0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик детонации ваз 2109 инжектор

Неисправность датчика детонации

Неисправность датчика детонации приводит к тому, что блок управления двигателем (ЭБУ) перестает обнаруживать процесс детонации при сгорании топливной смеси в цилиндрах. Такая проблема возникает в результате слишком слабого или наоборот чересчур сильного исходящего сигнала. Как результат — на приборной панели загорается лампочка “проверьте двигатель”, а поведение автомобиля меняется из-за условий работы двигателя.

Чтобы разобраться с вопросом неисправностей датчика детонации необходимо понимать принцип его работы и выполняемые им функции.

Как работает датчик детонации

В двигателях автомобилей может использоваться один из двух типов датчиков фиксирующих детонацию — резонансные и широкополосные. Но поскольку первый вид уже устарел и встречается редко, то опишем работу именно широкополосных датчиков (ДД).

В основе конструкции широкополосного ДД лежит пьезоэлемент, который при механическом воздействии на него (то есть, при взрыве, которым, по сути, и является детонация) подает в электронный блок управления ток с определенным напряжением. Датчик настроен на восприятие звуковых волн в диапазоне от 6 Гц до 15 кГц. В конструкцию датчика входит также утяжелитель, который усиливает механическое воздействие на него посредством увеличения силы, то есть, увеличивает звуковую амплитуду.

Поданное датчиком на ЭБУ напряжение через выводы коннектора обрабатывается электроникой и потом делается вывод имеется ли в двигателе детонация, и соответственно, нужно ли корректировать угол опережения зажигания, что поможет ее устранить. То есть, датчик в данном случае является лишь “микрофоном”.

Признаки неисправности датчика детонации

При полном или частичном выходе ДД из строя проявляется неисправность датчика детонации по одном из симптомов:

  • Тряска двигателя. При исправных датчике и системе управления в двигателе этого явления быть не должно. На слух появление детонации можно косвенно определить по металлическому звуку, исходящему из работающего двигателя (стук пальцев). А излишняя во время работы двигателя тряска и рывки это первое по чем можно определить неисправность датчика детонации.
  • Снижение мощности либо “тупость” двигателя которые проявляются ухудшением разгона либо излишним повышением оборотов на низких скоростях. Такое происходит когда при неверном сигнале ДД осуществляется самопроизвольная корректировка угла зажигания.
  • Затрудненный запуск двигателя, особенно «на холодную», то есть, при низких температурах после длительного простоя (например, утром). Хотя вполне возможно такое поведение машины и при теплой температуре окружающего воздуха.
  • Повышенный расход топлива. Так как угол зажигания нарушен, то и топливно воздушная смесь не отвечает оптимальным параметрам. Соответственно, возникает ситуация, когда двигатель потребляет большее количество бензина, чем ему нужно.
  • Фиксирование ошибок датчика детонации. Обычно причинами их появления является выход сигнала от ДД за границы допустимых пределов, обрыв его проводки или полный выход датчика из строя. О появлении ошибок будет свидетельствовать лампочка Check Engine на приборной панели.

Однако стоит учитывать, что такие симптомы могут указывать и на другие поломки двигателя, в том числе, других датчиков. Рекомендуется дополнительно считать память ЭБУ на наличие ошибок, которые могли возникнуть при некорректной работе отдельных датчиков.

Неисправности цепи датчика детонации

Для того, чтобы выявить неисправности ДД более точно, желательно воспользоваться электронными сканерами ошибок электронного блока управления. Тем более если на приборной панели засветилась контрольная лампа “чека”.

Зачастую ошибка р0325 “Обрыв в цепи датчика детонации” указывает на проблемы в проводке. Это может быть обрыв проводов либо, что чаще, окислившиеся контакты. Нужно выполнить профилактику разъемов на датчике. Иногда ошибка p0325 возникает по причине того, что ремень ГРМ проскакивает на 1-2 зуба.

Ошибка P0328 “Высокий уровень сигнала датчика детонации” зачастую свидетельствует о проблеме с высоковольтными проводами. В частности, если на них либо пьезоэлементе пробивает изоляция. Аналогично указанная ошибка может возникнуть и по причине того, что ремень ГРМ перескочил на пару зубьев. Для диагностики нужно проверить метки на нем и состояние шайб.

Ошибки р0327 или р0326, как правило, формируются в памяти ЭБУ по причине низкого сигнала от датчика детонации. Причина может заключаться в плохом контакте от него, либо слабом механическом соприкосновении датчика с блоком цилиндров. Для устранения ошибки можно попробовать обработать средством WD-40 как упомянутые контакты, так и сам датчик. Также важно проверить момент затяжки крепления датчика, поскольку этот параметр критически важен для его работы.

В целом, можно отметить, что признаки неисправности датчика детонации очень схожи с симптомами, характерными для позднего зажигания ведь ЭБУ, в целях безопасности для мотора старается автоматически делать максимально поздним, так как это исключает разрушение мотора (если угол слишком ранний, то кроме того что возникает детонация, не только падает мощность, а и появляется риск прогорания клапанов). Так что в целом можно сделать вывод что главные признаки точно такие же как и при неверной установки угла опережения зажигания.

Читать еще:  Датчик холостого хода ваз 2109 инжектор

Причины неисправности датчика детонации

Что касается причин, по которым возникают проблемы с датчиком детонации, то к ним относятся следующие поломки:

  • Нарушение механического контакта между корпусом датчика и блоком двигателя. Как показывает практика, это является наиболее распространенной причиной. Обычно сам датчик имеет круглую форму с крепежным отверстием посередине, через которое с помощью болта или шпильки крепится на своем посадочном месте. Соответственно, если в резьбовом соединении уменьшается момент затяжки (ослабляется прижимание ДД к двигателю), то впоследствии на датчик не поступают звуковые механические колебания из блока цилиндров. Для того чтобы устранить подобную поломку достаточно затянуть упомянутое резьбовое соединение, либо заменить крепежный болт на крепежную шпильку, поскольку она более надежна и обеспечивает плотное механическое соединение.
  • Проблемы с проводкой датчика. В данном случае могут быть различные проблемы, например, замыкание питающего или сигнального провода на «массу», механическое повреждение провода (особенно в местах его изгиба), повреждение внутренней или внешней изоляции, обрыв всего провода либо его отдельных жил (питающего, сигнального), нарушение экранирующей оплетки. В случае проблема решается восстановлением либо заменой его проводки.
  • Плохой контакт в месте подключения. Такая ситуация иногда случается в случае, если, например, сломана пластмассовая защелка в месте подсоединения контактов датчика. Иногда в результате тряски контакт просто нарушается, и соответственно, сигнал от датчика либо питание на него попросту не доходят до адресата. Для ремонта можно попробовать заменить фишку, поправить контакт, либо другим механическим методом попробовать соединить две колодки с контактами.
  • Полный выход датчика из строя. Сам по себе датчик детонации — устройство достаточно простое, поэтому ломаться там особо нечему, соответственно, и выходит из строя он достаточно редко, но бывает и такое. Ремонту датчик не подлежит, поэтому в случае полной поломки необходимо выполнить его замену на новый.
  • Проблемы с электронным блоком управления. В ЭБУ как и любом другом электронном устройстве могут случатся программные сбои, что приводит к некорректному восприятию информации от ДД, и соответственно, принятию блоком некорректных решений.

На что влияют неисправности датчика детонации

Можно ли ездить с неисправным датчиком детонации? Этот вопрос интересует автолюбителей, впервые столкнувшихся с данной проблемой. В общих чертах ответ на этот вопрос можно сформулировать так — в краткосрочной перспективе автомобилем пользоваться можно, однако при ближайшей же возможности необходимо провести соответствующие диагностику и устранить проблему.

Ведь по принципу работы ЭБУ когда возникает неисправность датчика детонации топлива, то автоматически устанавливается позднее зажигание чтобы исключить повреждение деталей поршневой группы при возникновении реального детонирования при сгорании топливной смеси. Как результат — поднимается расход топлива и значительно падает динамика которая особенно станет заметной при повышении оборотов.

Что будет если отключить датчик детонации полностью?

Некоторые автовладельцы и вовсе пытаются отключить датчик детонации так как при нормальных условиях эксплуатации и заправке хорошим топливом может казаться ненужным. Однако это не так! Поскольку детонирование возникает не только из-за плохого топлива и проблем со свечами, компрессией и пропусками зажигания. Поэтому если отключить датчик детонации то последствия могут быть следующими:

  • быстрый выход из строя (пробой) прокладки ГБЦ со всеми вытекающими последствиями;
  • ускоренный износ элементов цилиндропоршневой группы;
  • трещина головки блока цилиндров;
  • прогорание (полное или частичное) одного или нескольких поршней;
  • выход из строя перемычек между кольцами;
  • изгиб шатуна;
  • подгорание тарелок клапанов.

Это обусловлено тем, что при возникновении этого явления электронный блок управления не будет предпринимать мер по ее устранению. Поэтому ни в коем случае не нужно отключать его и ставить перемычку из сопротивления ведь это чревато дорогим ремонтом.

Как определить неисправность датчика детонации

При проявлении первых признаков отказа ДД, интересует логический вопрос — как проверить и определить неисправность датчика детонации. В первую очередь необходимо сказать, что проверка датчика детонации возможна не снимая его с блока цилиндров, так после демонтажа с посадочного места. Причем сначала лучше проделать несколько тестов когда датчик прикручен к блоку. Вкратце процедура выглядит так:

  • установить обороты холостого хода на уровень приблизительно 2000 оборотов в минуту;
  • каким-нибудь металлическим предметом (маленьким молотком, гаечным ключом) нанести один-два удара несильных (. ) по корпусу блока цилиндров в непосредственной близости от датчика (можно легонько ударить непосредственно по датчику);
  • если обороты двигателя после этого упали (это будет слышно на слух), — значит, датчик исправен;
  • обороты остались на прежнем уровне — необходимо выполнить дополнительную проверку.

Для проверки датчика детонации автолюбителю понадобится электронный мультиметр, способный измерять значение электрического сопротивления, а также постоянного напряжения. Самый лучший вариант проверки — с помощью осциллографа. Снятая с его помощью диаграмма работы датчика явно покажет — работоспособный он или нет.

Но так как рядовому автолюбителю доступен лишь тестер, то достаточно проверить показания сопротивления которые выдает датчик при постукивании. Диапазон изменения сопротивления находится в пределах 400 … 1000 Ом. Также в обязательном порядке необходимо провести элементарную проверку целостности его проводки — нет ли обрыва, повреждения изоляции либо короткого замыкания. Без помощи мультиметра при этом также не обойтись.

Если же проверка показала что датчик детонации топлива исправен, а ошибка о выходе сигнала датчика за пределы допустимого диапазона, то возможно стоит искать причину не в самом датчике, а в работе двигателя или коробки передач. Почему? Во всем виноваты звуки и вибрация которую ДД может воспринимать как детонирование топлива и неверно корректировать угол зажигания!

Читать еще:  Датчик температуры ваз 2112

Замена датчика детонации на ВАЗ 2109 (инжектор)

Датчик детонации (ДД), установленный на инжекторый ВАЗ 2109, является компонентом электронной системы управления впрыском двигателя.

Основная задача ДД заключается в контроле детонации в цилиндрах силового агрегата вашего автомобиля.

Внешний вид устройства

Устройство и расположение

Датчик детонации заключен в корпус, внутри которого располагается пластина — пьезокерамический элемент. Этот элемент характеризуется определенными свойствами, называемыми пьезоэффект. Плюс в корпусе присутствует резистор. Снаружи к датчику подключается питающая проводка.

Расположение

Как он работает

В зависимости от типа используемого датчика детонации, принцип работы устройства несколько отличается друг от друга.

Тип ДД

Принцип работы

Контроллер блока управления подает на датчик детонации напряжение. Оно постоянное и составляет 5В. Резистор, встроенный в регулятор, понижает данное напряжение до показаний 2,5В, после чего возвращает его обратно. Когда происходит детонация в цилиндрах силового агрегата, датчик детонации передает контроллеру напряжение с переменным током, частота и амплитуда которого меняется в зависимости от показателей детонации. За счет этого сигнала электронный блок управления меняет угол опережения зажигания, в результате чего детонация пропадает

При работе силового агрегата регулятор отправляет контроллеру сигнал в виде переменного тока, который соответствует частоте вибрации мотора. Если возникает детонация, сигнал преобразуется в более высокочастотный. Так электронный блок управления определяет, что возникла детонация. Механизм гашения подстраивается под текущую работу мотора и позволяет поддерживать характеристики на оптимальном уровне, адаптироваться под работу с топливом, качество и октановое число которого оставляет желать лучшего

Оптимальный способ избежать всевозможных проблем с системой впрыска топлива двигателя — заправляться качественным бензином.

Виды устройств

Причины детонации

Детонация в двигателе может возникать по разным причинам, среди которых следует выделить:

  • Использование горючего сомнительного качества и происхождения;
  • Бедная топливовоздушная смесь, поступающая в цилиндры;
  • Нарушенная работоспособность или вышедшая из строя система охлаждения двигателя;
  • Использование свечей зажигания, характеристики которых не соответствуют параметрам двигателя;
  • Образование нагара внутри камер сгорания;
  • Перескочивший по тем или иным причинам ремень газораспределительного механизма и пр.

Если вовремя не принять меры касательно вышедшего из строя ДД, это грозит нарушением функциональности мотора и не только.

К чему ведет отказ ДД

Если датчик детонации или его электрические соединения выйдут из строя, произойдет следующее:

Контроллер перейдет на работу по резервной таблице расчета угла опережения зажигания. Последствия такой работы устройства — потеря мощности силового агрегата, увеличение расхода топлива и троение мотора.

При помолке ДД или его электрических соединений увеличивается детонация, что приводит к появлению кода неисправности в контроллере. Как результат, на приборной панели загорается лампочка Check engine.

Искомое устройство

Что использовать

Планируя замену ДД, важно подумать, какой именно датчик будет использовать в системе впрыска на вашем ВАЗ 2109.

Как мы уже отмечали, на девятках можно применять два типа регуляторов. Но каждый из них имеет свои особенности по срабатыванию.

  1. Широкополосные пьезокерамические устройства способны фиксировать и передавать на электронный блок управления широкий спектр шумов, исходящих от двигателя. Как результат, ЭБУ устраняет причины возникновения каждого из них.
  2. Резонансные устройства настроены только на срабатывание при образовании детонации в двигателе.

С точки зрения практичности и эффективности работы датчика детонации, лучший выбор для ВАЗ 2109 — это широкополосные. Но решать только вам.

Замена

В случае выхода из строя ДД, единственным правильным решением будет замена сломанного устройства на новый работоспособный регулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия.

  1. Вооружиться торцевой головкой на 13, трещоткой.
  2. Снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму и на время откинуть ее в сторонку. Нужно лишить автомобиль питания, иначе проблем не избежать.
  3. Отключите колодку с проводами, которая питает наш датчик. Для этого сначала нажмите на металлический фиксатор, а затем потяните штекер.
  4. Далее простым гаечным ключом или трещоткой откручивается крепежная гайка. Работать на участке расположения датчика детонации достаточно неудобно, но вполне реально его выкрутить без лишних проблем.
  5. Снимите регулятор со шпильки и посмотрите, какая на нем нанесена маркировка.
  6. Определение маркировки позволит узнать, какой именно вариант датчика используется на вашем автомобиле. Его желательно заменить таким же. Либо, следуя данным из руководства по эксплуатации вашей девятки, приобрести аналог, соответствующий параметрам вашего силового агрегата на ВАЗ 2109.
  7. Купив новый датчик, можно его установить на место вышедшего из строя регулятора. Возвращайте минусовую клемму на аккумулятор и проверяйте в работе ваш мотор. Если проблема действительно была в датчике, все признаки детонации пропадут.

Открутить и снять

Приобрести сегодня ДД — не проблема. Но лучше выбирайте проверенные, хорошие магазины автозапчастей. Примерная стоимость регулятора составляет 300 рублей. Пожалуй, это единственные финансовые затраты при ремонте своими руками.

Особых сложностей в замене столь важного устройства для правильной работы двигателя нет. Следуйте инструкции и используйте только качественный бензин. Тогда новый ДД вас не скоро побеспокоит.

Датчик детонации инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Датчик детонации (ДД) является одним из элементов электронной системы управления впрысковым двигателем на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Назначение датчика детонации

Датчик детонации предназначен для контроля детонации в цилиндрах двигателя.

Внутри корпуса датчика располагается пьезокерамический элемент (пластина), обладающий определенными свойствами (пьезоэффект) и резистор. Снаружи соединительная колодка.

Расположение на автомобиле

Датчик детонации на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается на передней части блока цилиндров двигателя. Широкополосный на шпильке и крепится гайкой на 22, резонансный вворачивается в отверстие под шпильку.

Читать еще:  Вентилятор печки ваз 2109

Принцип действия датчика детонации

Резонансный пьезоэлектрический датчик.

Контроллер ЭСУД (блок управления) подает на ДД постоянное напряжение 5В. Встроенный в датчик резистор понижает напряжение до 2,5В и возвращает его назад (напряжение на выходе датчика). При возникновении детонации в цилиндрах двигателя ДД начинает выдавать на контроллер напряжение переменного тока с меняющейся в зависимости от величины детонации амплитудой и частотой. По этому сигналу с датчика контроллер корректирует угол опережения зажигания для гашения детонации.

Широкополосный пьезокерамический датчик.

Во время работы двигателя датчик посылает на контроллер сигнал переменного тока соответствующий частоте вибрации двигателя. При возникновении детонации датчик выдает сигнал с увеличенной частотой. ЭБУ определяет возникновение детонации.

Механизм гашения детонации настраивается под работу двигателя и позволяет поддерживать его мощностные характеристики на нормальном уровне, а так же позволяет ему адаптироваться к работе на топливе с более низким октановым числом.

К возникновению детонации приводит повышенная температура в цилиндрах двигателя. Ее причины: применение некачественного топлива, бедная топливная смесь, неисправная система охлаждения, применение свечей зажигания не соответствующих данному типу двигателя, нагар в камерах сгорания, перескочивший ремень ГРМ и т. п.

Неисправности ДД

При выходе из строя датчика детонации или неисправности его электрических соединений контроллер переходит на резервные таблицы расчета угла опережения зажигания. В результате снижается мощность двигателя, возрастает расход топлива, двигатель «троит».

Неисправность датчика или выход за граничные пределы работы системы гашения детонации (слишком большая детонация) приводит к записи кода неисправности в память контроллера и загоранию лампы «Проверь двигатель» в щитке приборов.

Применяемость датчика детонации на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяются как резонансные так и широкополосные пьезокерамические датчики детонации. Широкополосные фиксируют и передают на ЭБУ весь спектр шумов двигателя. А тот в свою очередь выявляет детонационные шумы. Резонансный датчик настроен на срабатывание только при возникновении детонации двигателя.

Для ВАЗ 2108, 2109, 21099 с контроллерами Январь 4.1 (2111-1411020-22), GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)), BOSH M1.5.4 (2111-1411020) – датчик детонации 2112-38550102112-3855010-01 (резонансный).

Для ВАЗ 2108, 2109, 21099 с контроллерами Январь 5.1, VS 5.1 (2111-1411020-72), BOSH MР7.0Н (2111-1411020-40), BOSH M1.5.4N (2111-1411020-60) – датчик 2112-3855010-01 (широкополосный).

Примечания и дополнения

Пьезоэффект – механическое воздействие на пьезоэлемент вызывает его электризацию и возникновение электрического тока. При возникновении вибраций двигателя, пьезокерамическая пластина внутри датчика подвергается механическому воздействию (сжимается), на ее концах возникает разность потенциалов, на контроллер уходит электрический сигнал. В данном случае датчик осевой, т. е. преобразует осевое перемещение (удары со стороны двигателя).

Еще статьи по инжектору автомобилей ВАЗ

Датчик детонации ВАЗ 2109

В процессе работы мотора ВАЗ 2109 возможно возникновение неоптимального воспламенения бензовоздушной смеси. Данное явление негативно воздействует на силовую установку, создавая повышенную вибрацию и оказывая паразитные нагрузки на цилиндропоршневую группу и сопутствующие узлы. Детонация постепенно разрушает ДВС, приближая необходимость капитального его ремонта. Для своевременного выявления неоптимального сжигания горючего служит датчик детонации. Он отслеживает вибрацию и подает соответствующие сигналы в ЭБУ, по которым корректируется работа мотора.

Назначение датчика детонации

На автомобиле ВАЗ 2109 применяется два вида датчиков детонации в зависимости от используемого контролера и года выпуска транспортного средства. На более ранних автомобилях использовался одноконтактный резонансный измеритель.

Позже на ВАЗ 2109 инжектор стали ставить широкополосный ДД. Несмотря на различие в конструкции и принципе действия датчики служат с одной и той же целью: своевременно выявить появление детонации.

Широкополосный датчик детонации выполнен в форме тора. В его центре имеется крепежное отверстие, через которое проходит шпилька. С боку измерителя располагается клеммная колодка. Она предназначена для подключения сенсора к блоку управления двигателем.

Резонансный датчик с одной из сторон имеет резьбу, благодаря которой вворачивается в отверстие под шпильку. Поэтому данному типу измерителя не требуется дополнительный крепеж.

Оба датчика детонации внутри корпуса имеют чувствительный элемент, который вырабатывает напряжение при воздействии вибрации. Резонансный ДД способен работать в узком диапазоне. Широкополосный улавливает вибрацию во время всей работы силового агрегата.

В ЭБУ поступает сигнал с ДД. Модуль анализирует приходящее напряжение, а именно его амплитуду и частоту. При обнаружении отклонения из заданного диапазона ЭБУ понимает, что появилась детонация. В таком случае по заранее заложенному алгоритму корректируется работа мотора и неоптимальное сгорание топливовоздушной смеси проходит.

Ликвидация детонационного сгорания позволяет уменьшить нагрузку на мотор, что увеличивает срок его службы. Поэтому основным назначением ДД считается продление ресурса двигателя путем своевременного выявления детонации.

Расположение датчика детонации на ВАЗ 2109

Датчик детонации на автомобиле ВАЗ 2109 устанавливается на передней части блока цилиндров мотора. Широкополосный измеритель крепится либо болтом, либо шпилькой с гайкой. Резонансный ДД сам непосредственно вворачивается в посадочное отверстие. ДД располагается в месте наибольшей чувствительности появления детонации.

Стоимость датчика

На автомобилях ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 4.1» используется ДД 211203855010-01. Он обладает низкой распространенностью. Из-за этого его цена крайне высока. За оригинальное изделие часто требуется заплатить 1500-1700 рублей. Хороши аналогом является General Motors 21120-3855010-01. Его стоимость составляет 1600-2000 рублей.

На ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 5.1» используется широкополосный ДД 21123855020. Его цена — 300-450 рублей. С хорошими аналогами фирменного датчика можно ознакомиться в таблице ниже.

Таблица — Хорошие аналоги фирменного датчика детонации ВАЗ 2109

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector