14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шоссейные гонки.Виды и особенности.Велосипед и интересные факты

Интересные факты о велосипеде и велоспорте

В мире насчитывается порядка 1 миллиарда велосипедов. Сотни миллионов людей связывают свою повседневную жизнь с этим уникальным транспортным средством, а значит, каждый день свершаются новые достижения, происходят поистине необычные события, а занимательных фактов становится все больше. Мы собрали воедино все самое интересное, что связано с велосипедом и велоспортом, чтобы вы смогли понять, насколько велосипед, как произведение искусства, легендарен, а также как сильно он влияет на наши и ваши судьбы.

1. Занимаясь велоспортом, вы автоматически подписываетесь под здоровый образ жизни. Это значит, что вы получите безупречную физическую форму.

2. Велоспорт вдохновляет. Он полон ярких жизненных примеров. В большом велоспорте множество прорайдеров, которые являются ориентиром для миллионов поклонников со всей планеты. Эти личности — реальные, а не вымышленные герои, которые выбрали адский труд. Необходимо лишь начать интересоваться велогонками, осознать и понять их масштабы, после чего оседлать велосипед и сделать все для того, чтобы хотя бы на шаг приблизиться к успехам кумиров.

3. Время не стоит на месте, технологии развиваются семимильными шагами, а велосипед по-прежнему остается одним из самых удачных изобретений. Современные модели велосипеды выполнены из высококлассных материалов. Они легкие и в то же время прочные, ашанбайки и крутые модели от именитых производителей, дешевые и аморально дорогие — не важно, суть велосипеда от этого не меняется с даты его зарождения. Независимо от того, дешевый или дорогой у тебя байк, велоспорт — в первую очередь, сила воли, вызов, свобода, скорость и новые знакомства.

4. Поклонники велосипедного спорта не понаслышке знают о том, что такое боль. Да, звучит может и не привлекательно, однако истина от этого никуда не девается. Занимаясь велоспортом по-настоящему, фактически означает подчинить свою жизнь велосипеду. Велоспорт был создан не для слащавых мальчиков в чистых маечках! Этот спорт для реальных мужчин. А вот тот, кто ноет и заставляет себя бросить это дело ввиду какой-то эфемерной боли — не спортсмен, а уж тем более — не велосипедист!

5. Велосипедный спорт для всех открыт и предельно доступен. Очень просто взять и сесть на велосипед, поехав куда заблагорассудится. Ведь действительно, каждый человек, вдохновившись успехами титулованных велогонщиков, может покорять неподвластную брусчатку и преодолевать известные перевалы Альп и Пиренеев. Большой спорт максимально сопряжен с народом: стать зрителем Тур де Франс и, находясь у обочины самой известной велогонки, можно лицезреть самых именитых велогонщиков со всей планеты в действии, поговорить с ними, ознакомиться поближе с их велосипедами.

6. Уже в течение полутора сотен лет подавляющее большинство жителей Европы помешаны на велоспорте. В таких странах, как Италия, Бельгия, Франция и Нидерланды – это религия. Чуть ли не каждую неделю в этих странах проходит множество гонок с различными категориями участников, которые не только соревнуются между собой, но и успевают строить отличные взаимоотношения.

7. Бритьё ног – один из самых деликатных эпизодов в велоспорте. Появиться на публике в велоформе, однако с ногами, обросшими волосами, – не комильфо. Царапины и синяки на выбритых местах кожи в значительной мере легче обрабатывать и делать массаж. К тому же, есть и догма, что выбритые ноги могут улучшать аэродинамические показатели райдера во время езды на велосипеде. Как бы там ни было, эпиляция ног, насколько бы дико это не звучало для мужчины – это сакральный обряд посвящения в велосипедные гонщики.

8. Велосипедный спорт может стирать существующие границы. Нет лучшего пути узнать все о новой стране, чем проехать по ней на велосипеде. Так говорил небезызвестный Хемингуэй. Отнестись к занятию велоспортом серьезно, пусть даже на обывательском уровне – значит, обзавестись образованием, которое не сможет дать ни один университет в мире.

9. Велоспорт – элегантен, героичен и зрелищен. Вне всяких сомнений. Он способен будоражить не только ваше сознание, но и не оставлять равнодушными представительниц женского пола. Девушкам нравятся велосипедисты. Проверенный факт.

10. Слово велосипед пришло из французского словаря, вошедшее в обиход еще 150 лет назад, тогда как сам велосипед изобрели целых 200 лет назад. Он был выполнен из деревянной рамы и не был оснащен педалями, что способствовал быстрому износу ботинок ездоков. Первые модели велосипедов ничего не вызывали, кроме смеха. Такие велосипеды называли “встряхивающимися костями”. Для ликвидации дефектов тогдашними Кулибиными был изобретен 1-ый прототип литых резиновых покрышек. Первые в истории велосипеды имели очень массивные передние колеса. На таких габаритных моделях ездить было достаточно сложно, а вот падать – слишком высоко.

11. Далекие 1890-е года стали золотым веком для велосипеда. Модернизированные версии были оснащены колесами с идентичными величинами, задним цепным устройством, прибавлявшим скорости, а масштабное производство позволило снизить издержки и цену соответственно. И велосипеды начали скупать не хуже, чем горячие пирожки. По истечению какого-то времени начали появляться разные модели гоночных байков. Несмотря на то, что мы живем в век информационных технологий, мода на двухколесные ТС не теряет своей актуальности уже как 2-ое столетие.

12. На 245 велосипедов в КНР приходится всего лишь 1 автомашина. В этой стране на велосипедах происходит более половины совокупного объема всех поездок. В разных окрестностях Германии, Дании, а также Нидерландов, таких поездок 30%, тогда как в Японии – 20%. В Пекине на велосипеде можно добраться до конечной точки назначение быстрее, чем на автобусе, поезде или метро. Однако лишь в том случае, если речь идет, конечно же, о лимитированной дистанции – до шести километров.

13. Женщинам, которые имеют отношение к арабской или еврейской культуре, не запрещается кататься на велосипеде. Однако существует одно правило, которое заставляет их пользоваться велосипедами особой конструкции, оснащенными низкой рамой и дающих возможность ездить в более длинном платье.

14. Слово велосипед на польском звучит как “ровер”. В Беларусии его именуют точно так же. А около 100 лет тому назад подобным образом называли множество людей, которые получали прозвище человека, придумавшего велосипед с повышенной безопасностью и специальным задним колесом, ход которого приводилось благодаря цепи.

15. Объем легких велорайдеров значительно больше не просто в сравнении с людьми, ведущими обычный образ жизни, но и с профессиональными атлетами в других дисциплинах. Их показатель – 8 литров, тогда как в среднем эта цифра среди спортсменов составляет где-то на 2 литра меньше. Кровообращение велогонщиков прокачивает по организму порядка 6-7 литров кислорода за 1 минуту, тогда как обычный организм делает это вдвое менее эффективно.

16. Невероятно, но факт: состоятельное население Великобритании предпочитает в 3 раза больше кататься на велосипеде, нежели бедные слои общества. Последние же отдают предпочтение больше общественному транспорту, а также метро.

17. В Китае насчитывается более полумиллиарда велосипедов. Хоть и изобрели велосипед отнюдь не в Китае, там он пользуется крайне высокой популярностью. К слову, первый велосипед привезли в КНР только в начале 20 века и за более чем 100 лет, как видим, их распространилось в этих краях в невероятном количестве единиц.

18. Во Фрайбурге расположен жилищный массив хай-класса, который называется Фаубан. Здесь нельзя передвигаться на автомобиле. Несмотря на это, недвижимость в этом месте имеет большой и устойчивый спрос. На въезде/выезде с района предусмотрены большие гаражи, в которых люди оставляют свои машины, а в рамках самого района перемещаются пешим ходом или посредством велосипеда.

19. Согласно опросам, проведенным в Великобритании около десяти лет назад, велосипед является самым великим техническим изобретением за последние 200 лет. Это транспортное средство обошло не только известные изобретения вроде Интернета и ДВС, но и смогло собрать большее количество голосов, нежели все остальные варианты опроса вместе взятые.

20. Всемирный рекорд максимально возможной скорости на велосипеде был зафиксирован на цифре 268 километров в час. Развил такую невероятную скорость 50-летний гражданин датского происхождения Фред Ромпелберг.

21. На одном из заводов известного производителя Mercedes-Benz в Германии рабочий персонал передвигается по территории, используя велосипед. Каждый отдел имеет велосипеды разных и уникальных цветов.

22. В США повседневно используют велосипед лишь 1% людей, тогда как в Нидерландах и Италии – 30% и 5% соответственно. В Дании около 90% жителей в возрасте старше 16 лет уже имеют свой собственный байк.

23. На нашей планете представлено порядка 1 миллиарда разных велосипедов, половина из которых находятся в Китае. И это более чем в 2 раза больше, нежели мотоциклов и автомобилей. Ежегодно в мире производится более 50 млн. новых велосипедов, тогда как мотоциклов и машин – 20 млн.

Читать еще:  Стрельба из арбалета. Основы стрельбы и особенности. Арбалеты

24. Ровно 40 лет назад начали изготавливаться велосипеды из титана, а немногим позже перешли на углепластик. Велокомпьютер, который следит обычно за скоростью, временем и общей нагрузкой человека, был придуман в начале 1990-х годов.

25. Первый горный велосипед современной конструкции был создан в 1978 году.

26. Самый маленький на планете велосипед имеет колеса, выполненные из серебряных долларов.

27. Если попытаться подсчитать общее количество деталей, с помощью которых сконструирован велосипед, то более половины придется на цепь.

28. В Мюнхене (Германия) местное население регулярно передвигается на велосипеде зимой и даже в лютые морозы. А говорят, что суровые ребята живут только в Челябинске! 🙂

29. Майклу Сикресту, спортсмену с американским паспортом, удалось проехать на велосипеде за всего лишь одни сутки более 1958 километров, тем самым поставив мировой рекорд.

30. Затрачивая одинаковое количество энергии, мы можем передвигаться на велосипеде в 3 раза быстрее, нежели делаем это во время бега и уж, тем более, пешей ходьбы.

31. Эквивалентом энергии, затраченным на промежутке дистанции в 1030 км, является 1 литр бензина. Таким образом, велорайдеры экономят более 900 миллионов литров топлива всего за 1 год.

32. На текущий момент в мире начисляется порядка 1 миллиона электровелосипедов. Швейцарские инженеры построили электробайк, способный развивать скорость до 10 км/ч.

33. Катаясь на велосипеде, вы можете сжигать порядка 600 калорий всего за 1 час.

Шоссейные гонки. Виды и особенности. Велосипед и интересные факты

Шоссейные гонки на велосипедах — одно из популярнейших направлений в велосипедном спорте. Самые первые официальные состязания, которые имели место в велоспорте, были как раз по шоссейным гонкам. С тех пор они проходят каждый год, а самым известным является Тур де Франс.

История дисциплины

Исторически первый заезд по шоссе состоялся в 1868 г неподалеку от Парижа. От этой даты шоссейные гонки отсчитывают свою историю. Через год был проложен маршрут Париж – Руан в 122 км, преодолеть который отважились 400 велосипедистов. Правда, до финиша добралось только 32. Первенство в турнире одержал Джеймс Мур, чем увековечил себя в истории этой дисциплины.

Все состязания по велоспорту отныне проходили исключительно по шоссе. Велосипедный спорт вошел в программу Олимпиады в 1896 г. На Играх были проведены пять трековых гонок и одна шоссейная.

Всемирно известное соревнование по велосипедным гонкам – это, конечно, Тур де Франс. Он имеет интересную историю. Так, в конце 19 в. заезды на турнирах приобрели многодневный характер. Спортсмены даже останавливались на ночлег в гостинцах. Подобным образом француз Жуайро в 1895 г. объехал на велосипеде всю Францию за 18 дней. Вслед за ним спортсмен Анри Дегранж загорелся идеей организовать шоссейные гонки через Францию. Так и возник Тур де Франс, сегодня представляющий собой самое культовое и зрелищное соревнование в велоспорте.

Какие бывают шоссейные гонки
Подвидов гонок всего три:
  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.
  3. Критериум.
Индивидуальная гонка

В индивидуальном заезде старт производится поочередно, через каждые 2-3 мин. Очередность определяется, исходя из мирового рейтинга велосипедистов-участников турнира. Причем наиболее сильные спортсмены выходят на дистанцию последними.

Победителем такой гонки становится не тот, кто пришел к финишу первым, а тот, кто уложился в отведенное время. В этом главная сложность. Если при групповом состязании можно применять различные тактические приемы для того, чтобы обогнать соперников, то в индивидуальной это совершенно бессмысленно.

Индивидуальные гонки входят в состав гранд-туров в качестве одного из этапов, а также выступают обязательной дисциплиной на Мировых Играх.

Групповая гонка

Проходит между командами, в каждой из которых может быть 4-9 спортсменов. Всего на трассу выходит порядка 200 человек. Все выходят на дистанцию одновременно и стремятся прийти к финишу первыми. Определяющим фактором для достижения победы здесь выступает не столько физическая подготовка, сколько умение использовать тактические приемы.

Групповые гонки характерны для многодневных турнирах, главный пример которого — вышеупомянутый Тур де Франс.

Особенность такого заезда в том, что целая команда может работать на победу своего лидера. Таких гонщиков называют грегори, и они выполняют функции по защите своего лидера от атак противников, от ветра и т.п.

Критериум

Представляет собой шоссейные гонки по кругу в городских условиях. Протяженность круга может варьировать от 1 до 3 км, а проехать их нужно примерно 50 (этот вопрос решают организаторы и судейская коллегия). После прохождения установленного числа кругов имеется промежуточный финиш, где велосипедистам присуждаются очки. Спортсмен, пришедший к промежуточному финишу первым, зарабатывает 5 очков, второй — 3, третий — 2, а четвертый, соответственно, — 1.

Участники заезда вправе помогать друг другу, передавая еду, питье или ключи для ремонта велосипеда. А вот передавать свой байк, меняться колесами и помогать отстающему можно только членам одной команды. При этом подталкивать велосипедиста категорически запрещено.

Обычно состязания по критериуму выступают завершающим этапом крупных гранд-туров и проходят на коммерческой основе. А наградами в них являются велосипедные майки.

Шоссейный велосипед

Шоссейные гонки всегда очень динамичны, велосипедисты, стремящиеся к финишу, развивают большие скорости. Это определяет характеристики шоссейного байка.

Прежде всего, он предназначен для езды по ровным асфальтовым трассам, имеет свободный ход и мультискоростную трансмиссию. Их не оснащают дисковыми тормозами, поскольку такой диск может стать причиной увечья при падении.

Самый главный параметр шоссейного байка — малый вес. Для облегчения конструкции используется удлиненная рама из карбона и топовый обвес. Удлинение рамы позволяет сделать агрегат устойчивее и повысить его аэродинамичность.

Форма руля велосипеда — так называемый «баран». Его свойства позволяют держатся за верхнюю часть руля, а набрав скорость, схватиться за нижнюю.

Для повышения продуктивности вращательных движений гонщика, байк для шоссе оснащается контактными педалями. С их помощью фиксируется стопа и можно работать одновременно обеими ногами: одной давить на педаль, а другой тянуть ее снизу.

Первоначально для этого применялись ремешки-туклипсы, но они обнаружили ряд недостатков:
  • Хуже удерживают стопу.
  • Из них сложнее выбраться в случае нештатной ситуации.

С ними было проще в том плане, что никакой специальной обуви не требовалось. А контактные педали обязывают использовать велосипедные туфли с шипами.

Колеса шоссейника имеют диаметр 28 дюймов. Они трубчатые, а вместо протектора на них имеются водоотводящие канавки, поскольку агрегат используются только на ровных трассах. Можно встретить велосипеды с дисками из углепластика — это делает массу еще меньше.

На шоссейный байк можно монтировать багажник, но на состязаниях лишний груз ни к чему. Поэтому вместо оного на велосипедах гонщиков присутствуют крепления для бутылки и насоса.

Единственная область применения такого велосипеда — шоссейные гонки. На нем не поучится ездить по грунтовой дороге или прыгать через препятствия.

Интересные факты о Тур де Франс

  • Тур де Франс — самый протяженный в мире. В 1926 г. преодолеваемое спортсменами расстояние составило 5 745 км.
  • В одной из гонок участниками тура было использовано рекордное количество бутылок с водой — 42 тысячи.
  • Гонщик Эдди Меркс, участвующий в Туре, первым завершил 34 этапа, установив тем самым рекорд числа туров, выигранных одним спортсменом.
  • Еще одно название Тура — La Grande Boucle или «Большая петля», что связано с параметрами маршрута.
  • На каждом этапе велосипедист сжигает порядка 4000 калорий, а за весь заезд — 123900. Для сравнения: столько же энергии содержится в 252 двойных чизбургерах.
  • Среднее число вращательных движений за 21 день шоссейной гонки составляет 486000, то есть за 1 мин. гонщик делает 90 оборотов.
  • До 1960-х гг. некоторые участники Тура принимали спиртное, чтобы легче переносить напряжение. Затем алкоголь быль запрещен — его приравняли к допингу.
  • Нагрузки, испытываемые велогонщиками настолько велики, что с потом выводится жидкость в количестве, равном 39 походам в туалет.
  • Число болельщиков, собирающихся на трассе Тур де Франс, — более 12 млн. Это самое масштабное спортивное мероприятие на всем Земном шаре.
  • 1919 г. известен тем, что к финишу пришло наименьшее число гонщиков — всего 10.
  • Дни между этапами используются участниками не для отдыха: им приходится кататься хотя бы по 2 ч в день, чтобы вывести из мышц скопившуюся молочную кислоту.
  • Самый маленький временной разрыв между первым и вторым местом был зафиксирован в 1989 г. и составил 8 сек.
  • Общий размер призового фонда соревнования составляет 4,3 млн. долларов.
  • Помимо 12 млн. зрителей, наблюдающих Тур де Франс на трассе, еще 3,5 млрд. смотрит прямую трансляцию по телевизору.

Шоссейные гонки.Виды и особенности.Велосипед и интересные факты

Шоссейные гонки – дисциплина велоспорта, которая представляет собой гонки по автомобильным дорогам на большие расстояния. Шоссейный велоспорт финансируется больше остальных направлений и считается коммерческой дисциплиной. К олимпийским видам относятся такие направления велошоссе, как индивидуальная и групповая гонки. Неолимпийские виды – критериум, многодневная гонка, командная гонка, гонка в гору.

Индивидуальная гонка – шоссейная гонка на время с раздельным стартом. Спортсмены начинают движение по одному через определенные интервалы, установленные организаторами соревнований. По правилам самые сильные велосипедисты стартуют в последнюю очередь. Побеждает спортсмен, который пройдет дистанцию за наименьшее время.

В групповой гонке команды стартуют одновременно. Спортсменам необходимо пройти дистанцию в 50-200 км, это зависит от конкретной гонки. Для того, чтобы прийти к финишу первыми, команде необходимо вести определенную тактику.

Критериум – гонка по кругу, которая проводится прямо на городских улицах. Правила таковы, что через некоторое количество кругов устраиваются промежуточные финиши, на которых спортсмены набирают призовые очки. Побеждает тот, у кого наберется максимальное количество очков. Большой плюс критериума – это возможность зрителей наблюдать детали борьбы между участниками соревнований, т.к. они находятся в непосредственной близости от спортсменов.

Многодневная гонка проводится в несколько этапов (гонки на время и групповые гонки) и длится не менее двух дней. Побеждает тот, кто проходит все этапы за минимальное время. Тур де Франс – наиболее известная многодневная гонка. Она проводится во Франции и длится три недели.

Гонки на велотреке проводятся на замкнутых дорожках овальной формы (треках), специально предназначенных для таких соревнований. Для удобства спортсменов трек имеет угол уклона на поворотах 42 градуса, на прямых участках уклон составляет 12,5 градуса. Длина и ширина зависят от уровня проводимых соревнований. Такая дорожка имеет бетонное или деревянное покрытие.

Спринт – это гонка в два, три круга на треке, где решающими являются последних 200 метров. Спринт является старейшей дисциплиной в велоспорте (в программе соревнований появился в конце XIX века). Гонщиков отбирают в квалификационных заездах, где побеждает спортсмен, первым пришедший к финишу. Считается, что спортсмен, который занимает место за спиной другого, имеет лучшую позицию, т.к. первый не может предугадать в таком случае маневры соперника.

Командный спринт – командная гонка на треке на короткую дистанцию. Каждая из двух соревнующихся команд состоит из трех гонщиков: ведущий гонщик должен помочь команде развить максимально высокую скорость, он выбывает после первого круга; второй спортсмен в команде также покидает трек после одного круга; третий гонщик едет последний круг, время команды рассчитывается, когда он пересекает финишную черту.

Согласно правилам гонки на время старт принимает один гонщик, двигается он против часовой стрелки. В этой дисциплине нет квалификации, а также предварительного и промежуточного кругов. Мужская гонка на время по традиции проводится первой во время международных соревнований.

Гонка по очкам – гонка на треке с неограниченным количеством участников и одновременным стартом. Победителем становится спортсмен, заработавший максимальное количество зачетных очков на промежуточных финишах. Гонка по очкам является олимпийской дисциплиной.

Скретч – групповая гонка с одновременным стартом. Участвует в ней не более 24 человек. Спортсмен, отставший от остальных на 1 круг, выбывает из гонки. Если кто-либо из участников сможет опередить остальных на 1 круг, то он становится победителем и гонка прекращается.

В гонке индивидуального преследования двое велосипедистов одновременно стартуют с противоположных концов сторон трека. Длина дистанции для мужчин составляет 4 км, для женщин 3 км. Гонка рассчитана на выносливость и терпение участников.

Командная гонка преследования – дисциплина на треке, в которой с разных сторон дорожки стартуют команды по четыре велосипедиста. Гонщики должны быть отлично подобраны, чтобы вместе преодолеть дистанцию (4 км для мужчин и 3 км для женщин), т.е. здесь проверяется и умение тренера собрать крепкую команду. Эта дисциплина по праву считается самой сложной в прохождении на треке.

Кейрин – гонки, придуманные в Японии. Велосипедисты стартуют одновременно, впереди них следует мотоцикл (дерни), который они не должны обгонять. Дерни уходит с дорожки за 2,5 круга до финиша, после чего гонщики соревнуются в скорости. Побеждает тот, кто пришел к финишу первым.

Мэдисон – парная гонка на треке. В команде два спортсмена, которые могут сменять друг друга только проезжая мимо напарника. Получается, что один гонщик участвует в соревнованиях, а второй едет рядом и ждет момента, когда нужно будет сменить второго члена команды. Каждые двадцать кругов устраивается промежуточный финиш, на котором команды зарабатывают очки. На Олимпийских играх мэдисон впервые был проведен в 2000 году.

Маунтинбайк (от англ. mountain bike; мтб, mtb) – одна из дисциплин в велоспорте, представляющая собой соревнования на горных велосипедах. Также маунтинбайк -это горный велосипед, который имеет особую конструкцию, предназначенную для катания в условиях отсутствия дорожного покрытия. Хотя это не мешает многим велолюбителям использовать горный велосипед для езды по городу.

Кросс-кантри (cross-country, XC) – наиболее популярная дисциплина не только в маунтинбайкинге, но и в велоспорте в целом. Представляет собой гонки по трассе со спусками, подъемами, множеством естественных, а иногда и искусственных препятствий (т.н. пересеченная местность). Кросс-кантри является олимпийским видом спорта.

Дерт (Dirt Jumping) – экстремальный стиль катания в велоспорте. Смысл данного направления заключается в прыжках через искусственные трамплины из земли. Трассы для дертджампинга состоят из трех “верблюдов”, так называют двугорбые насыпи. Новички тренируются на верблюдах со столом, т.е. между горбами насыпана земля и в случае падения, оно будет не таким травматичным. Данное направление предполагает выполнение захватывающих трюков во время прыжков и приземления. Но выполнение трюков необязательно.

Скоростной спуск (downhill/DH) – экстремальное направление маунтинбайка, смысл которого заключается в спуске с горного склона на время. Трассы для скоростного спуска очень сложны в прохождении, они содержат множество естественных (камни, корни деревьев, ямы), а иногда и искусственных препятствий (биг-эйры). Поэтому для занятий даунхиллом, не обойтись без отличной подготовки.

Фрирайд (freeride) – стиль катания на велосипеде, для которого нет ограничений. Он представляет собой смешение различных направлений велоспорта. К фрирайдерам предъявляются жесткие требования, т.к. эта дисциплина очень сложна и травмоопасна. Байки для фрирайда имеют прочную раму и дисковые тормоза, а также отличаются меньшим весом, чем велосипеды для даунхилла, т.к. спортсмены поднимаются на своих байках в гору.

Параллельный слалом (DS, Dual slalom) – дисциплина в маунтинбайкинге, истоки которой лежат в лыжном спорте. Соревнования по параллельному слалому представляют собой одновременный спуск с горы двумя спортсменами по параллельным трассам, которые максимально похожи. Во время спуска участникам нужно преодолевать различные препятствия: трамплины, обрывы, повороты, выступы.

В соревнованиях по дуалу (Dual/DL) двое спортсменов едут по одной трассе (в отличие от параллельного слалома) и каждый пытается вырваться вперед, т.к. это положение наиболее выгодно. Допускается даже применение силы между соперниками. Постепенно эта дисциплина уступает место более современному виду гонок, а именно – байкер-кроссу.

Байкер-кросс (Bikercross, 4X, 4cross, mountain cross, BSX) – это одна из самых ярких и опасных дисциплин маунтин-байкинга. Согласно правилам гонок, одновременно стартуют четыре участника. На следующий этап проходят спортсмены, показавшие лучшее время, в финальном заезде встречаются сильнейшие гонщики, между которыми и распределяют призовые места. Трасса для байкер-кросса достаточно широкая и изобилует препятствиями, ее длина составляет примерно 250 метров. В разных странах эта дисциплина носит разные наименования: в России – байкер-кросс, в США – mountain cross, в Европе – 4X или 4cross.

BMX (велосипедный мотокросс или Bicycle Moto Extreme) – дисциплина велоспорта, которая отличается особой зрелищностью и экстримом. Спортсмены выполняют опасные трюки на BMX-велосипедах. Полагают, что американские подростки пытались подражать своим кумирам мотокросса, в результате чего и родилась эта дисциплина в 70-е гг. ХХ века.

Рейсинг (Racing) – с этого направления и начал свое развитие BMX. Это гонки на велосипедах по извилистой трассе, имеющей большое количество поворотов и трамплинов. Здесь не предполагается выполнение трюков. Количество участников гонки – до восьми человек.

Стрит (Street) – направление BMX, подразумевающее катание и выполнение трюков в условиях города. Стрит, как и фрирайд, не ограничивает спортсменов. Для трюков используются естественные препятствия: перила, крыши, остановки, скамейки, лестницы, заборы, бордюры и т.п. Это направление очень популярно среди российских спортсменов.

Дерт-джампинг (Dirt jumping) относят и к маунтинбайку и к BMX-ингу. Для этого направления подходят BMX-велосипеды или модифицированные горные байки. Участники соревнований выполняют прыжки через специальные земляные трамплины, делая при этом трюки в воздухе.

Флетленд (Flatland) – BMX-дисциплина, суть которой заключается в выполнении трюков на ровной поверхности: вращение на одном колесе, езда спиной вперед, езда без помощи ног и рук и многое другое. Во время выполнения трюков нельзя касаться земли частями тела. Получается своеобразный танец на байке. Это направление считается достаточно безопасным, многие BMX-ры начинают именно с флетленда.

Верт (Vertiсal – сокращённо Vert) – вид катания на велосипедах BMX, представляющий собой катание в рампе (специальное сооружение – half-pipe). Рампа похожа на разрезанную вдоль трубу. Спортсмены разгоняются, вылетают из рампы и проделывают трюки в воздухе (вращения, сальто назад), затем приземляются назад в рампу. Бывают мини-рампы, размером до 2-х метров и рампы (до 5 метров). С мини-рампы удобно начинать обучение верту новичкам.

Велосипедный спорт заслуженно считается одним из самых популярных и доступных. Например, среди американцев, которые за последнее поколение в корне пересмотрели свое отношение к пользе физической активности, езда на велосипеде оказалась на шестом месте среди 60 популярных видов оздоровительной деятельности. История велосипедного спорта восходит ко второй половине XIX века, а уже на возобновившихся Олимпийских играх нового времени велоспорт был представлен шоссейными гонками и гонками на треке. Сегодня существуют официальные правила более 20 видов велосипедных горок на треке, по шоссе и пересеченной местности, причем в каждом виде проводятся соревнования на разные дистанции. Таким образом, каждый любитель велосипеда сможет найти для себя вид гонок по душе, тем более что поклонники экстремальных видов велоспорта разработали такие дисциплины как горный велосипед, BMX и триал. .

Велоспорт не только вид спорта — это стиль жизни

Велосипедный спорт – cycling sport – уважаемый и популярный вид активности в Европе. С марта по октябрь здесь проходят более 50 соревнований на открытом воздухе. Некоторые из них, например, Вуэльта Испании или Тур де Франс, длятся три недели, за которые участники преодолевают 4-5 тыс. км.

История велоспорта

Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

С 1860-х гг. во Франции проходят первые локальные спартакиады среди любителей-велосипедистов.

К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

  • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
  • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

Виды велоспорта

Существует 4 больших направлений велосипедного спорта:

  • шоссейные велогонки;
  • трековые велогонки;
  • велосипедный мотокросс.
  • гонки на горных велосипедах.

Все они входят в программу Олимпийский игр.

Шоссейные велогонки

Велосипедный спорт в классическом виде – гонка на длинные расстояния на шоссейных велосипедах. Путь гонщика не обязательно лежит по асфальтированным дорогам: это может быть и брусчатка, и гравий, и дорога с выбоинами. Единственное условие – дорога должна иметь твердое покрытие и не проходить по пересеченной местности.

Шоссейный велоспорт предполагает следующие виды гонок:

  • однодневные – заезды на дистанцию 200-300 км;
  • многодневные – заезды могут длиться более недели;
  • критериум – групповая круговая гонка в черте города на 50-150 км;
  • гранд тур – 3 гонки, длящиеся 21 день (испанская Вуэльта, итальянская Джиро и французский Тур).

Шоссейный велоспорт – типично европейский весенне-летне-осенний вид спорта. Маршруты проходят, как правило, в пределах одного государства.

Наибольшее количество шоссейных гонок проходят в классических велогоночных странах:

По 1-3 соревнований за сезон устраиваются в Швейцарии, Нидерландах, Германии, Великобритании.

Кроме того, шоссейные велогонки организуются и не в совсем «велосипедных» странах, например:

  • в Норвегии (многодневные «Тур фьордов» в мае и «Арктическая гонка» в августе);
  • в Дании (4-дневный «Тур Дании» в августе);
  • в Польше (6-дневный «Тур Польши» в августе);
  • в Турции (недельный «Тур Турции» в апреле).

Несколько велогонок проходят в северной Америке:

  • в США недельные туры по Калифорнии в мае и Колорадо в августе;
  • В Канаде однодневные гран при в Квебеке и Монреале в сентябре.

Когда в Европе зима, шоссейный велоспорт перемещается на другие континенты и страны: в Австралию, в ОАЭ, Оман, Малайзию.

Трековые велогонки

Гонки по треку – стадионный вид велосипедного спорта. Он не столь масштабен как шоссейные гонки по Европе, то также имеет массу своих поклонников. Велогоночный трек всегда имеет твердое ровное покрытие и обязательный угол наклона: небольшой – на прямых участках и доходящий до 42° – на поворотном радиусе.

Трековых дисциплин – 16. Они имеют между собой небольшие различия в правилах. Бывают:

  • индивидуальные и в составе команды;
  • с общим или раздельным стартом;
  • спринтом или гонкой преследованием;
  • с оценкой на время или в баллах;
  • со стартом с места или с ходу;
  • на дистанции от 500 м (женский гит с места) до 50 км (заезд «мэдисон» в команде на очки).

В любом случае задача велогонщика на треке проехать дистанцию как можно быстрее, наиболее эффективно распределив свои силы.

Одним из необычных видов велотрековых гонок является японский кейрин, который стал дисциплиной Олимпийских игр в 2000 г. Он зародился как азартный вид спорта по типу скачек на лошадях.

Первые несколько кругов велосипедисты следует с ограниченной скоростью: впереди них едет мотоцикл, который они не должны обгонять. Зрители в это время могут оценить качество езды каждого, предположить исход гонки и сделать ставки. Мотоциклист-регулировщик постепенно увеличивает скорость езды и за 700 м до финиша сходит с трека, снимая скоростное ограничение. Оставшуюся дистанцию велогонщики преодолевают как полноценный спринт, разгоняясь до 70 км/ч. В это время на треке бьют в специальные железные гонки, подбадривая участников и публику.

Велосипедный мотокросс

Сокращенное название для этого направления велоспорта – BMX. Используются специальные велосипеды, маркируемые этим тремя буквами. У них широкие шины по типу маунтинбайка, меньший диаметр колеса, низкая посадка велосипедиста и высокое положение руля. Конструкция делает аппарат более устойчивым: она заточена под прохождение трасс с перепадами высот и выполнение трюков. BMX-гонки появились раньше, чем гонки на маунтинбайках.

Непосредственно BMX-кросс – это гонки на грунтовой, извилистой трассе с трамплинами, ямами, возвышениями и другими препятствиями. С 2008 г. спортсмены по велосипедному мотокроссу участвуют в Олимпийских играх. Современные юношеские спартакиады, как правило, включают экстремальные BMX-соревнования

Одним из популярных среди молодежи направлений катания на велосипедах BMX является стрит-рейсинг, в котором большое значение имеет трюковая составляющая. При катании велосипедисты активно используют городскую инфраструктуру – бордюры, лестницы, перила и прочее. Но это, скорее, любительский велоспорт.

Гонки на горных велосипедах

Гонки на мотобайках – зрелищный и экстремальный вид спорта. Появившись относительно недавно, он быстро обрел популярность, преимущественно в США, став альтернативой традиционным шоссейным велогонкам Европы. По гонкам на мотобайках проводятся чемпионаты мира и национальные соревнования, спортсмены участвуют в Олимпийских играх.

Сегодня гонки на горных велосипедах дифференцировались на несколько подвидов:

  • Кросс – наиболее популярен – заезд проводится по пересеченной местности, обычно кругами, на общей дистанции до 5 км.
  • Даунхилл – скоростной спуск по трассе с естественными препятствиями.
  • Марафон – заезд на дистанциях более 100 км, в котором могут принимать участие все желающие.

В разных странах перечисленные гонки практикуются в различных вариациях: параллельный слалом, байкер-кросс, дерт-джампинг, фрирайд. Они проходят как в виде индивидуальных соревнований, так и – гонки командой.

Лидеры велоспорта

Велосипедный спорт имеет своего традиционного лидера. Французы – это мастера спорта в велоспорте. За ними идут спортсмены из США, Великобритании, Италии, Бельгии.

По количеству полученных золотых медалей за все время проведения Олимпийских игр первое место занимают спортсмены из Франции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: