28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Байдарка (Каяк). Виды и особенности. Как грести и характеристики

Байдарка (Каяк). Виды и особенности. Как грести и характеристики

Народы, населяющие северные территории нашей страны, занимались охотой и рыбалкой, используя для этого узкие лодки длиной до 6 м. Называлось такое судно каяк или, более привычно для нас, байдарка.

Первые байдарки изготавливались из дерева или кости, а затем обтягивались шкурами тюленей или моржей. Охотники гребли сидя при помощи весла с двумя лопастями, а для посадки предусматривался люк — кокпит. Способы гребли остались прежними, так же, как и основа конструкции лодки. А вот материалы изготовления стали применяться другие, изменились и способы посадки. По этим характеристикам сегодня выделяется несколько разновидностей каяков.

Виды и характеристики
Каяки классифицируют по:
  • Назначению.
  • Способу посадки пассажиров.
  • Типу конструкции и материалу изготовления.
Байдарка по назначению
  • Прогулочная.
  • Туристическая.
  • Экспедиционная.
  • Для бурной воды.
Прогулочная (рекреационная)

Вмещает одного-трех пассажиров. Такое судно отличается большой шириной, хорошей устойчивостью и объемным кокпитом. Она вместительна, имеет специальный отсек для багажа. Ее сложно опрокинуть, однако судно не слишком хорошо держит курс из-за формы дна. Рекомендуются для недолгих семейных прогулок в спокойных водоемах.

Туристические каяки

Имеют большую длину (до 4,5 м) и объем (до 460 л), на носу и корме имеется ярок выраженный киль. Они весьма устойчивы, хорошо держат курс по прямой, но маневренность их невысока. Некоторые виды туристических байдарок оснащены системой рулевого управления и отсеками для багажа. Они значительно комфортнее, чем прогулочные, а их ходовые характеристики приближаются к морским каякам. Применяют такие судна для путешествий по большим водоемам со спокойным течением.

Морская экспедиционная

Отличается быстротой и вместительностью. Его носовая часть приподнята, за счет чего вода не заливается в посадочный люк при прохождении волн. Экспедиционная байдарка имеет длину 5 — 5,3 м, большой объем и высокие борта. Она оборудуется загрузочными люками, внешней подвеской для багажа, а также системой рулевого управления. При желании на нее можно установить даже парус. На таком каяке можно плавать в спокойных водах, а также на течении во время приливов и отливов.

Каяк для бурной воды

Имеет укороченный корпус (2-3,5 м) и закругленные нос, и корму. Это обеспечивает максимальную маневренность, что очень важно на порожистых участках. На таком судне можно сплавляться по бурным рекам, в том числе большой сложности, а также выполнять трюки в рамках фристайла.

По способу посадки гребца
В соответствии с этим параметром байдарки разделяют на две группы:
  • Sit-in — в них пассажир размещается внутри кокпита.
  • Sit-on-top — гребец располагается на корпусе сверху.

Байдарка Sit-In (от английского словосочетания «sit inside» — сидеть внутри) — это классический тип, в ней спортсмен располагается внутри лодки до половины туловища, а его ноги — под декой судна.

Sit-On-Top (в переводе с английского «сидеть сверху») — это более современная разновидность, в ней пассажир размещается прямо на корпусе судна, а его ноги — снаружи, над декой.

Конструкция корпуса такой лодки не похожа на другие. Он выполнен в виде герметичной капсулы, имеет дренажный клапан для выравнивания уровня давления либо люки для багажа. Кокпит представляет собой углубления в деке.

Такие судна обладают повышенной безопасностью, поскольку их почти невозможно потопить из-за большого объема. В них можно плавать по спокойным водоемам и по морю с тихими волнами. Подходят для начинающих гребцов.

Тип конструкции
На основании этого критерия выделяют:
  • Неразборные байдарки.
  • Каркасные.
  • Надувные.
Неразборная байдарка

Имеет жесткий монолитный корпус, изготавливаемый из стеклопластика, углепластика или полиэтилена. Обладает высокими ходовыми качествами, хорошей вместительностью и грузоподъемностью. Оснащается специальными отсеками для вещей и снаряжения.

Достоинства такой конструкции:
  • Долговечность и износостойкость.
  • Способность выдерживать огромные нагрузки, противостоять ударам об острые камни. На корпусе при этом могут оставаться царапины или вмятины, но пробития борта не произойдет. При нагревании эти вмятины легко устраняются.
  • Хорошая теплоизоляция, позволяющая эксплуатировать судна в условиях даже очень низких температур.
  • Возможность управлять лодкой посредством переноса веса тела. Тело гребца соприкасается с корпусом в пяти точках, поэтому его движения передаются судну. Здесь можно задействовать не только руки, но также ноги и спину.
  • Возможность легко выполнять крен и резкие повороты, а при перевороте судна вернутся в прежнее положение над водой с помощью весла, не покидая лодки.
Каркасный (разборный) каяк

Представляют собой металлический каркас, обтянутый водоотталкивающей синтетической тканью. Такая байдарка очень компактно складывается, не занимает много места при хранении, ее можно транспортировать на легковом автомобиле. В этом плане они удобны.

Однако такой конструкции присуще большое количество недостатков:
  • Каркас и оболочка прогибаются, в результате чего лодкой сложнее управлять, также, как и набирать скорость.
  • Сборка такого судна занимает довольно продолжительное время.
  • Разборный каяк не применим в бурной воде, поскольку контакт с острыми камнями неизбежно приводит к повреждению оболочки и негативным последствиям для гребцов.
  • Герметичные камеры в таком судне отсутствуют, что повышают его опасность при эксплуатации. Это усугубляется сложностью в управлении из-за большого размера и отсутствии возможности использовать в управлении движения телом. Для обеспечения непотопляемости байдарку оснащают дополнительными емкостями — надувными камерами.
  • Каркасная байдарка может двигаться исключительно прямо, она неповоротлива и неуклюжа. Предназначена только для спокойных вод.
Надувной каяк

Схож с надувной лодкой, отличие состоит в большей длине и меньшей ширине. Плюсы надувной конструкции:
  • Хорошая грузоподъемность.
  • Непотопляемость.
  • Компактность и удобство перевозки.

Главный минус — малая жесткость каркаса в месте размещения гребца, в связи с чем днище прогибается, а нос и корма приподнимаются вверх. Такое положение снижает ходовые качества судна, особенно одноместного.

Также к недостаткам надувной байдарки относят:
  • Малый срок эксплуатации, связанный с недолговечностью материала изготовления.
  • Слабая осадка и, как следствие, высокая парусность, зависимость от ветра, неспособность удерживать направление движения.
Техника гребли на байдарке

Лопасти весла расположены перпендикулярно друг другу, поэтому гребки получаются быстрыми и мощными.

Процесс гребли сводится к следующему:
  • Спортсмен берет весло чуть шире плеч.
  • Левая лопасть при помощи левой руки опускается в воду, а правая поднимается вверх (не выше лба).
  • Левой рукой производится гребок, а правой следует толкать от себя до ее выпрямления.
  • Так же делается гребок с правой стороны.
  • Если байдарка немного сбилась с курса вправо, следует сделать несколько коротких и быстрых гребков слева. А если траектория движения сместилась влево — аналогичные гребки делаются справа.
  • Для смены направления движения весло опускается в воду с той стороны, куда требуется поворачивать. При этом рука сгибается, а лопасть располагается на уровне таза. Такое положение нужно удерживать до тех пор, пока судно не осуществит поворот. После этого необходимо погасить инерцию каяка, сделав мощный гребок с этого же борта, иначе лодка может завернуть в другую сторону.
  • Для остановки судна гребут в обратную сторону, не переворачивая весла. Если в плавсредстве находится несколько человек, гребут одновременно все.
  • Если один из членов экипажа располагается на корме, он может осуществлять управление лодкой, опустив весло в воду.
Основы безопасности

В основном байдарка маневренна и послушна в управлении, но несоблюдение техники безопасности может привести к весьма неприятным последствиям. Поэтому следует знать и выполнять основные правила:

  • Обязательно надевать спасательный жилет, даже если плавание обещает быть коротким. Любая лодка может перевернуться, и к этому нужно быть готовым.
  • Не следует вставать в полный рост, находясь в лодке, а также опираться на ее борта. В ней разрешается только сидеть.
  • Багаж необходимо упаковать и надежно зафиксировать, чтобы исключить намокание, потопление или нарушение баланса плавсредства.
Читать еще:  Форд куга дизель не заводится

Каяк и байдарка — характеристики, как выбрать

Северные народы (алеуты, эскимосы, инуиты, чукчи и другие) плавали на долгих и узких охотничьих лодках, на которых рыбачили и занимались охотой, в частности преследовали морских животных. Это суденышко длиной до шести метров назывался каяком, но в странах бывшего СССР его традиционно называют байдаркой, и это название является более понятным для граждан СНГ.

Характеристика

Исторически каяк делался из дерева или кости — из этих материалов изготавливался каркас, который обтягивался шкурами морских животных — нерп, тюленей, моржей. Охотник размещался сидя, посадка осуществлялась через люк посредине лодки — «кокпит». Гребля осуществляется с помощью двостороннего весла, эта особенность является главным отличием каяка от каноэ.

Каяки делятся на два типы:

  • лодки, в которых спортсмен сидит внутри каяка, они называются каяки sit-in;
  • каяки sit-on-top — это недавнее изобретение, в таком типе лодки каякисты гребут, сидя сверху, они называются sit-on-top.

Каркасные

Каркасные каяки еще называют разборными. Именно этот тип является традиционной байдаркой. Каркас делают из дерева либо металла и обшивки (так называемой «шкуры»), которая покрывает сверху каркас. В прошлом «шкуры» действительно изготавливались из кожи животных, сейчас они синтетические, за ними проще ухаживать. Каркасные байдарки предназначены для перевозок грузов на тихой воде.

Каркасные каяки (байдарки) могут компактно складываться, храниться в ограниченном пространстве и перевозиться даже на обычном легковом транспорте, в этом плане они очень удобны. Одноместная байдарка широко применялась в туристических целях в Советском Союзе.

Чем байдаки неудобны:

  1. Сборка каркасного каяка производится до от получаса до одного часа в зависимости от модели спортивного судна. Обычный каяк не настолько компактный, но его не нужно собирать и он сразу после прибытия к водоему готов к спуску в воду. Скорость монтажа считается негативным фактором, но скорее он нейтральный, ведь он компенсируется удобством транспортировки и хранения.
  2. А вот действительно негативный фактор каркасного каяка — трудности обеспечения симметричности носа и кормы относительно обшивки (шкуры). Качество пошива пошива имеет большое значение.
  3. Байдарка с каркасом не приспособлена для плавания на бушующей воде, ведь если она налетит на камни, оболочка в большинстве случаев повреждается, что может привести к катастрофическим для спортсмена последствиям.
  4. Каркасные байдарки могут быть довольно опасными, так как они не снабжены герметическими камерами, как современные пластиковые лодки. Кроме того, большие размеры и низкая посадка спортсмена делают управляемость не самой лучшей, так как из-за слишком низкой посадки тело в управлении принимает недостаточно участия.
  5. При встречах с камнями байдарку нужно постоянно ремонтировать — латать шкуру, заделывать повреждение пеной. Для непотопляемости байдарку снабжают емкостями, например надувными камерами.
  6. Каркасная байдарка при движении неуклюжа, не способна к резким маневрам. Она предназначена для прямолинейного движения по спокойной воде.

Надувные

Надувные каяки — это фактически надувные лодки, которые имеют байдаркоподобную форму. Они также имеют свои недостатки:

  1. Главным недостатком является отсутствие жесткости — гребец своим весом может прогибать надувной каяк, при чем нос и корма поднимаются над водой. На двухместных надувных каяках эта проблема не так выражена, но также существует. Чтобы решить проблему, надувное суденышко дополнительно нагружают спереди и со спины гребца, а это лишние заботы.
  2. Недолговечность синтетических материалов, из которых сделан надувной корпус. Борта довольно легко повредить. Вместо камер для вещей в лучшем случае предусмотрены не очень вместительные карманы, но и их может не быть. Чтобы надувной каяк был удобней, в некоторых моделях делают более широкое дно, но в таком случае теряется обтекаемость и этот спортивный снаряд становится похожим на обычную надувную лодку.
  3. Надувной каяк подвержен действию ветра, в ветряную погоду его трудно надувать и грести. Каяк может изменять направление вместе с ветряными порывами и с этим трудно бороться. Чтобы при порывах ветра плыть, придерживаясь прямой линии, движение стабилизируют рулевыми веслами.

Чтобы уменьшить негативные свойства, выпускают комбинированные каяки — жесткое дно и надувные борта. Стоит отметить и преимущества — большая грузоподъемность, непотопляемость при неповрежденной поверхности, компактные размеры в не надутом виде и удобство транспортировки.

Неразборные

Неразборный вид каяков имеет сплошной, преимущественно полиэтиленовый корпус, который максимально закрыт, место есть только для гребца (так называемый кокпит). Неразборный каяк достигает в длину пять метров (при минимуме — 2,5 метра), ширина начинается от 45 сантиметров и достигает 80 сантиметров.

Каяки делают из различных полимеров, стеклополимеров, композитов и других синтетических материалов. Неразборным каякам нет серьезной альтернативы в спорте, они имеют лучшие эксплуатационные характеристики и используются в каякинге в большинстве случаев.

Преимущества цельных неразборных каяков:

  1. Надежность, длительный срок службы, стойкость к ударам, столкновениям, причем даже с твердыми и острыми поверхностями. Конечно, царапины остаются, но целостность поверхности не нарушается. Если образовалась вмятина, она должна выпрямится, если лодку просто поставить на солнце.
  2. Хорошая теплоизоляция, что немаловажно на холодной воде, когда гребец долгое время остается неподвижным, а размять ноги не получится из-за ограниченного пространства.
  3. Жесткая конструкция дает возможность использовать все тело для маневров, а также специальным движениям весла выворачиваться из воды (если спортсмен перевернулся в воду», совершая «эскимосский переворот»).

Выбор

Если каяк выбрать правильно, его можно использовать в разных водных условиях. Однако при активном плавании в определенных водах, желательно выбрать специализированную лодку, поскольку разные каяки ведут себя в разных стихиях по-разному.

Каяки морского и экспедиционного типа можно использовать в любых водах, кроме мест, где есть быстрое течение и пороги, небольшие водопады. Ограничение связано с тем, что такие суда длинные, достигают пяти метров в длину, и они не имеют нужной маневренности. Короткие каяки для белой, то есть пенистой воды можно использовать для катания по волнам, однако небольшая длина делает их неудобными в спокойных водах. Универсальными каяками можно плавать и на бурных реках, и на спокойном озере, и на море с волнами, но серьезного спортивного интереса они не представляют, а рассчитаны на любителей.

Самые распространенные и самые универсальные каяки — пластиковые, изготовлены из полиэтилена, сделанные по технологии ротомолдинга, под высоким давлением (без швов), а также методом склеивания. Такие пластмассовые каяки дешевы, устойчивые к износу.

Несмотря на технический прогресс, сейчас продолжают делать каяки из дерева, которые могут иметь утилитарное прогулочное применение, а также могут быть имиджевыми вещами, так как имеют богатую отделку. Деревянные каяки перед пластиковыми имеют преимущество — они легче, но есть и серьезные недостатки — менее стойкие к повреждением, со временем могут рассыхаться с образованием щелей. Каяки из дерева могут продаваться в виде конструкторов для самостоятельной сборки.

Сравнение каяков sit-on-Top и sin-in

Sit-on-top

Каяки Sit-on-top предназначены для активного отдыха. Каякинг — это довольно новое быстро набирающее популярность массовое занятие, отличное от простого спортивного соревновательного либо экстремального занятия. Лодки этого типа легкие, удобные в эксплуатации и управлении. На них довольно безопасно, так как при переворачивании человек выпадает из лодки, а не опускается головой в воду, как это случается в каяках sit-in, которые используют «юбку» для водной защиты.

Читать еще:  Где находится катушка зажигания

При выборе sit-on-top не нужно учится делать сложных эскимосских переворотов, ведь вы находитесь на каяке, а не в каяке. Этот тип каяков имеет разные модификации — от плоских для одного гребца до четырехместных, они могут использоваться на спокойной воде, а также на речном течении или на морских волнах.

  • простота в использовании, хранении, в самопомощи при переворачивании на воде, что особенно ценится новичками,
  • небольшой вес позволяет легко переносить;
  • не нужно дополнительно укомплектовывать юбкой;
  • на нем можно хранить больше вещей, которые, правда, должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки либо контейнеры;
  • могут использоваться для разных функциональных целей, например как плавучая основа для дайвинга, рыбалки, на плоской поверхности лодки удобно размещать снасти и оборудование для ныряния;
  • стабильно держится на воде, удобный обзор, относительная дешевизна, хороши для людей, которым трудно двигаться.

Недостатки каяков Sit-on-Top

  • открытые к водной стихии, атмосферным осадках, например этот вид лодки неудобен во время дождя, поэтому его использование зависит от времени года и даже погоды;
  • защиты от влаги никакой — гребец будет мокрым всегда, поскольку на пластиковой поверхности кокпита (место сидения человека) образовывается лужа; проблема решается дренажными отверстиями, которые на спокойной воде и при хорошей погоде закрываются пробкой, но таким образом проблема не решается полностью, поэтому или нужно грести аккуратно или же заниматься плаванием в теплых водах и в теплую погоду, из-за этого каяки sit-on-top называются летними;
  • в холодное время нужно пользоваться гидрокостюмом, кроме того, зимнее плавание является экстремальным и практически невозможным;
  • противоположная проблема — ноги могут обгореть на солнце, но это касается и всего тела;
  • трудность с выполнением эскимосского переворота (хотя он возможен);
  • нужда в дополнительных сидениях, которые имеют регулировку, при длительных плаваниях;
  • трудность с транспортировкой;
  • каяки с внешней посадкой более медленные, нежели те, у которых полая внутренность; это связано с меньшей устойчивостью и необходимость сделать sit-on-top шире.

Sit-in

При отсутствии юбки кокпит быстро заполняется водой, становится тяжелым и воду слить можно только на берегу. Нужно изучить «эскимоский переворот», который позволяет быстро перевернуть лодку в рабочее положение.

  • более легки в управлении и могут развивать большую скорость при меньших усилиях;
  • гребец и его вещи имеет больше шансов остаться сухими;
  • лучше подходят для долгих плаваний.

  • труднее садиться и выходить;
  • кокпит небольших размеров;
  • нужно использовать юбку при сильных волнах;
  • тело должно быть в определенном положении, что не совсем удобно, если нужно активно двигаться в пределах лодки;
  • в жаркую погоду под палубой может быть высокая температура воздуха, особенно при наличии юбки;
  • доступ к вещам затруднен.

Типы по назначению

Каяки делятся на типы по их назначению:

  1. Для рыбалки — в основном Sit-On-Top, реже — Sit-In, также их делают с педальным приводом.
  2. Для серфинга — до трех метров длиной, с плоским дном и высоко поднятым носом, на них удобно кататься по высоким волнам.
  3. С педальным приводом — тримараны, на который можно ставить парус, лодку толкают вперед не пропеллер, а своеобразные плавники.

  1. Рекреационный — для прогулок, в основном двухместные или трехместные, для семейного отдыха.
  2. Туристический — универсальный, для заплывов на целый день или на несколько дней.
  3. Экстремальный — плавание по бурным рекам.
  4. Морской — плавание по морским волнам.
  5. Экспедиционный — прочные каяки для дальних плаваний, лодки такого типа иногда называют океаническими.
  6. Серфинг — каяк похож на серфинговую доску.
  7. Слаломный — профессиональный спорт «гребной слалом на каяках и каноэ», олимпийский вид спорта с 1992 года.

Каякинг может быть видом спорта, способом отдохнуть на воде или возможностью передвигаться по водной поверхности в целях рыбалки, путешествия.

Гребля на байдарках и каноэ

Чтобы понять, что такое настоящий спортивный адреналин, экстремалу необходимо сразиться с природой. А самой непредсказуемой стихией в этом случае является вода. Отличным вариантом испытания собственных сил станет водная гребля.

Гребля на байдарках – это олимпийский вид спорта, в котором участники на скорость преодолевают дистанцию с помощью весел и собственной силы. Нет смысла рассказывать об истории и развитии гребли, так как занятие возникло ровно тогда, когда человек нашел в себе смелость плыть, используя как средство передвижения по воде – бревно.

Однако возникновение гребли на байдарках и каноэ как вида спорта ассоциируется с шотландцем Джоном МакГрегором, который спроектировал себе байдарку и назвал ее «Роб Рой» в 1865 году. Ее длина равнялась 4,57 м, а ширина — 0,76 м.

Особенности гребли на байдарках

Отчасти, гребля сезонный вид спорта. Пока хоть немного греет солнце, гребцы выходят на воду. Но, как только мороз сковал воду, спортсмены перебираются в зал, где продолжается работа над собой. В зале есть возможность укрепить и развить свою физическую форму. Конечно, спортсмены сборных или клубных команд проводят свои сборы в теплых краях, но и сухая гребля важная часть их успеха.

Если вы считаете, что гребля отнимает минимум интеллектуальных и максимум физических ресурсов, то вы заблуждаетесь. Во время соревнований необходимо разработать стратегию и тактику, следить за бортами соперников. Четко рассчитать дистанцию и понимать, когда нужно совершить последний рывок.

В гребле не существует понятия «расслабиться», так как нагрузки на тело очень высоки, но в то же время мышцы становятся максимально эластичными, а организм выносливым.

Если вы мечтаете стать гребцом, а в вашем городе нет ни малейшего намека на водоем, занимайтесь дома. Сейчас существует огромное количество тренажеров, которые не занимают много места.

Правила

На турнирах сражаются за медали, как мужчины так и женщины, а длина дистанций колеблется от 200 метров до 4,2 км. Существуют также и сверхдлинные расстояния. Дисциплина байдарка обозначается как «К» – от англ. Kayak.

На соревнованиях используются такие типы лодок:

В заездах есть четкие правила, одно из самых важных — это соблюдение дорожки, по которой двигается спортсмен-одиночка или экипаж. Гребля — это не место для тарана и дрифта на воде, поэтому соперникам запрещено приближаться друг к другу ближе, чем на 5 метров.

Об инвентаре

  1. Байдарка – это не каноэ, поэтому грести вы будете в сидячем положении лицом вперед на специальном сидении. Кстати, она имеет свое название — сляйд. Ступни располагаются на подножке (упор внутри лодки). В байдарке предусмотрен руль под кормой, поворот которым осуществляется с помощью планки в прорези подножки. В двойках и четверках рулит загребной (сидящий впереди спортсмен). Стандартная байдарка-одиночка должна весить 12 кг, двойка — 18 кг, а байдарка-четверка — 30 кг.
  2. Несмотря на огромные с виду весла, весят они около 1 кг, так как изготовляют их из высококачественного карбона.
  3. Весло имеет 2 лопасти и такая конструкция позволяет загребать больше воды. Результат — увеличивается скорость движения.

Среди аксессуаров для апгрейда своей байдарки индивидуально можно подобрать: ручку для весла, герметичный кошелек, каску, пояс для спасения и даже парус.

Интересно о гребле

Невероятный двукратный Олимпийский чемпион в одиночке Бобби Пирс на одном из турниров, опережая соперника, заметил на водоеме утку с утятами. Боб решил пропустить мамашу с детьми, однако обогнавший его соперник все равно был повержен.

Читать еще:  Пауэрлифтинг. Правила и соревнования. Плюсы и минусы.Упражнения

Первый официальный заплыв в академической гребле состоялся в 1715 году в Лондоне. Сегодня там же проходит и самое знаменитое соревнование среди гребцов — гонка восьмерок престижных учебных заведений Оксфорда и Кембриджа.

  • В гребле можно плыть в одиночку, в паре, а также существуют четверки и восьмерки. И логично, что чем больше людей на байдарке, тем выше скорость. Максимальная зафиксированная — примерно 23 км/ч.
  • За один час занятия академической греблей сжигается около 550 ккал.
  • Самому юному чемпиону по академической гребле было всего 10 лет. Он был рулевым.

Техника гребли на каяке

Каяками называются маломерные суда с высокой маневренностью, которые в последние годы стали превосходить по популярности классические гребные лодки. Они компактны, свободно преодолевают мелководье, узкие заливы, бурные пороги и могут использоваться для рыбалки, охоты, туризма, экспедиций, прогулок. Однако для того чтобы передвигаться на каяках по водоемам разной сложности, необходимо хорошо изучить особенности гребли на них, имеющую некоторые специфические нюансы.

Как правильно плыть и грести на каяках

Гребцы в каяках располагаются на сиденьях внутри кокпита или на верхней части лодки. Новичкам в этой области прежде всего следует научиться правильно держать двухлопастное весло, иначе силы будут расходоваться неэффективно, и быстро наступит усталость. Сначала нужно определить верную ширину захвата. Для этого необходимо взять весло двумя руками, захватив сверху, вытянуть руки перед собой, а затем положить весло на голову. Руки при этом раздвигаются так, чтобы локти создавали угол 90º, а расстояние между ладонями и лопатками с каждой стороны было равным. Захват, образовавшийся в таком положении, и будет правильным. После его определения наступает очередь обучения непосредственно гребле на каяке.

Во время гребли на каяке одна рука, называемая ведущей, должна оставаться на весле в неподвижном положении. Её предплечье находится перпендикулярно лопасти. Вторая рука может поворачивать весло на 180º. При этом ведущая рука бывает и левой, и правой.

Весло при управлении движением такой лодки надо держать примерно на уровне груди. Нельзя допускать, чтобы оно находилось выше плеч или на уровне подбородка. Руки вытягиваются вперед и чуть-чуть сгибаются в локтях. Когда делают гребки, немного нагибаются вперед, а не тянут весло к себе. Важно, чтобы его охват был ослабленным и усиливался только на начальной стадии каждого гребка до тех пор, пока лопасть не поднимется из воды. Веретено весла должно просто удерживаться большими пальцами. Подобная техника позволит не трать много сил, убережет руки от появления мозолей и даст возможность без переутомления преодолевать большие расстояния. Главное – не расшатывать лодку при гребках, держать спину выпрямленной таким образом, чтобы линия позвоночника проходила под прямым углом к поверхности воды.

Управление каяком

В принципе, в управлении каяками ничего сложного нет. Они оборудуются двумя упорами-педалями, которые крепятся в местах, удобных для роста гребца и поддерживают его ноги и спину на поворотах и при движении вперед или назад. Новички учатся держать равновесие в лодке, осваивают дуговой, прямой, обратный гребки, высадку, посадку, коррекцию направления движения, повороты.

При прямых гребках усилия на каяк передаются в основном передаются корпусом и ногами, руки в них только работают веслом. В целом, для того чтобы верно управлять таким судном, надо освоить работу корпусом, а не руками. На первом этапе гребка его поворачивают так, чтобы лопасть попала в воду за бортом каяка на линии ступней. Ступня, находящая с той же стороны в это время, плотно прижимается к пяточному упору, весло плавно опускается. Гребок заканчивается, когда нижняя рука доходит до уровня живота. В противном случае скорость каяка снизится из-за большого объема воды, которую поднимет весло.

Лопасть вытаскивают наверх, уводя его вбок от каяка и поднимая локтем и запястьем. Следующий гребок начинают возле носовой части лодки, верхнюю часть корпуса разворачивают до тех пор, пока он не будет закончен, затем снова разворачивают, приступая к следующему гребку.

Разворот на каяке

Для разворота на каяке используются дуговые гребки. Они позволяют не снижать скорость лодки и грести в прежнем темпе. Захват весла в данном случае остается таким же, как и при прямых гребках. Его опускают в воду возле носа лодки, лопасть при этом поворачивают от каяка. Веслом делают большую дугу в воде от носа каяка к его корме. Она осуществляется при помощи поворота корпуса, без задействования рук. Дуговой гребок можно совершить и от кормы, разворачивая лодку на месте. Движения корпуса остаются такими же. Для подобных разворотов важно научиться хорошо им владеть.

Весло достают из воды немного согнутой в локте и вытянутой рукой. Гребцу необходимо чувствовать, что его нижняя часть тела поворачивает лодку в заданном направлении, а лопасть, опущенная в воду, идет с усилием. Нельзя допускать, чтобы каяк кренился вбок! Движение весла должно быть плавным, довольно медленным, таким, чтобы на воде не было бурунов.

В целом, дуговые гребки можно описать так. Весло должно описывать дугу, в середине которой располагается гребец. Существуют также обратные дуговые гребки, проводимые задом наперед. При их осуществлении допускается небольшой наклон корпуса вперед, когда весло подходит к носовой части.

Вообще дуговые гребки в чистом виде выполняются редко. При плаванье на бурной воде их совмещают с другими техниками управления или делают лишь частично. Но следует помнить, что при любых маневрах на какой угодно воде надо следить за направлением движения лодки, иначе она может улететь куда-нибудь, потому что и прямые, и дуговые гребки сообщают судну и поступательное, и вращательное движение. Для этого необходимо научиться всегда держать голову в нужном положении.

Обучение новичков гребле на каяке

Обучение гребле на качке лучше проводить на спокойных водоемах. Желательно найти для этого хорошего специалиста-инструктора, который сразу укажет на ошибки и продемонстрирует комплекс техник и всевозможных приемов. Самостоятельно научиться управлять лодкой можно, но это займет немалое время и отнимет много сил.

Сейчас повсеместно открываются школы каякеров, занятия для новичков проводят в пунктах проката, в сети присутствует немало роликов, подробно рассказывающих о том, как управлять такими лодками. Новичкам сначала необходимо почувствовать лодку, слиться с ней, познакомиться с мерами безопасности, узнать, что такое «эскимосский переворот», и так далее. И только после этого думать, отправляться ли на бурную воду и в путешествие по морю. Ведь такие водоемы непредсказуемы и порой бывают довольно опасны даже для опытных гребцов. Поэтому в любом случае изначально нужно набрать некоторый опыт, ощутить себя хозяином каяка и собственного тела, а потом уже отправляться в рискованное плаванье. А это целесообразно делать под руководством грамотного и терпеливого тренера.

В целом, освоение управления каяками у большинства начинающих проходит быстро. Главное в данном вопросе – научиться держать равновесие и не наклонять лодку слишком сильно. Каяки отличаются хорошей остойчивостью, малой осадкой, они хорошо слушаются гребцов, без усилий передвигаются по заболоченной местности, умеют превосходную плавучесть, очень редко переворачиваются. Походы на них – одно удовольствие! Поэтому стоит потратить время на обучение с инструктором, чтобы впоследствии не тратить его на исправление ошибок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]