на катамаране можно спокойно преодолевать мелководные реки, а также реки, на которых есть сложные пороги. Если водное приключение планируется на большом рафте — выбор лучше сделать в пользу несложных спокойных рек с небольшими порогами. Если же кто-то начинает самостоятельно обучаться водным экскурсиям, то лучше в качестве первой «машины» выбрать рафт, так как он более устойчив. Ну а вообще, лучше, конечно, пробовать самостоятельно, какой «аппарат» по душе, ведь пока сам не попробуешь — судить трудно.

Какие есть типы горнолыжных ботинок?

Все велосипеды по-своему хороши, но прелесть карбоновых заключается в их весовой характеристике. Эти велосипеды широко используются профессиональными спортсменами в шоссейных марафонах и развивают большие скорости.

Виды специй и приправ, которые нужно включить в рацион в холода, чтобы не болеть.

Катамараны: все виды, фото, история создания и многое другое

Катамаран – это двухпалубное судно, которое, как правило, должно быть соединено в единый корпус специальным мостом. В некоторых спортивных вариантах этого судна палуба вообще отсутствует, вместо нее устанавливается металлическая сеть.

Само слово катамаран происходит от одного из диалектов дравидийского языка, распространенного в южной Индии, изначально произносилось как каттумарам, что буквально обозначало связанные между собой бревна.

Такое плавсредство появилось еще в глубокой древности. История помнит подобные катамарану суда, которые использовались еще несколько тысяч лет назад. Наибольшее распространение катамараны тогда получили в странах Океании, также использовались и европейскими народами, например, римлянами при осадах, на них дополнительно устанавливали лестницы для штурма.

Но со временем такие плавательные суда утратили популярность ввиду сложности при изготовлении и постоянных проблем с обеспечением устойчивости и прочности на волнах. Поскольку в качестве морских судов катамараны не оправдывали себя, их стали строить в основном для использования на внутренних водоемах, реках, озерах и т.д.


Катамараны сегодня

В настоящее время катамараны можно встретить практически во всех уголках мира, в основном, в качестве развлечения для туристов на водоемах. Чаще всего это педальные катамараны, которые не могут развивать большой скорости. Такой водный транспорт продолжает активно развиваться и все большую популярность набирают яхты-катамараны, основными материалами для их изготовления являются:

  • алюминий;
  • многокомпонентные материалы;
  • сталь (морская).

Такие яхты делятся на серийные и индивидуальные, последние изготавливаются под заказ и могут быть укомплектованы исходя из предпочтений заказчика. Это позволяет отнести такие яхты-катамараны к люксовой категории. Подавляющее большинство таких судов имеют парусно-моторное снаряжение.

Особенность конструкции яхт-катамаранов позволяет развивать очень высокую как для водного транспорта скорость, некоторые экземпляры могут разгоняться 250 километров в час, а то и больше, что привело со временем к появлению новой спортивной дисциплины водномоторной Формулы 1 или же катера 1 класса, которые тоже имеют конструкцию, схожую с катамараном.

Отличия яхт и катамаранов

Несмотря на существование яхт-катамаранов, яхты и катамараны имеют отличия, это 2 разных вида транспорта. Катамараны часто относят к яхтам по одной единственной причине – яхтой принято считать судно любого типа, предназначенное для отдыха. А самое главное отличие в том, что большой катамаран – это, по сути, двойная яхта, в которой в 2 раза больше места, каждый поплавок может быть оснащен отдельными гальюнами, камбузом, комнатами, условиями и т.д.

Катамаран, как и яхта, может ходить как под парусом, так и приводиться в движение мотором, но говоря об устойчивости на воде при волнении, разница просто колоссальная. Благодаря большей площади, качение практически не ощущается, поэтому получить достойный отдых на таких катамаранах смогут даже те, у кого морская болезнь.

Яхта-катамаран гораздо безопаснее показывает себя на отмели, так как киль у такого судна не настолько глубоко уходит под воду. Это открывает на порядок больше возможностей, ведь можно отправиться в труднодоступные гавани, в которые классические яхты не могут зайти.

Другие виды катамаранов

Вместе с усовершенствованием составляющих композитных материалов стали появляться новые виды катамаранов, в основном они оснащаются парусным вооружением. В СССР и на всем постсоветском пространстве довольно часто можно встретить справные или надувные катамараны, которые обычно используются для выхода в водоемы с целью порыбачить или же просто отдохнуть.

Такие катамараны удобны тем, что имеют сравнительно небольшой вес, их можно складывать и перевозить. Такие туристические сплавные катамараны состоят из 2 воздухонепроницаемых баллонов, поверх обтянутых качественной, плотной резиной. Часто каждый баллон для увеличения безопасности также имеет по 2 отсека с отверстиями для надувания.

Существуют и детские пластмассовые катамараны, которые приводятся в движение с помощью педалей.

Катамараны используются традиционно аборигенами, проживающими на тропических островах, чтобы переправляться с одного на другой и для рыбалки. В этом случае конструкции катамарана изготавливаются из бамбука, который хорошо держится на воде и может выдерживать большой вес.
Парус для такого плавсредства обычно изготавливается из пальмовых листьев, но иногда встречаются и другие варианты. В конструкции применяются древесные породы, прочность обеспечивается связыванием бамбука и бревен канатом из волокна пальмы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector