245 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипед Урал – история создания, достоинства, недостатки, где купить, другие советские велосипеды

Советский велосипед «Урал»

Велосипедисты времён СССР знают и хвалят советский велосипед «Урал». Какова его история и характеристики?

История создания велосипеда «Урал»

История данного велосипеда включает не один десяток лет. Его производство было начато в 1965 году Пермским заводом. Тогда не каждый житель этого города мог похвастаться приобретением автомобиля или мотоцикла. Но велосипед тогда мог себе позволить практически каждый, благодаря чему Пермский машиностроительный завод по продаже байков «Урал» и стал получать немалую прибыль.

Продукция Пермского машиностроительного завода пользовалась небывалым спросом, счёт по продажам велосипедов счёл буквально на сотни тысяч. Причём лучший работник завода получил один экземпляр совершенно бесплатно. Как сообщают бывшие сотрудники, производство только по началу было не столь развитым, но после в смену собиралось по несколько сотен колёс.

До сих пор многие экземпляры ремонтопригодные и даже тюнингуемые (все зависит от фантазии).

Описание велосипеда

Еще при конструировании этой советской легенды учитывалась анатомия человека, в результате чего спина велосипедиста принимала правильное положение.

Модели – высокие, предназначены исключительно для мужчин, но иногда им пользовались и женщины. Некоторые пользователи его называли долго служащим диплодоком за счёт того, что его рама выполнена из стальных тонкостенных электросварных труб и других надёжных элементов.

Он на протяжении десятилетий может эксплуатироваться в условиях бездорожья и с расположением на нём больших грузов. Советские люди на нём перевозили дрова.

Если рассматривать все конструкционные и технические характеристики, то велосипед «Урал» обладал:

  • стальной рамой высотой в 560мм, вилкой, рулём и колёсами;
  • невысоким рулём с литым выносом;
  • передними ручными клещевыми тормозами;
  • барабанным задним тормозом;
  • тормозной задней втулкой со свободным ходом;
  • седлом, выполненным из полужёсткого каркаса с мягким материалом;
  • расстоянием между втулками (центровым) – 1160мм;
  • задней звездой с 19 зубьями и передней с 48.

Велосипед «Урал» был дополнительно оборудован:

  • трубчатым багажником;
  • цепным щитком;
  • сумкой с насосом;
  • фарами и отражателями;
  • подножками;
  • в некоторых случаях – аптечками.

Достоинства

«Урал» называют нестареющей классикой, и сегодня он активно используется в качестве «дачного» велосипеда.

Какими положительными свойствами он обладает:

  • на нём с лёгкостью транспортируются крупные и тяжёлые предметы;
  • может эксплуатироваться в качестве дорожного и горного велосипеда;
  • есть защита цепи;
  • имеется багажник, аптечка;
  • нет необходимости в замене крыльев, поскольку их форма сконструирована таким образом, чтобы грязь от колеса не пачкала велосипедиста;
  • форма руля – оптимальна;
  • установлены качественные педали;
  • его седло – мягкое и удобное.

Недостатки

К явным недостаткам можно отнести то, что у данного велосипеда имеется всего 1 скорость. Для современных велосипедистов предпочтительнее иметь горный байк с несколькими скоростями.

К тому же, он очень тяжёлый. Его масса составляет 16,2кг ввиду того, что все основные детали (руль, рама, колёса и вилка) выполнены из стали.

Возможно, это компенсируется надёжностью, но не каждому удобно поднимать такую тяжесть по лестнице или на автомобильное велосипедное крепление (особенно на крышу).

Отзывы велосипедистов

На данный велосипед имеется множество развёрнутых отзывов, среди которых следует ознакомиться со следующими:

Я ездил на нём по грязи, ямам, транспортировал на нём тяжелые предметы. После приобрёл автомобиль, и байк использовал только в период ремонта машины. Я перевозил на нём канистры с водой, доски… После я перестал на нём ездить ввиду ненадобности, и в сарае, где хранился, он начал ржаветь. Недавно решил его восстановить: покрасил в чёрный цвет, купил две камеры и два диска. Правда, передний не подошел, и мне пришлось несколько расточить вилку, но факт в том, что после замены деталей этот велосипед меня вновь полностью устраивает.».

Я использовал его более 20 лет. Конечно, он тяжеловат и не имел переключения скоростей, но он был нетребовательным технически. За все время я только смазывал его и менял камеры и покрышки. Через 15 лет эксплуатации была проблема с тормозом, которая раз и навсегда (или, по крайней мере, до сегодняшнего дня) решена. У высокой рамы имелись крепления для насоса и сумка для ключей и набора для ремонта. Очень вынослив задний багажник. После «Урала» покупал другие велосипеды, но наиболее рад я именно его покупке.».

Где сейчас купить велосипед «Урал», и по какой цене

После определения того, насколько данный велосипед достоин внимания, люди задумываются, где сейчас его купить, и по какой цене.

Сегодня его продают на:

  • сайтах по продажам велосипедов (новых и б/у);
  • avito, olx и прочих досках объявлений;
  • в социальных сетях;
  • на рынках;
  • в магазинах по продажам новых велосипедов и б/у.

Другие марки известных советских велосипедов

«Школьник» — первый велосипед большинства советских детишек. Его выпуск, начиная с 1956 года, длился 40 лет, и был прекращён в 90-е. Основная аудитория – 10-13-летние дети. Большинство подростков относилось с вещами небрежно, но только не с велосипедом. На данном велосипеде чаще всего каталось по двое ребятишек.

К техническим характеристикам относились:

  • прямая рама открытого типа;
  • колёса в 20”;
  • ножной тормоз;
  • регулируемый руль;
  • щиток для цепи;
  • отличные крылья.

Второй распространённый советский велосипед – «Аист». Это уже полноценный взрослый байк с открытой рамой. Для большинства его обладателей была явным плюсом складная конструкция, с помощью которой велосипед можно было сложить и хранить в шкафу или другом месте.

Его освоить мог не только взрослый, но даже 10-летний ребёнок. Начато производство было в 1947 году, сегодня сохранилось только название марки, и то англоязычное («AIST»). Под ним выпускаются МТБ, дорожные, гоночные и детские велосипеды.

«Кама» считалась истинным бестселлером, стоящим в 80-е от 100р, и собирающим очереди желающих купить. У этого велосипеда был очень стильный профиль по сравнению с её аналогами, имела длинные втулки для сидушки и руля, отлично поддавалась тюнингу.

На «Москва-80» прокатиться посчастливилось немногим, его история показательна. На них ездили во время домашней олимпиады спортсмены из Камеруна. В свободную продажу данные велосипеды не поступали, под заказ было выпущено всего 52 модели.

«Турист» — дорогой шоссейный байк с четырьмя скоростями. Он был создан для велосипедных походов. При длительных поездках фактор наличия нескольких скоростей играл решающую задачу.

Его заводская комплектация включала насос, багажник и сумку с инструментами, крепящуюся под рамой. Некоторые модели выпускались с фарой и динамо-машиной. Благодаря форме спортивного руля спина не всегда находилась в одном и том же положении, и не уставала. К тому же байк был оснащён ручными тормозами.

В заключение стоит отметить, что любителей советских велосипедов осталось немало, и обуславливается это, в первую очередь, надёжностью материалов и добротной сборкой. Конечно, перед покупкой даже самой дешевой модели следует проверить все технические показатели велосипеда, поскольку производство «Урала» давно закончилось, и не все они байки обслуживались. Но если в велосипеде все неисправности устранены, то скорее всего, о его покупке стоит задуматься.

Все о велосипедах «Урал»

Одним из самых надёжных и лучших советских велосипедов вполне заслуженно считается «Урал». Отзывы владельцев этого транспортного средства свидетельствуют о высоком качестве изделия, о прекрасных конструктивных и технических характеристиках его различных модификаций.

История

Велосипед «Урал» начали производить на Пермском машиностроительном заводе в 1965 году. Это же предприятие выпускало женский складной велосипед «Кама». Он легче и комфортнее мужского устройства. Дамским средством передвижения нередко пользовались начинающие велосипедисты. Эмблема предприятия прикреплялась к передней трубке рамы между рулём и колесом.

Надёжный и неприхотливый транспорт сразу же приобрёл популярность и стал пользоваться большим спросом. Его отличала универсальность. Велосипед «Урал» пригоден для городской и сельской местности. Им пользовались для выезда на короткие и очень большие расстояния.

Читать еще:  Характеристики велосипеда Стелс 700, цена отзывы

Он мог служить в качестве дорожного, горного, спортивного средства передвижения. Для перевозки малышей к раме прикреплялось детское седло.

Машиностроительный завод просуществовал до 2006 года. Его преемница компания ООО «Урал-Трейд» тесно сотрудничает с производителями велосипедов Тайваня, Китая, Индии. Современная корпорация выпускает велосипеды и запасные детали к нему.

На новый «Урал» нет такого огромного спроса, какой в своё время был на советский велосипед. Старые модели очень просто устроены. На их ремонт требовалось мало времени, а любую деталь можно было легко заменить. При необходимости была возможность корректировать длину цепи.

Технические характеристики

Большинство советских моделей имеют схожие технические характеристики. Диаметр колеса в дюймах составляет 28 единиц. Для деревенских нужд создана модификация с двумя багажниками – в передней и задней части транспортного средства. Женские конструкции отличаются от мужских моделей формой рамы, которая располагается под углом 45 градусов. Большинству конструкций свойственны двойные тормоза. Передний ручник обычно имеет клещевую систему. Одновременно можно использовать ножной тормоз сзади. Он относится к барабанному типу.

Почти все советские изделия пермского завода предусматривают:

  • втулку ножного тормоза со свободным ходом;
  • переднюю звёздочку, имеющую 48 зубцов, и заднюю с 19 зубьями;
  • литой рулевой вынос;
  • мягкое седло на жёстком каркасе.

Нередко стандартную комплектацию оснащали добавочными элементами: светоотражателями, подножками, цепными щитками, мешочками с насосами, аптечками, дополнительными багажниками.

Обзор некоторых параметров взрослых велосипедов

Дорожное средство передвижения «Урал» 111-621 с закрытой рамой, не очень высоким рулём, паяной вилкой имеет размер колеса 40х622 мм. Оно дополнено отражателями терракотовой окраски на спицах, электрическим генератором, фонарём, сумочкой с комплектом инструментов, трубчатым багажником, насосом и подножкой.

Модель В-124 «Урал», 1965 года выпуска, имеет трубчатую паяную раму, литые педали с отражателями рубинового цвета, руль поворотный с наличием выноса, позволяющего обеспечить велосипедисту наиболее удобную посадку. Мужской дорожный велосипед весит 16,5 кг.

Модификация «Урал» В-142 имеет поворотный руль с глубоким изгибом, трубчатый багажник с прижимом. Стандартные колёса предусматривают величину 40х622 мм.

Ещё одна советская конструкция транспортного средства получила название В-110 «Кама Прогресс». Её вес составлял 17 кг, грузоподъёмность – 15 кг.

Самой удачной складной модификацией для взрослых была «Кама» 113-613. Главным её отличием от предыдущей подобной модели был ручной тормоз и рисунок передней звездочки. Новшеством являлось литое и петлевое складывание рамы. Вес изделия без добавочных устройств составлял 14,6 кг, величина колёс – 406х40 мм. Устройство предусматривало 15 звеньев ведомой звезды, ведущей – 48.

Современные российские модели, изготовленные в Перми, имеют стальную раму, двойные алюминиевые обода, переключатели от 1 до 5 скоростей. Все основные характеристики совпадают, за исключением дамского изделия, предусматривающего раму другой конструкции.

Пермский завод выпускает с закрытой паяной рамой средства передвижения 111-631 «Урал» и 111-641 «Урал». Величина их колёс составляет 622х37 мм. Первая модель весит 14,7 кг, предусматривает 1 скорость. Вторая модификация имеет 5 скоростей, масса изделия без добавочных элементов составляет 14,6 кг.

Универсальный российский байк 113-661 «Кама» весит 13,8 кг, имеет складную раму с поворотной серьгой. Современный руль со специальными зажимами способствует возможности наиболее удобной посадки велосипедиста. Размер колёс составляет 406х40 мм.

Последние модификации 114-621 «Кама» и 114-622 «Кама» имеют полуоткрытую цельную сварную раму. Размер колёс составляет 406х40 мм. Велосипед весит 14 кг. Первая модель имеет 5 скоростей и надёжную тормозную систему. Вторая модель предусматривает 2 ручных тормоза, 1 скорость. Изделия одинаково подходят для взрослых и детей.

Достоинства

Советские модели имеют много плюсов:

  • регулировка высоты руля и сиденья позволяет пользоваться одним транспортным средством людям разного роста;
  • долговечность устройства достигается за счёт материала, из которого оно изготовлено;
  • удобное мягкое сиденье натянуто на жёсткий каркас;
  • педали изготовлены очень качественно;
  • изделие предусматривает задний нижний тормоз, одну звёздочку;
  • имеется защита цепи;
  • возможность транспортировки крупных и тяжёлых предметов;
  • крылья способны защитить велосипедиста от летящей из-под колёс грязи.

К несомненным достоинствам современных модификаций относится:

  • великолепный дизайн;
  • долговечность рамы;
  • практичность устройства;
  • широкий модельный ряд складных велосипедов.

Недостатки

В отличие от современных легковесных велосипедов вес старых взрослых аналогов составляет 16-17 кг. Тяжеловесности способствуют изготовленные из стали рамы и другие детали транспорта: руль, вилка и каркас колёс. Велосипед «Урал» имеет всего лишь одну скорость. Современные велосипедисты предпочитают средство передвижения с несколькими скоростями. Устаревший дизайн тоже считается недостатком советской модели.

К минусам современных конструкций относят сборку низкого качества, отсутствие фирменных дополнительных аксессуаров, очень ограниченный выбор горных, классических городских и женских моделей.

Отзывы

Обладатели транспортного средства «Урал» любят его за простоту устройства, достаточную грузоподъёмность, высокое качество, прочность и длительность срока службы. Многие заядлые велосипедисты свидетельствуют о том, что до сих пор пользуются транспортом, произведённым в 70-80 годах ХХ столетия. Некоторые потребители за продолжительный период эксплуатации меняли только камеру и покрышки да систематически производили смазку.

Это средство передвижения предпочитают и дачники. Ему не страшны ямы, канавы, овраги, сильная грязь. Большинство отмечает отличный проезд велосипеда с тяжёлой кладью по бездорожью. Владельцы совершенствуют транспорт, например, устанавливают фару на заднее колесо и даже прицепляют к раме мотор. Рыболовы утверждают, что на задний багажник легко вмещается ведро с уловом, а удочки и сачок прекрасно прикрепляются к раме.

Некоторые велосипедисты восстанавливают и модернизируют старые велосипеды: укорачивают длину цепи, заменяют кареточные узлы на современную квадратную каретку, красят и покрывают лаком раму, при необходимости добавляют новые детали.

Обзор велосипеда “Урал” смотрите далее.

Велосипеды Урал

Велосипед Урал – один из образов СССР. На нем катались практически все дети того времени. Возможно, даже сейчас у кого-то в гараже или в деревни завалялся этот советский велосипед.

Что касается истории этого бренда, то велики Урал изготавливаются с 1965 г. Тогда Пермский завод запустил производство надежных и неприхотливых великов, которые были бы полезны не только для обычных прогулок, но и для передвижения на большие расстояния. Они практически сразу начали пользоваться популярностью. Его устройство было простое, а ремонт не занимал много времени.

Велосипед Урал был больше ориентирован на взрослое мужское население страны, но пермский завод не забывал и про другую часть населения. Кама – еще одна продукция данного предприятия. Это дамский велик, который был легче и удобнее, чем Урал. На Каме катались и подростки, которые еще не могли совладать с Уралом.

Сегодня изготовлением великов занимается компания ООО «Урал-Трейд», которая сотрудничает с производителями велосипедов в Индии, КНР и Тайване. Данная компания сейчас поставляет на рынок не только готовые велики, но и запчасти, и другие компоненты для велосипедов.

Характеристики

Еще перед началом производства был произведен расчет подходящей геометрии с учетом анатомических особенностей человека. Все велики Урал были большими с высотой рамы в 56 см. Диаметр колеса составлял 28 дюймов, что позволяло эксплуатировать велик в условиях ровных дорог и бездорожья. Хотя покрышки подходили больше для езды по ровным дорогам. Некоторые все же находили решение проблемы и устанавливали на заднее колесо самопальные более широкие покрышки и камеры.

На нем была установлена задняя тормозная втулка, но некоторые любители устанавливали на велики позднее и ободные тормоза.

Если говорить про комплектацию, то практически всегда она была стандартная. Но все же иногда она расширялась, и на велосипед устанавливались светоотражатели, подножки, усиленные багажники и даже аптечки.

За что полюбили

В первую очередь продукция пермского завода была удобной и неприхотливой. Каретка и втулки, самые часто ломающиеся составляющие любого велосипеда, легко ремонтировались и заменялись. Это очень ценили жители Советского Союза. Урал мог использоваться для перевозки тяжелых грузов и покатушек в соседнюю деревню. Следует отметить, что именно в сельской местности Уралы пользовались особым спросом. Размер самого велика подходил практически всем мужчинам и даже некоторым женщинам.

Читать еще:  Велосипеды Лорак (Lorak) - типы, преимущества и недостатки, модельный ряд, цены, отзывы

К сожалению, в противовес надежности шел очень большой вес велосипеда в 16 килограммов. Дело в том, что рама и прочие составляющие велика изготавливались из стали. Современный скоростной аналог может весить всего 6-7 килограммов.

Урвать новый Урал в 70-е годы считалось очень престижно. Их могли выдавать в качестве поощрения на заводах.

Уралы в руках энтузиастов сегодня

Велосипеды Урал в том виде, в котором они были почти 50 лет назад, сегодня уже не производятся. Тем не менее не все они уже сгнили или валяются на чердаке в виде хлама. Сегодня достаточно популярен тюнинг велосипеда Урал. Некоторые умудряются изменять его внешний вид до неузнаваемости, а кто-то просто восстанавливает его каноничный облик. Модернизация велика охватывает все его составляющие. Самые талантливые оборудовали их еще и мотором от мопедов и даже бензопил.

Кто-то устанавливает аналоги деталей, а кто-то усердно и кропотливо восстанавливает старые. Новые же детали для Уралов сегодня найти очень тяжело. Купить их можно в основном только с рук.

Продукция ООО УРАЛ-ТРЕЙД сегодня

На официальном сайте производителя можно найти всего 4 модели велосипеда Урал: 2 женские и 2 мужские. У них полностью идентичные характеристики за исключением одного: женский велик имеет соответствующую геометрию. Все они производятся на 28-х колесах, с корзинами на руле, а скоростные оборудованы 6-тью передачами с переключателем от Shimano.

Помимо Уралов, на заводе в Перми изготавливаются и компоненты для велосипедов других отечественных брендов, например, Stinger.

Велосипеды Урал по-настоящему легендарный велосипед в истории России и СССР. Один из немногих, который получил такую популярность среди всех жителей страны. В свое время он был чуть ли не универсальным средством передвижения: это и дорожный, и горный, и даже спортивный велосипед. Все зависело от того, в чьи руки он попадал.

Особое внимание заслуживает переделка этих байков. В умелых руках веломастеров он превращался в настоящее произведение искусства. Сейчас под брендом Урал выпускает всего 4 велосипеда, которые не пользуются и вряд ли начнут пользоваться такой популярностью, как более старинная модель.

Велосипедные истории: от “Минска” до “Урала”

Велосипед “Чемпион-Шоссе”. Фото: veloretro.ru

В ночь на субботу, 2 июля, все желающие смогут принять участие в ночном велопараде. В предыдущем материале колумнист Алексей Байков рассказывал про детские велосипеды. На этот раз речь пойдет о двухколесном транспорте для взрослых. Подробнее – в материале m24.ru.

Дорожные велосипеды – в СССР их еще называли взрослыми, – пожалуй, самый почтенный класс двухколесного педального транспорта. Их внешний вид и функционал остаются неизменными чуть ли не с начала XX века, да и что там менять?

Советская промышленность выпускала множество моделей дорожных велосипедов, но различий между ними практически не наблюдалось. У всех были 28-дюймовые колеса, 48-зубцовая передняя звезда и 18 или 19-зубцовая задняя, барабанный (в народе – ножной) тормоз и одна скорость. Фактически дорожные велики от разных заводов отличались разве что формой руля и всевозможными мелкими “свистелками” вроде покраски, багажника, способа крепления к раме насоса и тому подобного. Женские велосипеды от разных заводов еще можно было опознать по форме рамы – где-то ее делали прихотливо изогнутой, как на современных московских прокатных или на китайских женских “Стелзах”, а где-то – прямой под углом в 45 градусов.

Зато многое менялось вместе с поколениями. Точнее говоря, развитие советской велопромышленности шло по пути постепенного упрощения и удешевления конструкций. Скажем если на велосипедах 1950–1960 годов практически всегда стояли фигурные щитки для цепи (причем у разных заводов они были разной формы), то к 1980-м они либо вовсе исчезли, либо сменились одинаковой загогулиной, идущей по всей длине почти до задней звездочки. Или вот такая мелкая деталь как задний катафот, который привинчивали на крыло еще на заводе. У одних он был в форме котелка, у других – овальным, похожим на фары старинных автомобилей. А в 1970-х задние крылья повсюду стали комплектоваться одинаковой планкой, на которую можно было поставить стандартный плоский светоотражатель.

Велоспед “Украина”. Фото: veloretro.ru

Тисненые кожаные седла с хромированными пружинами сменили безликие “подушки” из шкуры невинноубиенного зверя дерматина. Заводская покраска, которая у многих старых моделей радовала глаз сложной колеровкой, декорированной кое-где золотом или серебром, впоследствии свелась к простой двухцветной схеме по принципу без излишеств. Практически отовсюду исчезли почтенные металлические передние фары, а вместо них принялись лепить легко бьющиеся пластмассовые. Из пластмассы стали делать и рабочее колесико питавшей их “динамки”, от контакта с металлическим ободом такое стиралось гораздо быстрее.

Просело и качество изготовления механики – случалось так, что гордый собою наездник “Украины” или “Минска”, почувствовав люфты и заслышав характерный скрежет задней втулки, разбирал ее и находил в подшипнике порошок вместо шариков. Многие элементы внешней обвески при установке стали требовать существенной доработки напильником.

Пожалуй, единственное что изменилось к лучшему – это педали. На старые дорожные велосипеды повсеместно ставилась одна и та же модель из двух резиновых брусков, зажатых между стальными планками. Крепилось все это двумя гайками, которые от вибрации регулярно развинчивались и терялись прямо на дороге. На поздних моделях появился уже более современный вариант педалей: цельносварные, обшитые резиной и со светоотражателями на внешних панелях. У них была другая беда – в подшипник регулярно попадала грязь, и тогда втулку заклинивало намертво. Особенно весело стало под завязку 1980-х, когда закрывающий всю систему колпачок на многих заводах стали делать не металлическим, а пластмассовым и не на резьбе, а вставным. Надо ли говорить, что эта дурацкая деталька отваливалась и терялась одной из первых?

Велосипед “Урал”. Фото: veloretro.ru

“Урал” от Пермского машзавода – вот подлинная классика советского велостроя. Среди мальчишек ходили легенды о том, что его первая модель была точной копией то ли советского военного велосипеда, на котором отцы и деды били гитлеровских захватчиков, то ли немецкого трофейного. В любом случае сам факт того, что велосипед носил одно имя с армейским грузовиком и мотоциклом, вселял уверенность и давал едущему на нем какое-то смутное ощущение мощи и несокрушимости. И действительно – верный “Урал” мог выдержать если не все, то многое. На нем прыгали с горки в речку, проламывались через лес по самым диким кочкам и с гиканьем прорубались сквозь заросли крапивы в человеческий рост. “Урал” терпел, скрипел всеми частями, и ехал дальше.

И уж конечно именно “Урал” стал подлинным железным конем советского колхозника, явившимся на смену крестьянской лошадке. Специально для деревенских нужд выпускалась даже модель с двумя багажниками: один сзади, другой – спереди. Надо заметить, что с газификацией малых населенных пунктов и в наши-то времена дела обстоят не лучшим образом, а уж тогда даже в 50-километровой зоне от Москвы газ подводили далеко не к каждой номенклатурной даче. Зато по утрам у станции останавливался грузовик, доверху груженый баллонами с пропаном. Надо было привести свой пустой, заплатить необременительную сумму денег и получить такой же, но полный.

Средний баллон в заполненном состоянии весил 4 килограмма, а большой – все 16, и таскать их вручную дураков не было. Вот тут “Урал” и приходил на помощь: большой баллон клали поперек багажника, нарушая все мыслимые правила о габаритах, а малый ставили стоймя и для вящей прочности крепили к седельному штырю веревкой или багажной резинкой с двумя крюками.

Читать еще:  Технические характеристики и цена велосипеда Gt Аvalanche Sport

Типичная картинка из тех времен под названием “местный едет со станции” выглядела примерно так: на заднем багажнике – газовый баллон, на переднем – сумка с покупками, а где-то посредине свесил ноги сынишка на прикрепленном к раме детском седле. Рыбацкий вариант: на заднем багажнике – цинковое ведро с уловом, рамы не видно из под привязанных к ней бамбуковых колен от трех-четырех удочек и сачка, на переднем багажнике – все тот же сынишка или разнообразные походные принадлежности. Или два мешка уворованного с колхозного пастбища для личных грядок навоза: один на багажнике, а второй – под рамой. Все это “Урал” возил годами и десятилетиями, проходя через бесчисленное количество ремонтов и оставаясь в строю.

Сразу за “Уралом” по шкале популярности шел древний “Прогресс”. В разное время его кто только не выпускал: первые модели имели шильдики Харьковского велозавода, затем свои “Прогрессы” стал делать ГАЗ, а в 1952 году появилась версия от московского ЗИЛа. Затем они точно также повсеместно сошли с конвейеров, и закончилась эта история на все том же Пермском машзаводе, где последняя модель получила новое имя “Кама-Прогресс”.

Велоспед “Прогресс”. Фото: veloretro.ru

Третьей по распространенности на территории 1/6 суши была харьковская “Украина”, чуть ли не единственная марка велосипедов, сохранившаяся еще с довоенных времен.

Велоспед “Украина”. Фото: veloretro.ru

И уж совсем редко попадался “Минск” от ММВЗ, в особенности его самые красивые экспортные версии.

Велоспед “Минск”. Фото: velomasterclass.ru

Весьма интересен выпускавшийся тем же заводом в 1950-х велосипед В-128 “Дружба” с повышенной грузоподъемностью за счет сдвоенной верхней трубы рамы.

Велосипед “Дружба”. Фото: velomasterclass.ru

Известный, прежде всего благодаря “Орленку” и “Ласточке” Шауляйский завод, для взрослых делал велосипеды под маркой “Рига”.

Велосипед “Рига”. Фото: veloretro.ru

Женские версии “Риги”, ставшие дальнейшим развитием модели В-22 Львовского и Харьковского велозаводов, считались верхом стиля и изящества.

Напоследок стоит заметить, что та самая унификация, о которой говорилось вначале, очень помогала тогда, но играет злую шутку с любителями благородного ретро сегодня. Дело в том, что велосипеды в СССР почти всегда либо были в дефиците, либо стоили дорого. Рынка запчастей тоже не существовало, нужные детали приходилось доставать по принципу что выбросили или покупать с рук.

Многие велосипеды, отвозившие в своем седле уже пару поколения и окончательно поломавшиеся, еще много лет спустя служили донорами деталей для педальных коней молодежи. И сегодня извлеченный из сарая старый отцовский велик с высокой степенью вероятности будет состоять из рамы “Украины”, передней вилки от ЗИЛовского “Прогресса”, колес тоже от “Прогресса”, но уже харьковского, крыльев и багажника от “Урала” поздних серий. Руль у него вообще может оказаться “баранкой” от “Туриста”, поставленной просто так, понта ради. При некоторой удаче вам может даже попасться задняя звездочка, снятая с трофейного “немца” или колесо от американского ленд-лизовского BSA. А то найдется и неведомо как прилепленная к раме “Урала” вилка от ранней версии мопеда “Карпаты”. Чего только не встретишь в деревенском гараже…

Самые желанные и недоступные – спортивные

Спортивными в народе назывались все – шоссейные, трековые, туристические и гоночные велосипеды, имевшие выгнутый вперед руль или систему переключения скоростей. Для большинства граждан такой велик был недостижимой хрустальный мечтой, поскольку стоил он гораздо больше, чем средняя советская зарплата, а в магазинах встречался крайне редко. К тому же на спортивный еще надо было переучиваться, ведь на большинстве дорожных и детских велосипедов главным тормозом был барабанный задний, включавшийся поворотом педалей, а передний ручной был в лучшем случае вспомогательным, а чаще всего воспринимался как дополнительное украшение. По этой же причине спортивный почти невозможно было выпросить покататься – в большинстве случаев попытка проехаться на нем без подготовки заканчивалась падением метров так через 100. Еще одной проблемой были довольно тонкие обода колес, не предназначенные для езды по бездорожью. Зато весили они в почти в два раза меньше чем стандартные дорожные велосипеды.

Но те, кому в свое время свезло накопить на “спортсмена” или купить его подешевле с рук, свои велики любили и тряслись над ними как над сокровищами Агры. Тем более что достать запчасти для их ремонта было еще сложнее, чем для дорожного или подросткового велосипеда.

Большинство марок спортивных велосипедов выпускалось на ХВЗ и самым распространенным из них был конечно же “Турист”. Качество изготовления у него было так себе – верхняя труба рамы от сильного удара по ней попросту гнулась. Зато этот велосипед, чуть ли не единственным из всех советских спортивных ближе к концу 1980-х получил женскую версию с рулем от дорожной “Украины” и передним багажником. Существовала и его улучшенная модификация “Старт-Шоссе” с восемью скоростями.

Велосипед “Турист”. Фото: velomasterclass.ru

“Спутник” выпускался в 1960–1970 годах и предназначался как для прогулочного катания, так и для тренировки спортсменов. Имел довольно облегченные обода из дюралевого проката, тормоза с симметричной тягой и улучшенные переключатели скоростей.

Велосипед “Спутник”. Фото: veloretro.ru

Кстати, на большинстве советских спортивных велосипедов, включая выпускавшийся по спецзаказу “Чемпион-Шоссе” с итальянским оборудованием Campagnolo, манетки переключения скоростей ставились исключительно на нижнюю трубу рамы. А у моделей шедших на экспорт они выносились на руль, как скажем у версии “Спорта” В-542-01 или у Velosuper-Sport.

“Тахион” – вот легенда из легенд, прекрасная и недоступная. Созданный по проекту мастера спорта Реджинальда Воронцова, он наполовину состоял из импортных деталей, весил всего 9,5 килограмма и разгонялся словно пуля. Можно было лишь с завистью посмотреть ему в след – легенда стоила 6,5 тысячи рублей, как новые “Жигули-копейка”. Всего было выпущено около 400 штук в 17 модификациях.

Велосипед “Тахион”. Фото: veloretro.ru

Кстати, если вам вдруг ударит в голову идея приобрести нечто похожее на “Тахион”, рекомендуется проверить все по полной программе. В одной из своих статей Воронцов упоминал о том, что когда на ХВЗ началась сборка первых экземпляров, он поймал нескольких работников за наклеиванием декалей от “Тахиона” на другие велосипеды. Изготовлением этого своеобразного контрафакта они занимались по прямому указанию директора завода. Тогда Воронцову удалось отобрать декали и запереть их в сейф, но кто знает, что там было дальше и сколько крашеных под “Тахионы” “Стартов” или “Чемпионов” хранится в гаражах или колесит по дорогам бывшего СССР?

“Москва-80” был выпущен специально для нашей сборной к Олимпиаде. Правда команда от него почему-то отказалась в пользу импортного Colnago. После того, как ласковый Миша улетел в небеса на своих воздушных шариках, велосипед стали собирать по спецзаказу для республиканских сборных.

Велосипед “Москва-80”. Фото: velomasterclass.ru

Считался лучшим спортивным велосипедом в СССР и единственным выпускавшимся у нас велосипедом мирового уровня. Из стали в нем были сделаны только рама, вилка, спицы и тросики, все остальное было титановым, благодаря чему удалось получить сверхмалый по тем временам вес – менее 8 килограммов. Всего было изготовлено 52 экземпляра и 20 комплектов запчастей. Сегодня коллекционеры готовы платить за сохранившиеся экземпляры “Олимпиады” бешеные деньги, только вот найти их уже практически невозможно.

В “Сокольниках” прошел “Исторический велопробег”

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: