2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фрирайд на лыжах.Виды и техника катания.Снаряжение. Особенности

Содержание

Фрирайд на лыжах. Виды и техника катания. Снаряжение и особенности

Спуск на лыжах по заранее подготовленной горной трассе многим кажется слишком скучным. Другое дело — езда по диким склонам, вдали от горнолыжной индустрии. Вот выбор настоящих экстремалов. Фрирайд на лыжах — не отдельная школа катания, а объединение различных направлений и стилей, дающее ощущение неограниченной свободы.

Фрирайд на лыжах и его виды

Экстремалы утверждают, что только езда по снежной целине позволяет максимально раскрыть все возможности горных лыж. Однако дикие склоны — не для начинающих спортсменов. Не подойдут они и для семейных прогулок. Фрирайд на лыжах требует наличия прекрасной физической формы и отточенных навыков езды при любой погоде и на любой местности. Маршрут для спуска должен тщательно планироваться, иначе последствия могут быть весьма неприятными.

Выделяют 4 основных подвида фрирайда. Для каждого из них предусмотрены лыжи с определенными характеристиками, позволяющими сделать езду комфортной и безопасной:
  • Облегченный фрирайд или «фрирайд-лайт«. Для тех, кто уже освоил азы и пробует себя в новом качестве. Спортсмен поднимается на гору с помощью фуникулера и совершает спуск по рыхлому снегу.
  • Бэккантри. Такой фрирайд на лыжах требует хорошей выносливости, ведь восхождение на гору атлеты совершают пешком, при помощи специального оборудования. А уже потом осуществляют экстремальный спуск.

  • Хели-ски (хели-бординг). Представляет собой подъем на вершину склона на вертолете и последующий спуск. При кажущейся простоте считается одним из самых опасных, поскольку маршрут прокладывается по наиболее крутым склонам большой протяженности.
  • Сноукэтинг. Название происходит от термина «сноукэт» — специальный вездеход на гусеницах и с кабиной для перевозки пассажиров. Именно с помощью такого транспорта лыжников поднимают на гору. Использование сноукэтов позволяет райдерам покорять любые склоны — лесные, бугристые и т.п.
Фрирайд на лыжах подразделяется не только по видам, но и по стилям езды:
  • Карвинг — быстрый спуск, при котором вхождения в повороты производятся без снижения скорости. Аналогичным образом выполняются развороты на 180 градусов.
  • Фристайл — это не только езда по диким склонам, но и демонстрация разнообразных акробатических трюков, для чего райдеры используют элементы природной среды — скалы, бугры, бревна и пр.

Лыжи для фрирайда

Поскольку фрирайд на лыжах существенно отличается от езды по подготовленным горным дорогам. Соответственно, различны и требования к оборудованию, экипировке, уровню подготовленности спортсмена.

Основными факторами, влияющими на выбор лыжной пары, выступают:
  • Используемая техника езды.
  • Рельеф и крутизна склона, по которому планируется спускаться.
  • Глубина снега.
При этом любые лыжи для фрирайда имеют отличительные особенности конструкции:
  • Большая ширина. Обеспечивает устойчивость лыж, препятствует проваливанию в снег, улучшает управляемость.
  • Наличие рокеров — обратных прогибов, не позволяющих лыже застревать в снегу и повышающих маневренность. Может быть на носу, хвосте лыжи или обеих сторон.
Все многообразие лыж можно условно объединить в две большие группы:

  1. Направленные лыжи. Имеют конструкцию, обеспечивающую скольжение в продольном направлении. Подходят для езды на высоких скоростях, при этом остаются стабильными. На них удобно выполнять длинные повороты, в том числе карвинговые.
  2. Всенаправленные. Используются для неторопливого катания по не слишком крутым склонам. Обладают высокой маневренностью, поэтому на них легче преодолевать трассы со сложным рельефом и большим числом неровностей.
Как правильно выбрать лыжи для фрирайда

Выбрать идеальные лыжи совсем не просто даже для опытного райдера. О новичках и говорить нечего — глаза разбегаются, приходится учитывать множество параметров и четко понимать, для каких условий эксплуатации предназначены те или иные лыжи. Рассмотрим основные характеристики.

Радиус выреза

От этого параметра зависит радиус поворота. Чем он меньше, тем чаще и быстрее способны поворачивать лыжи. Большой радиус дает возможность выполнять плавные повороты. Большим считается радиус от 17 м. Данный параметр не следует игнорировать — он позволяет сделать езду более комфортной. Особенно касается это новичков.

Для спуска по лесистому склону оптимальным вариантом станут лыжи с радиусом менее 15 м. Для езды без препятствий подойдет инвентарь со значением показателя 20 м.

Жесткость

Значение данного показателя обычно указывается прямо на лыже. Но его можно определить и собственноручно — просто сжать лыжу. Мягкие лыжи легче в управлении, но применимы только на рыхлом и мягком покрытии. Если планируется фрирайд на лыжах по плотному, подтаявшему снегу, следует выбрать жесткость побольше.

Длина и ширина

Ширина лыж для фрирайда варьирует в промежутке 90 — 135 мм, и выбираемое значение определяется условиями езды. Если на слоне лежит глубокий, рыхлый снег, то понадобятся широкие лыжи. Если покрытие плотное и скольжение сильнее, нужно выбрать пару с меньшей шириной.

Оптимальная длина определяется ростом спортсмена и уровнем его подготовленности. Тем, кто только учится, рекомендуется приобретать лыжи на 10-15 см больше собственного роста, поскольку большая длина способствует большей устойчивости на скорости и помогает сохранять траекторию движения.

Соотношение длины и ширины зависит от техники езды, используемой райдером. Для маневрирования на маленькой скорости подойдут короткие и широкие лыжи. Но при скоростном спуске они потеряют свою маневренность — в этом случае необходима большая длина.

Какое еще снаряжение потребуется
Прежде всего, это рюкзак. Ведь именно в него можно положить все необходимые райдеру вещи:
  • Лавинное снаряжение. В горах лавины — явление частое, и этот инвентарь поможет не оказаться в критической ситуации.
  • Аптечка со средствами первой помощи: бинтами, пластырем, антисептиками и обезболивающими лекарствами. Ушиб, порез, растяжение связок — пожалуй, самое безобидное, что может случиться при спуске, и к этому следует быть готовым. Не говоря уже о ситуациях, когда придется перевязывать товарища и транспортировать его до медучреждения.
  • Горячее питье в термосе не немного еды, что позволит быстро восстановить силы и согреться.
  • Теплая куртка на флисе или пуху, а также сменные перчатки. Это поможет не переохладиться.
  • Вторая маска, рассчитанная на возможное изменение погодных условий или на тот случай, если первая выйдет из строя.
  • Веревка с карабинами. Пригодится при спуске снаряжения, транспортировки пострадавшего и в других, порой непредвиденных ситуациях.
  • Набор для ремонта инвентаря в полевых условиях (отвертка, нож, запасной крепеж и т.п.).
Немного о технике фрирайда

Часто можно услышать, что фрирайд на лыжах не имеет своей собственной техники — он заимствует ее из различных направлений горнолыжного спорта. Однако сама специфика движения фрирайдера обусловила формирование базы навыков, без освоения которых заниматься этим видом спорта невозможно.

  • Положение ног. Зависит от скорости движения и глубины снежного слоя. На небольшой скорости следует держать ноги вместе, чтобы вес равномерно распределялся на обе лыжи и ни одна из них не погружалась в снег. Чем выше скорость и плотнее покрытие, тем шире в стороны разводятся лыжи (выполняется так называемая разножка).
  • Положение корпуса (стойка). Равновесное при езде по прямой и меняется при вхождении в поворот: чем круче склон, тем сильнее придется податься вперед на повороте, а при выходе из него — слегка отклониться назад. На целине обязательно следует учитывать сопротивление снежной массы, иначе при переходе в переднюю стойку лыжи могут «зарыться».
  • Выполнение движений. Должно быть плавным, ведь любые резкие выпады чреваты тем, что лыжи утонут глубоко в снегу.
Важно учитывать следующие технические нюансы:
  • При выполнении спуска корпус спортсмена всегда должен смотреть вниз, при этом линия, соединяющая плечи, располагается практически перпендикулярно направлению движения.
  • Руки не следует прижимать к туловищу — их нужно согнуть в локтях под углом 90 градусов и расположить пониже уровня плеч. Кисти немного выдвинуть вперед, как у автомобилиста за рулем. Широко расположенные руки помогают удерживать равновесие, выполняя функцию балансира.
  • После отталкивания, руку с палкой не следует оставлять позади себя — это заставит отклониться назад, нарушив стойку. Происходит это так: палка позади корпуса вынудит опустить руку; за рукой потянется плечо; за ним отклонится туловище. А в таком положении не получится правильно войти в поворот.
  • Поворот нельзя заканчивать слишком круто — можно потерять скорость, а это затруднит выполнение следующего поворота из-за большого сопротивления снега. Скорость — главный союзник райдера, она позволяет скользить по снегу, а не разгребать его лыжами.

Чтобы обучиться технике, необходимо кататься. Систематических тренировок в реальных условиях не заменят никакие статьи и видео уроки. В нашей стране работает несколько школ фрирайда, где начинающих спортсменов обучает инструктор. Тем, кто уже освоил азы, подойдет катание с гидами. Его польза в том, что можно поучиться у профессионала выполнять повороты и спускаться по опасным склонам. Самостоятельный фрирайд на лыжах для начинающих попросту нереален — в сложных условиях каждое неправильно выполненное движение может стоить здоровья и даже жизни, и это необходимо понимать.

Фрирайд — что это, история, виды, техника катания, особенности лыжного снаряжения

Кататься в стиле фрирайд это мечта многих, кто любит кататься на лыжах в горах: большие виражи, пушистый снег, ощущение свободы, сделать первый поворот… Этот спорт выглядит как развлечение, но на самом деле очень техничный, и требует и соответственного снаряжения, и знания правил скольжения, и техники безопасности.

Что значит катание фрирайд?

Кататься фрирайд означает кататься вне трасс, не по проложенной лыжне, а следовательно по неисследованному спуску. Катание фрирайд стало настоящей спортивной дисциплиной в середине 90-х годов, особенно после выхода фильмов о катании по свежему снегу. Стиль фрирайд практикуется в горах: в лесу, между двух лыжней, под канатной дорогой, ведущей к началу трассы или даже еще дальше, где нет никого, по девственному снегу. Если цель фрирайд катание по свежему пушистому снегу, то такое его состояние бывает не всегда. Бывает, что снег покрыт хрустящей коркой и пушистый внутри, бывает, что снег становится твердым. Необходимо научиться распознавать состояние снега, чтобы выбрать время для идеального катания, которое бывает не всегда. Часто фрирайдеры катаются и по неподготовленному снегу. Зачем они это делают? Чтобы ощутить полную свободу. Фрирайдер всегда в поиске новых ощущений, в поиске мест, где можно оставить след своих лыж на нетронутом снегу. Это требует соответствующего лыжного снаряжения. Не знали? Фрирайд это не синоним только спуска. Это и передвижение на лыжах на большие расстояния, и подъем, чтобы достичь вершины, а для знатоков фрирайда и занятие горным альпинизмом.

Читать еще:  Лонгборд. Виды и конструкция. Стили катания и как выбрать

В последние годы все больше людей чувствуют сильную потребность в чем-то новом, свежем. Продвинутые лыжники и сноубордисты, которых можно узнать по удлиненным вязаным шерстяным шапкам и лыжным маскам, в которых они заходят даже в рестораны после катания, не хотят ждать очереди на подъемнике, которым не нравятся спуски с таким количеством народа, как в торговых центрах в субботу вечером. Для таких «фрирайд» и «фристайл» не мода, не стили катания, а стиль жизни, свободный от рамок, ограничений и схем.

Так какие существуют основные виды фрирайда?

Самый распространенный с подъемом на бугелях или по канатной дороге.

Все как обычно — на горнолыжном курорте лыжник или сноубордист выходит из своего отеля и направляется к подъемнику. Поднимается, а затем идет не к расчищенному спуску, как большинство, а в другую сторону, туда, где снег манит своей нетронутостью и своими секретами. По количеству проделанных спусков такой фрирайд не отличается от катания по трассам, но спуск можно выбирать, чуть круче, чуть положе, через лес.

Это самый безопасный вид фрирайда, потому что на многих курортах, особенно крупных, происходит постоянный мониторинг состояния снега на предмет опасности схода лавин. Да и на сигнал SOS ответят быстро, в случае чего. Все бы хорошо, но ведь душа всегда просит большего, и для совершенства нет предела. И вот, накатавшись под канатной дорогой, спортсмены решаются на более рискованные действия — решают уйти далеко от канатки.

Фрирайд backcountry (бэккантри) это когда собирается группа опытных лыжников или сноубордистов (а должна быть именно группа) и идут туда, где нет признаков цивилизации, чтобы накататься от души. Ищут пушистый снег и устраивают настоящий праздник «свободного катания». Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.

Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку. А после подъема долгожданный спуск, всегда разный, всегда новый, опасный и прекрасный одновременно.

  • А вот если манят спуститься с них неприступные вершины, забраться на которые можно порой со специальным альпинистским снаряжением, это уже горный альпинизм. Он подходит только для экспертов, хорошо знающих горы и опасности в горах. Подробнее можно прочитать здесь.
  • Но, как пел Высоцкий «выше гор могут быть только горы». Ведь есть такие горные вершины, куда пешком никак не дойдешь. Но настоящих «сумасшедших» ничем не остановишь! Ни риском, ни денежными тратами. Таким на помощь приходит техника. Чаще всего это сноукэтскиинг (по английски ратрак — snowcat) или фрирайд с ратраками. Большие и мощные ратраки доставляют и на большую высоту, и, главное, на недоступные склоны. Это уже более, чем серьезно — почти вертикальные склоны, следы диких животных, бесконечные спуски… Чтобы решиться на такое, нужно быть крутым профессионалом. Зато впечатления остаются на всю жизнь.
  • А если еще выше? Тогда это только хели-ски или заброс для фрирайда на вертолете. Это, несомненно, ультра плюс по сравнению со всем остальным во фрирайде. Предложения кампаний, занимающихся организацией таких путешествий, очень дорогие, но зато дают уникальные впечатления от подъема на недосягаемую высоту, и от качества снега, мелкого, как мука или пудра. Ведь вертолет с легкостью доставляет на лучшие спуски и с точки зрения ощущений, и с точки зрения безопасности. Это происходит как сцена из фильма — вертолет зависает над небольшой площадкой, куда нужно со всем снаряжением спуститься по веревочной лестнице. А затем начинается сам спуск с ощущением полета! Нужно ли говорить, что для такой авантюры нужно быть в отличной физической форме?
  • Пожалуй, самый молодой подвид фрирайда «сноумотобординг». По ощущениям его можно сравнить с водными лыжами — такие же широкие повороты, скорость, ветер в ушах. Только вместо катера снегоход или мотоцикл, а вместо воды снег. Тем, кто любит фрирайд, обязательно нужно попробовать этот вид спорта, чтобы почувствовать, как сильно натягивает трос сильная машина и какую высокую скорость можно развить.
  • Как подготовиться к катанию фрирайд?

    Основное правило — катание должно быть максимально безопасным. Только так можно получить истинное удовольствие. Правило в горах — никогда не быть одному. Организуйте группу от 2-х до 6-ти человек. Лучше, если в составе группы будет профессионал, который правильно определит и состояние снега, и даст советы по спуску вдали от проложенных трасс.

    Катайтесь в полном снаряжении

    Чтобы избежать любых неожиданностей, нужно иметь все снаряжение, необходимое для фрирайда: шлем, маску, набор для поиска возможной жертвы лавины, рюкзак с лопатой, поисковым зондом и аптечкой для первой помощи.

    Лыжи для фрирайда должны быть широкими и с загнутыми носами, чтобы лыжник не тонул вАкруг глубоком снегу. При выборе особенно важен вес лыжника — чем он больше, тем большей должна быть и ширина и вся площадь лыж. Существуют таблицы для подбора лыж для фрирайда, в них учитываются рост, вес и гендерные различия лыжников.

    Новичкам нужно запомнить простую вещь: прибавьте к вашему росту 10 см, длина таких лыж оптимальна. Что касается ширины, то разброс здесь очень большой. Если вы хотите кататься по нетронутой целине с глубиной снега от полуметра и выше, выбирайте максимально широкие лыжи 140 мм. Если же планируется кататься по уплотненному снегу, то ширина лыж может быть достаточной в 100 мм. Важна и скорость катания — чем она медленнее, тем лыжи шире, и наоборот.

    Узнавайте о погоде и состоянии снега

    При приготовлении к катанию фрирайд обязательно нужно выбрать оптимальный день, когда риск схода лавины минимальный, погода хорошая, ветер небольшой или его нет совсем. Если есть сомнения, катание вне трасс лучше отложить на другое время, даже если вам не терпится. Как же можно определить местную погоду? Лучше всего спрашивать у персонала, который подготавливает трассы, у администрации горнолыжного курорта. Обязательно нужно слушать и сводки погоды, просматривать информацию, насколько велика вероятность схода лавин в этот день. Эта информация есть и в интернете, и на питтограммах, которые вывешиваются вместо флажков.

    Выбирайте спуск, который соответствует вашему уровню катания и физической подготовке

    Не переусердствуйте. Начало катания в стиле фрирайд уже требует высокого уровня катания по трассам на горных лыжах. Начинайте внетрассовое катание в кампании с лыжником-профессионалом, который может дать и советы по технике, и помочь в случае необходимости.

    Какие преимущества есть у катания в стиле фрирайд?

    Катание вне трасс это спорт, где чувство свободы и волнение смешиваются и превращаются в развлекательный коктейль, который лыжники хотят пробовать вновь и вновь. Если рассматривать фрирайд с технической точки зрения, то он поможет значительно улучшить свой уровень катания, ведь спускаться придется на снегу разного состояния.

    С точки зрения физической формы, катаясь фрирайд, разрабатываются икроножные, бедренные и мышцы пресса. Передвигаясь на лыжах, поднимаясь вверх, вы почувствуете, как быстро согреваются мышцы всего тела.

    С точки зрения духа, катание фрирайд усиливает способность к концентрации внимания, пониманию состояния снега, анализу возможных ошибок. Так как катание вне трасс практикуется в группах, то это чудесные моменты совместного времяпровождения, разговоров, смеха и всего того, что оставит самые теплые воспоминания. Спорт в том числе и это!

    Снаряжение, необходимое для катания вне трасс

    Две вещи, абсолютно необходимые для этого стиля катания: иметь лыжи фрирайд и экипировку для безопасности.

    Лыжные ботинки должны быть удобными, ведь, как уже было сказано выше, фрирайд это не только спуски, но и подъемы, и передвижения на большие расстояния. Ногам должно быть комфортно, и в тоже время ботинки должны быть прочными, ведь нагрузка при катании очень высока.

    Лыжи для фрирайда должны быть широкие от 85 до 140 мм, чтобы гарантировать устойчивость к глубокому снегу. Некоторые лыжники выбирают лыжи с рокерами на носах или даже и в хвостовой части, так что спортсмен чувствует себя как серфингист при любом состоянии снега.

    Некоторые лыжи имеют вставки из меха морских котиков, на которых можно преодолевать расстояния в десятки километров по пересеченной местности.

    Лыжные палки должны быть телескопическими, т.е. их длина может варьироваться в зависимости, совершаете ли вы спуск или подъем. Важно, что кольцо внизу палок должно быть широким, чтобы не увязать в снегу.

    При катании фрирайд по неисследованному снегу абсолютно необходимо надевать шлем. Ведь под снегом могут быть и поваленные деревья, и камни, да и сам снег иногда бывает достаточно твердым.

    Лыжная маска это необходимый элемент экипировки при любом виде катания, и особенно при катании фрирайд — она не только защищает глаза от солнца, но и позволяет лучше «читать» все неровности и особенности снежной поверхности.

    ARTVA это приспособление, которое необходимо для поиска людей, попавших в лавину. При начале катания его нужно держать во включенном состоянии и в режиме поиска. ARTVA находит человека под снегом. Таким образом, это приспособление гарантирует безопасность и вам, и лыжникам вокруг вас. На горнолыжных курортах приспособления ARTVA можно взять в аренду, а инструкторы расскажут, как им пользоваться.

    Читать еще:  Инвентарь для флорбола. Виды и применение. Экипировка

    Снаряжение для безопасности: рюкзак, лопата и зонд. Это минимум, который должен быть с вами всегда. В рюкзаке должна быть вода, пара бутербродов, аптечка, возможно, перчатки на смену. Лопата и поисковый зонд спасут жизнь жертве лавины, это обязательно нужно учитывать при внетрассовом катании. Еще раз напомним о необходимости иметь на груди приспособления для безопасности, которые помогут найти вас в случае схода снежной лавины.

    При выборе лыжного костюма для катания в стиле фрирайд важно руководствоваться соображениями удобства — размер куртки и брюк должен быть достаточно просторным, чтобы обеспечить свободу движений. Одежда должна быть герметичной и непромокаемой, чтобы оставаться сухим после падения. А также с терморегулировкой, которая позволит не слишком потеть при физических нагрузках.

    RECCO это система спасения при сходах лавин, использующаяся во всем мире и помогающая быстро находить человека под снегом. Она не заменит ARTVA, но умножит шансы вовремя обнаружить жертву лавины.

    Горнолыжные виды катания — варианты и особенности

    Существует множество направлений катания на горных лыжах со своими особенностями.

    Всего выделим 10:

    1. Allround;
    2. Freeride;
    3. Ski cross;
    4. Carving (Фанкарвинг);
    5. New School Freestyle;
    6. Могул;
    7. Ski tour.

    Для каждого стиля нужны свои склоны, снаряжение придется подбирать с учетом погоды и положения на карте.

    Уровень райдера так же очень важен, если одни стили доступны практически с первых шагов на лыжах, то для освоения других придется усиленно тренироваться сезонами.

    Allround – переходы по маршрутам, часто в составе группы («Олраунд»)

    Allround или Recreation является наиболее распространенным, это даже не столько стиль, сколько способ активно провести отдых. Подразумевается туристическое катание без разделения по сложности техник.

    Чаще всего подразумеваются спуски с подготовленных склонов. В этом случае подбираются лыжники примерно одинакового уровня подготовки, начиная с нулевого.

    Низкий

    Средний

    Высокий

    Уровень сложности

    Стоимость снаряжения, руб

    Выбор моделей зависит скорее от условий конкретного туристического маршрута. Если опыт в катании уже есть, то подобрать оптимальный вариант ростовки и по показателям, не составит труда.

    Можно ориентироваться на вес, если лыжник легкий, то не нужны жесткие модели, можно взять более упрощенные версии для расслабленного катания.

    В данной категории есть отдельный набор женских пар. В них учтены следующие параметры:

    — вес лыжницы ниже.

    Варианты снаряжения

    У большинства производителей в ассортименте есть набор вариантов для данного стиля.

    Лучше всего в этом случае подойдут универсальные модели, так как один маршрут часто совмещает различные условия.

    Volkl Kanjo

    Характеристики:

    — радиус бокового выреза 17.6m (168);

    — ростовки 154, 161, 168, 175, 182.

    Универсальная модель с применением титанала в конструкции.

    Жесткая направленная лыжа, талия 84 мм, сердечник жесткий. Не так хорошо всплывает в пушистом глубоком снегу, но дает отличную амортизацию неровностей и стабильность.

    Цена — 40 000 рублей.

    Head Pro Mnt 74

    Характеристики:

    — радиус бокового выреза 16m (170);

    — ростовки 150, 155, 160, 165, 170, 175.

    Деревянный сердечник, конструкция сендвич, ширина носка 129 мм, форма направленная. Отличный вариант для новичков, прощает большую часть ошибок на склоне.

    Если регулярно кататься, то через сезон уже нужно будет брать снаряжение для продвинутых.

    Цена: 18 000 рублей.

    Места для катания

    Церматт

    Интересные маршруты есть в швейцарском Церматте неподалеку от живописной деревушке на высоте 1600 метров.

    Поблизости 38 вершин, многие из которых можно посетить в составе группы.

    Для райдеров разных уровней подготовлено более 360 км трасс.

    Гудаури в Грузии

    Это десятки туристических маршрутов, более 70 км подготовленных трасс.

    Снежный покров зимой достигает 3 метров. Большая часть спусков синие и красные.

    Freeride – катание по диким трассам («Фрирайд»)

    Фрирайд становится все популярнее, он подразумевает катание вне подготовленных трасс. Привлекает в этом случае зрелищность, возможность прокатиться по глубокому рыхлому снегу, дикая природа.

    Для этого направления нужно соответствующее снаряжение.

    Повысить интерес к стилю позволило появление услуги хели-ски, когда группа фрирайдеров доставляется вертолетом на нетронутый склон.

    Низкий

    Средний

    Высокий

    Уровень сложности

    Стоимость снаряжения, руб

    Подготовиться нужно серьезно, закупить не только качественную одежду и лыжи, но и средства экстренной помощи, дополнительное оборудование.

    Лыжи придется покупать качественные, для фрирайдеров они имеют специфическую форму и большую ширину. Необходимо приобрести комплект защиты, так как на диких склонах часто можно столкнуться с нежелательным препятствием и получить травму.

    Выделяют несколько ответвлений стиля:

    фрирайд, подразумевающий покорение широкого диапазона условий, начиная от свежевыпавшего на горы «пухляка» до обледенелых поверхностей;

    паудэр. Освоение склонов, покрытых рыхлым глубоким снегом.

    Когда спортсмена явно тянет в экстрим, начинаются прыжки с естественных трамплинов, карнизов, преодоление препятствий. Этот переход во фристайл называют «бэккантри».

    Варианты снаряжения

    Лыжи этого типа должны быть гибкими и широкими. За счет этого они эффективно обтекают неровности рельефа и позволяют всплывать даже в самом глубоком снегу.

    Head Great Joy

    Характеристики:

    — геометрия 141-98-124 (168);

    — радиус бокового выреза 14.3m (168);

    — ростовки 153, 158, 163, 168.

    Созданы на базе запатентованной технологии Libra , использован легчайший/прочнейший графен. Хорошо гасит вибрации, рокер повышает управляемость, контроль, подчеркивает универсальность пары.

    Скользяк создан особо прочным и устойчивым к износу, по технологии Highly transparent UHM Base.

    Цена: от 32 000.

    Völkl 100Eight W

    Характеристики:

    — радиус бокового выреза 14.6, 16.7, 19.7;

    — ростовки 157, 163, 173.

    Дорогие, но качественные лыжи. Универсалы с очень большим радиусом, жесткие в продольном направлении, сложные в освоении и управлении – уровень профи.

    На скорости очень стабильны, но в сложных условиях очень требовательны к направлению и углу всплытия.

    Цена: 40 000.

    Места для катания

    Шерегеш

    Настоящий фрирайд вас ждет в Шерегеше — горная гряда Мустаг. Здесь подойдет для заездов северный склон, склоны Комсомолки.

    Здесь большая толщина нетронутого снега, достаточно мягкий климат.

    Уклон варьируется в пределах 15-30 градусов.

    Хоккайдо

    В Японии, Фурано (Хоккайдо) – отличный курорт с доступом к диким склонам.

    Перепад высот меньше километра. Снег здесь мягкий и пушистый благодаря тому, что от морских ветров территория укрыта горным хребтом.

    Ski cross – спортивные соревнования («Ски кросс»)

    Эта дисциплина является спортивной, участвуют в заезде 4 райдеров, которые стартуют одновременно. На маршруте подготавливаются препятствия: виражи, трамплины.

    Снаряжение, подходящее в этом случае, можно использовать и для одиночных спусков в карвинговом стиле.

    rossfree

    rossfree

    В процессе проведения нашей фрирайд-школы мы постоянно получаем вопросы от участников. Часто вопросы возникают в процессе катания, когда обдумывать их нет времени. Поэтому решено написать ответы на наиболее частые и характерные из них в конце школы, когда вопросы накопились и появилось время на обдуманный ответ. Алекс будет отдуваться за сноубордическую часть, а я — за горнолыжную. Для удобства подачи информации я сгруппировал их по блокам.
    Важно: К сожалению, у меня нет волшебных пилюль. Но я постараюсь честно ответить на все вопросы. Я уверен, что задавать правильные вопросы – это искусство, потому что правильный вопрос содержит в себе половину ответа. Поэтому и вопрос, и ответ требует времени и внимания.

    1. Особенности в снаряжении и экипировке лыжника при катании вне трасс?

    Какие лыжи брать для фрирайда? (ширина min/max,ростовка(по сравнению с ростом райдера) min/maх,жесткость)
    Жесткость лыж для фрирайда, что от нее зависит, как выбрать ту, которая оптимальна именно для твоего стиля, уровня, рельефа катания?
    Какие лыжи лучше брать начинающим (без опыта) фрирайдерам?

    Выбор оптимальной лыжи для фрирайда занятие глубоко личное, почти интимное)) Оптимальность зависит от физических данных – роста, веса, силы и выносливости. Также это зависит от рельефа, по которому предстоит кататься, скорости и манеры катания. И главный критерий понимания этого – личный опыт.
    Поэтому можно порекомендовать начинать с моделей умеренной геометрии. Ростовкой на 5-10 см выше вашего роста и примерно 100-110 мм талией.
    В общем, можно сказать, что длинные и жесткие лыжи стабильнее держат заданную траекторию. Короткие – более верткие. Чем мягче лыжа, тем меньше нужно усилий (и скорости) для поворота на ней. При этом нет смысла гнуть их в магазине, единственный верный критерий – их работа на склоне.

    Нужно ли обязательно покупать специальные лыжи для фрирайда или можно начать на своих обычных, для «трасс»?

    Можно, по крайней мере, я именно так и начинал)) Кроме того, иногда у нас можно потестить верхние фрирайд-модели. Мы тестировали модели MOMENT, также была возможность попробоватьBlackDiamond. Надеюсь, что и в следующем сезоне продолжится тема тестирования широких лыж в нашей школе.

    Какие лыжи точно не брать в Кировск / для фрирайда?

    Беговые и спортцех))

    С каким рокером лучше брать лыжи?

    Не парьтесь, честно.

    Установка креплений: по каким меткам? стоит ли переставлять крепления?

    Я ставлю крепления по меткам производителя и не парюсь над“плюс-минус 5 мм”. Я считаю, что инженеры-конструкторы знают свое дело, по крайней мере в тех лыжах, которые я выбираю. Непреодолимое и обоснованное желание сдвинуть крепление от центральных меток может возникнуть только в процессе практического тестирования, а не в интернет-обсуждении.

    Отличается ли настройка креплений для фрирайда? Нужно ли ослаблять или закручивать «отстрел» пятки/носка? Всегда ли надо регулировать усилие срабатывания пятки и головки креплений на одинаковое значение или есть особенности снежного покрытия когда надо, например, увеличить усилие на пятке или на головке креп?

    Настройка срабатывания креплений зависит от веса лыжника и манеры катания. Какой-то особенной настройки креп под фрирайд нет. Ослаблять крепы по сравнению с обычным катанием нет смысла – рельеф вне трасс, как правило, сложнее, значит больше шансов потерять лыжу. Затягивать сверх меры также не стоит. Все-таки срабатывание креплений бережет вас от травм, нет смысла добровольно отказываться от этой защиты. На склоны, где отстегнутая лыжа неминуемо приведет к травме, мы вас не поведем. Не обязательно головка и задник креплений будут отрегулированы одинаково. Это зависит от особенностей катания. Например, пятка может быть затянута потуже для высоких прыжков. Но все-равно эти значения где-то рядом. Еще стоит проверять правильность подгонки креп по размеру ботинка, чтобы получился преднатяг при вщёлкивании.

    Какие ботинки подходят для фрирайда, а какие нет (жесткость, что-то еще?)

    Самое важное, чтобы ботинок был удобен, как и любая другая обувь. Жесткость не имеет принципиального отличия от ботинок для катания вдоль подъемника.

    Читать еще:  Футбольный мяч. Виды и устройство. Как выбрать и применение

    Ски-турные крепления: имеет ли смысл ставить для поездки в Кировск? / вообще для фрирайда?Существуют ли ски-турные адаптеры?

    Специально ставить ски-тур крепления для участия в наших программах не нужно. Веса они добавляют (я имею ввиду серьезные крепы, позволяющие как ходить, так и полноценно кататься), а доля ски-турного хождения в школе невелика. Другое дело, если вы планируете погулять по Хибинам. Я использую ски-турные адаптеры. Беру их не всегда, по необходимости. С ски-туром неминуемо возникнет и следующий вопрос – про камуса. Этим вопросом и мне предстоит более основательно заняться)

    Как выбрать для себя палки? Как установить правильную длину палок?

    Палки должны нравиться) Их выбор никак не отличается от выбора палок для трассового катания.Если по этому поводу возник вопрос, значит еще рано во фрирайд))) В наших программах удобно использовать телескопические палки. Причем выбирать их с запасом длины. Компактно убирать их на рюкзак не так актуально, как еретикам сноубордистам. Зато дополнительные сантиметры очень пригодятся при выталкивании по пологому после спуска.

    Обязательно ли брать рюкзак, к которому крепятся лыжи? Какое крепление удобнее?

    Да, обязательно. Причем функциональность рюкзака стоит проверить еще до поездки. Система крепления не принципиальна, тут кому как нравится. Мне удобнее, когда лыжи крепятся по диагонали.

    Какая защита точно нужна лыжнику? Какая желательна?

    Обязательно нужна каска. Все остальное – индивидуально. Правильно упакованный рюкзак защищает спину. Я часто катаюсь без защиты, но это не пример для подражания, честно. Это просто плохая привычка. На время серьезных спусков и соревнований я всегда в шлеме

    Отличается ли подготовка лыж для катания вне трасс от обычного сервиса? Нужно ли делать ски-сервис перед поездкой?

    Никаких особенных отличий в подготовке лыж любителей трассового или внетрассового катания я не вижу. Спортсмены борются за сотые секунды, а нам это не актуально, поэтому простой ски-сервис – заплавка дыр в скользяке и заточка кантов вполне достаточна. Кто-то наверняка начнет упираться по поводу углов заточки, но это не ко мне. Если вы много катаетесь вне трасс, то задача максимум – это вывести ровную и острую грань канта, выправить зарубки от камней… А 89 или 90 градусов – это актуально спортсменам и профессионалам интернет-райда))

    2. Особенности в технике катания вне трасс.

    Какие отличия в технике катания вне трасс относительно трассового катания?Какой стиль трассового катания применяется на целинном / мягком снегу / буграх / застругах? Если отличия в катании по трассам и вне трасс существуют, на что обратить внимание при подготовке к поездке во фрирайд-школу? Что стоит подтянуть в технике катания, чтобы чувствовать себя уверенно во фрирайд-школе с первого-второго дня? Какие мышцы в большей степени задействованы у лыжников во внетрассовом катании? Можно ли за 1-2 месяца «подтянуть» эти группы мышц? Как это сделать, как тренировать? Насколько владение техникой прыжков важно при внетрассовом катании? Как можно овладеть техникой дропов / трюков? Насколько это безопасно? Можно ли тренироваться не в больших горах? Как тормозить, чтобы на фрирайде при закантовке не зарываться носом в снег (на трассе такой проблемы нет)?На глубоком снегу как правильно поворачивать, чтобы не зарываться? Какова техника катания в кулуарах? Как достичь мастерства в лыжах? Как совершенствовать свои навыки и умения?

    Долго я парился над этим разделом, все лето)) И решил написать честно. Субъективно и, может быть, не всегда приятно, но полезно))

    Чаще всего фрирайдерам не хватает умения кататься. Того самого, которому учат в спортшколе. Или на курсах под руководством инструктора. Человеку, уверенно катающемуся на лыжах, не составляет особых сложностей кататься вне трасс. Проверено на практических примерах. Разрядник или КМС по горным лыжам в первый же день будет кататься вне трасс круче, чем ЛВК, прошедший какую-нибудь бэккантри-программу с лавинными курсами. Поэтому первый совет – учиться кататься. Реально учиться реально кататься))

    Следующее – я считаю, что катание во фрирайде должно быть адекватным. Адекватным способностям лыжника, рельефу и состоянию снега. Почему то широко распространено мнение, что во фрирайде главное — «мочить и спрямлять». Но в узких кулуарах, при плохой видимости или сложном рельефе удобно спускаться короткими поворотами, контролируя скорость и удерживая сцепление со склоном. А по разбитым весенним буграм в могульной технике. Другое дело, что половина «фрирайдеров» и пол склона не проедут такими «чих-пыхами», которыми дети в спортшколе на тренировке гоняют. А иногда нужно уметь именно «мочить» — уверенно проехать напрямую часть склона. Соответственно, «уметь кататься» для фрирайдера – это значит кататься разнообразно. Чем больше в техническом арсенале лыжника, тем адекватней, с большей безопасностью и удовольствием вы сможете кататься.

    Далее, каждый должен заниматься своим делом. Все возможно при должном желании) Хочется тренироваться в межсезонье – похвально и разумно! Задайте поиск в интернете, информации сейчас полно. Или сходите в горнолыжку, пообщайтесь с тренером, зайдите на тренировку в межсезонье. По прыжкам и трюкам – тот же принцип. Есть информация, видеоуроки, есть возможности тренироваться на батуте и на горке под руководством инструкторов, используйте эти возможности. А попытку лечить чакры и пукры по интернету я воспринимаю бессмысленной тратой времени, уж извините, это часть практическая.

    Рекомендую посмотреть фильм с Кириллом Анисимовым, есть в сети.
    Со своей стороны получая регулярные предложения покататься вместе и поработать над техникой, в этом сезоне предлагаю практические занятия — http://rossfree.livejournal.com/22600.html

    При дропах на рельефе имеет ли значение длина пятки лыжи? Дроп с приходом на длинную пятку проще выполнять, чем на короткую? Речь про приземление прямо, не в свитче.

    Мне лично проще, да.

    Лыжи с рокером тяжелее контролировать на жести и задутых склонах. При отсутствии второй более универсальной пары лыж как стабилизировать на таких склонах поведение лыж с рокером, за счет какой техники, может изменения стойки?

    Эти сложности связаны с недостаточной длиной канта, удерживающего лыжу на жестком склоне. Ну и с недостаточной жесткостью лыжи, все-таки лыжи с рокером сделаны не для такого снега. А значит, для контроля в таких условиях нужно прикладывать больше усилий. Выхода два:
    1. Использовать лыжи по назначению.
    2. Качать ноги.
    По сути, это как ответ на проблему «пилю дрова надфилем, так как пилы нет, что делать?» )))

    3. Вопросы общего характера:

    Какие правила необходимо соблюдать, катаясь в новом, незнакомом месте? Могу ли я кататься в незнакомых местах без гидов, если цены на их услуги для меня высоки?

    Вы можете кататься как вам хочется, лишь бы не мешать другим, на то и фрирайд)) Как и в остальной жизни, вы в праве делать собственный выбор, и вынуждены за него нести ответственность.
    Иногда действительно нет денег на гидов. Не буду разводить демагогию про то, что жизнь дороже. Несколько универсальных рекомендаций, которых я сам стараюсь придерживаться.

    1. Старайтесь получать информацию напрямую, без посредников и испорченного телефона. Интересуйтесь о степени лавинной опасности у лавинщиков, спасателей, гидов. Опираться на информацию соседа по очереди не стоит, даже если у него весь рюкзак в нашивках. Стоит принимать его мнение только если это достоверная информация, например, если он видел следы лавин на склоне.Информация в духе «катался, все нормально» или «я думаю…» — ни о чем не говорит. Не доверяйте чужим следам.

    2. Старайтесь собрать максимум информации о склоне. Некоторые склоны заканчиваются такими местами, из которых очень непросто выбраться. И речь не только о скальных сбросах, но и речке, преграждающей путь на трассу, пологом и протяженном выкате, заваленном снегом и т.п.

    3. Лавины не единственная и не самая частая опасность в горах. Продумайте, что вы будете делать, если один из участников группы потеряет лыжу или получит травму. Нужно иметь четкое представление о том, куда выходит склон, о возможностях оперативной связи с остальным миром.

    4. Старайтесь честно оценивать свои силы и силы участников. Брать неопытного друга в рискованное приключение только потому, что вы с ним еще с садика на соседних горшках сидели – не лучший мотив. Учитесь говорить «нет», иногда это лучший выход. Трезво мыслить в красивом месте в хорошей компании бывает трудно, но другого способа жить долго и счастливо нет.) Чем дальше находится от «цивилизации» место вашего приключения, тем больше нужен запас времени и других ресурсов.

    Каковы основные законы внетрассового катания? Есть ли какой-то неписанный кодекс правил, которого необходимо придерживаться?

    Я о таких не знаю в глобальных масштабах. Есть какие-то установки, возникшие в компаниях, на склоне… Например, не принято влезать без разрешения в группу. Когда спускается группа, соблюдая очередность, лучше подождать или выбрать себе другую траекторию спуска. Или, например, у нас на 25-м может быть введен добровольный мораторий на какие то места катания. Чтобы не подавать дурной пример) Но вообще – это все субъективно очень. И нет каких то пунктов по фрирайду, которые можно было бы почитать на стенде горнолыжного курорта. Я думаю, что нужно просто руководствоваться принципом – не усложнять жизнь и не портить настроение другим – фрирайдерам, спортсменам, туристам, канатчикам и т.д.

    Где и как я могу узнать больше о фрирайде?Какие фильмы хорошо передают смысл и атмосферу фрирайда?Какие книги, статьи, журналы помогают больше узнать о фрирайде и сформировать свою точку зрения на философию фрирайда?

    Это забавно) Есть много фильмов, ресурсов, посвященных фрирайду. Что-то мне нравится, с чем-то я не согласен. Но не в этом суть. Фрирайд для меня лично – это возможность познания и выражения. Себя и окружающего. Какой смысл формировать свое отношение к этому на основе догм и моды? Это возможность учиться, работать над собой, познавать. И у каждого из нас свой путь, даже если пути начинаются на одних и тех же вершинах. Пробуйте, познавайте сами, без посредников, это опыт чувства. Чтобы однажды точно понять «зачем». Я не могу дат ответ на этот вопрос, любой ответ терят свой смысл в данном случае. Фрирайд — это возможность ощущать жизнь здесь и сейчас. Возможность приостановить поток вопросов и почувствовать главные ответы на них.

    уфф, я одолел это, Алекс, теперь твоя очередь ))

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector