292 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Орленок велосипед – история производства, технические характеристики, отзывы,другие советские велосипеды

Велосипед «Орленок» — мечта любого советского школьника

В середине прошлого века в СССР каждый без исключения школьник мечтал об этом легендарном велосипеде — «Орленок». Этот велосипед являлся самым желанным подарком для любого подростка от 7 до 15 лет.

В сознании советского школьника «Орленок» был, порой, несбыточной мечтой и наивысшей наградой за старания.

Это был красавец-велосипед, примерно с такой же рамой, что и на «Украине», а высотой доходил до груди среднестатистическому советскому подростку. На велосипеде были установлены колеса диаметром в 24 дюйма.

Об истории советского велосипеда «Орленок», его моделях и их технических характеристиках читайте в данном материале.

Советские велосипеды «Орленок»

История

Этот велосипед в начале пятидесятых годов прошлого века стал выпускаться на Минском заводе.

«Орлёнок» являлся своеобразным переходным типом от двухколесного велосипеда для младших школьников «Ветерок»к дорожным велосипедам, разработанным для взрослых.

Так, сперва эти велосипеды выпускались с верхней сдвоенной рамой, а на последних моделях рама у «Орленка»- это практически точно уменьшенная рама модели В110 («Украина»).

Велосипед пользовался бешеной популярностью у детей и подростков младшего и среднего школьного возраста.

Он обгонял по размерам не менее популярный «Школьник» и гораздо выше ценился, нежели конкуренты.

Дело в том, что при производстве «Орленка» применялась отличающаяся надежностью втулка заднего колеса«Торпедо» — точно такая же, как и на дорожных велосипедах для взрослых. К примеру, на ближайшем конкуренте, «Школьнике», применялась втулка завода ГАЗ. Она быстро выходила из строя.

Помимо Минска, «Орленок» выпускался еще и в Литве, на Шауляйском заводе.

Модели и их технические характеристики

Для мальчиков и девочек выпускались разные модели:

  • «Эрелюкас». Эта модель с двойной верхней трубой была сделана специально для мальчиков. В переводе с литовского означает «Орленок».
  • «Крегждуте» — эта модель предназначалась для юных леди. В переводе с литовского означает «Ласточка».

Высота рамы на моделям составляла четыреста сорок миллиметров, а высота базы – 975.

Руль был поворотным и регулируемым по высоте. Втулка заднего колеса – тормозная, со свободным ходом.

Масса велосипеда составляла двенадцать с половиной килограммов.

«Орленок» был предназначен для поездок абсолютно по любым трассам. Он был укомплектован аптечкой для ремонта шин, насосом, а также масленкой.

Также можно было дополнительно купить:

  • фару,
  • счетчик преодоленного расстояния,
  • генератор.

Но даже без дополнительного оборудования этот велосипед был настоящим богатством для подростков, своеобразным статусом.

Ведь в советское время на велосипедах проводили достаточно большое количество времени, а когда хозяин «Орленка» взрослел, он передавал байк по наследству младшим братьям, либо друзьям. Поэтому даже «бэушный» велосипед был предметом зависти и гордости.

Отзывы о велосипедах Орленок

Некоторые владельцы этого велосипеда вспоминают, что изначально «Орленок» частенько требовал ремонта и «капризничал». Наиболее частой проблемой был соскок цепи.

Однако затем, после совершенствования моделей, велосипед стал более надежным. В частности, спаянная рама первых моделей превратилась в такую, которую имел велосипед для взрослых «Украина». Кроме того, у подросткового велосипеда появились широкие хромированные крылья.

Покупались велосипеды в магазинах «Детский мир».

Какие еще модели велосипедов были популярны в СССР?

Наиболее популярными моделями велосипедов в Советском союзе были:

Для советских школьников слово «Орленок» всегда вызывало только хорошие ассоциации: пионерский лагерь, звучная песня, а также лучший в целом мире велосипед.

Велосипеды из СССР – Орлёнок и Салют

В советских реалиях последней ступенькой перед «большими» велосипедами вроде «Урала», «Украины» или «Старт-шоссе» были «Орлёнок» и «Салют». Эти велосипеды дарили радость от покатушек и небольших путешествий уже достаточно взрослым (11-15 лет) детям.

Читать еще:  Как выбрать городской складной велосипед,обзор моделей

«Салют» – был этаким вариантом «Камы», только на 24-х колёсах, не мудрено, ведь он выпускался на том-же Пермском Велосипедном Заводе. Но то, что работало и было актуально у «Камы» и что сделало её культовым велосипедом, у «Салюта-С» не пригодилось от слова совсем. Из-за 24х колёс с велосипедом было гораздо проблематичнее передвигаться в общественном транспорте, даже со сложенной рамой.

Поэтому складной механизм исчез вместе с индексом «С» и велосипед стал называться «Салют». Хоть уборка лишнего узла и позволила слегка уменьшить общий вес велосипеда с 15 до 14.8 кг, это всё равно было достаточно много. Хотя стоит признать, что с горы «Салют» катил весьма бодро. Геометрия велосипеда была более-менее классической, а посадка прогулочной.

«Орлёнок» же, это как в одной известной передаче – совсем другая история. Появился в начале 1950-х годов в Минске, производился на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе (ММВЗ), где выпускалась ещё кипа всякой двухколёсной техники.

Со временем выпуском этого велосипеда занялся Шяуляйский велосипедно-моторный завод (ШВМЗ) в г. Шяуляе Литовской ССР, что весьма положительно сказалось на качестве. Сравните его с «Салютом». При кажущейся сложности конструкции с высокой рамой велосипед весит 12.3 кг, фантастика!

Имел более короткую базу, при этом из-за более мелкой передней звезды и более крупной задней «Шаг велосипеда» (расстояние, которое проезжает велосипед за один оборот педалей) был 4.44м против Салютовских 5.42м. Велосипед был королём гоночных заездов по дворам и лесным тропинкам. Не мудрено, что ребятней тех лет он котировался в разы больше.

Так же была версия с низкой рамой для девочек, называлась «Ласточка». Но популярности Орлёнка она не сыскала. Кстати, на литовском Орлёнок и Ласточка звучали как Эрелюкас и Крегждуте, что предовало велосипедам заграничного шарма. Да и геометрия Орлёнка была больше похожа на западные велосипеды.

После того, как дети вырастали, они пересаживались на уже знакомые вам большие велосипеды, но тот задор, те веселые дворовые моменты не давал больше ни один велосипед.

Велосипед «Орленок»

Во времена Советского Союза детвора была не столь избалована игрушками и развлечениями, как современная. Поэтому приобретение велосипеда становилось целым событием, которое еще нужно заслужить. И новый, и даже доставшийся от старшего брата, он был поводом для гордости.

Велосипед «Орленок» занял особую нишу в сознании подростков того времени. С ним связано столько событий и приятных воспоминаний. Уже при упоминании о нем накатывает ностальгия о детстве. Быть может, нынешняя молодежь со мной не согласится, но для взрослого поколения это действительно так.

Немного истории

Производство «Орленка» началось в далеком 1949 году на базе Минского мотоциклетно-велосипедного завода. Использовались станки, привезенные из Германии в качестве репараций после войны. За основу брались немецкие модели велосипедов еще довоенных времен.

В 1951 году производство было передано в Шяуляйский велосипедно-моторный завод (Литовская ССР). Долгие годы модель оставалась практические без изменений. Только в 1978 году внесли изменения, которые затронули в первую очередь раму.

Особенности

Каждый подросток времен СССР мечтал стать обладателем «Орленка». Это была своеобразная «переходная» модель от детского велосипеда к взрослому. Подходила она для ребят младшего и среднего школьного возраста (примерно 7–14 лет).

Читать еще:  Велосипеды для фрирайда Ghost, Trek, Giant - особенности стиля вождения и подбора велосипеда, отзывы

Изначально велосипед выпускался с верхней сдвоенной рамой. Причем она была немного изогнута и плавно переходила в верхние перья задней вилки. Складывалось мнение, что это было сделано специально, чтобы было удобнее переносить его на плече. Ведь катались на нем уже «взрослые» ребята, которым родители не помогали относить велосипед в гараж или подъезд дома. В более поздних моделях раму стали выполнять из одинарной ровной трубы.

По внешнему виду «Орленок» очень похож на взрослый велосипед «Украина». Отличался только уменьшенными размерами. Остальные характеристики (втулки, каретка, обод, количество спиц) были аналогичны. А вот ближайшего конкурента «Школьника» «Орленок» обходил по размерам, что позволяло его владельцу занять более высокую ступеньку в «дворовой иерархии».

Характеристика

Технические характеристики велосипеда соответствуют ГОСТ 6693-74. Так, высота рамы составляла 44 см. Расстояние между центрами втулок колес (по-другому – база) – 97,5 см. Масса составляла 12,5 кг (без оборудования и всех принадлежностей.

Втулочно-роликовая цепь на 100 звеньев на первых моделях часто слетала. Об этом упоминают многие владельцы. Звездочка, ведущая на 44 зуба, а ведомая – на 19. На заднем колесе одевалась втулка со свободным ходом для торможения.

Высота поворотного руля легко регулируется, что позволяет подобрать ее для каждого ребенка.

Комплектация

К каждому велосипеду шел так называемый ремкомплект. В него входили такие необходимые вещи, как насос со шлангом (крепился на специальном креплении), масленка, сумка с небольшим числом инструментов. Имелась так же аптечка для ремонта колес.

На руль обязательно устанавливался звонок.

Поскольку «Орленок» считался моделью для мальчишек (для девочек была «Ласточка»), то на него устанавливали багажник.

В отдельных случаях на велосипед можно было приобрести и установить зеркало заднего вида, защиту для цепи. Самые «крутые» устанавливали счетчик пройденного расстояния, фару и генератор. Но это все было за дополнительную плату.

«Орленок» прекрасно подходил для езды по любым дорогам, будь то город или тропинка в деревне. И это было актуально, ведь во времена Советского Союза велосипеды были распространенным средством передвижения. Владельцы по праву могли гордиться своим «двухколесным другом».

Велосипеды «Орленок»: история и характеристики

Советские дети не были избалованы множеством игрушек, компьютерными играми и прочими достижениями современности. Но это вовсе не означает, что их детство было скучным и неинтересным. Просто во второй половине ХХ века у детей и подростков были другие ценности и приоритеты.

Особенным событием жизни ребенка было приобретение подросткового велосипеда. Происходило это уже в сознательном возрасте – от 8 до 15 лет. Наличие такого средства передвижения говорило о достижении определенного этапа самостоятельности, поскольку отличия от взрослых моделей были лишь в размерах.

Велосипед «Орленок» занимал свое почетное место в списке самых желаемых подарков мальчишек советского времени. Так что же было в нем такого притягательного? Попробуем выяснить.

Исторические факты

Местом рождения велосипеда «Орленок» был Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ). Оборудование предприятия было завезено из Германии, и первые чертежи производимых транспортных средств разрабатывались с учетом опыта западных коллег. «Орленок» вошел в число тех трех моделей, что первыми сошли с конвейера завода. Такой же подростковый велосипед, только женской модификации, имел название «Ласточка».

В Беларуси их выпуск был запущен в 1949 году и продолжался до 1951 года. В этом же году производство переместилось на другой завод – в Прибалтику. Велосипеды для подростков теперь стали собирать на Шяуляйском велосипедно-моторном заводе. Называться они стали тоже по-литовски:

  • для мальчика – «Эрелюкас» (орленок);
  • для девочки – «Крегждуте» (ласточка).
Читать еще:  Особенности деткого беговела велосипеда 2 в 1, обзор моделей

В своем первоначальном виде «Орленок» производился вплоть до 1978 года. Потом его рама подверглась небольшому видоизменению, но и эта модель имела широкую популярность среди подростков.

Размеры и технические характеристики

Вес велосипеда составлял чуть более 12 кг, а его габариты рассчитаны на нагрузку до 70 кг. База модели довольно короткая – всего 975 мм, при этом высота рамы – 440 мм. Большая звездочка, ведущая цепь имела 44 зуба, а на маленькой их было 19. Сама цепь состояла из 100 звеньев. На заднее колесо надевалась тормозная втулка свободного хода. Передний тормоз отсутствовал.

В первичной комплектации «Орленка» верхняя рама была двойная, причем за сиденьем она разделялась и плавным изгибом переходила в вилку заднего колеса. Многим владельцам велосипеда это нравилось, так как с такой широкой и выгнутой рамой его удобно было поднимать и переносить. Впоследствии модернизированная модель стала слегка уменьшенной копией велосипеда «Украина» с прямой рамой.

Диаметр колес велосипеда – 24 дюйма или 533 мм. Ширина покрышки – 37 мм. Высоту руля и сиденья можно было регулировать, фиксируя в нужном положении.

Комплектация и дизайн

Велосипед «Орленок» был простым и понятным механизмом. В его конструкции не было ничего лишнего, а к каждому экземпляру прилагались такие комплектующие:

  • насос, который крепился на держателях между вертикальной стойкой и задним колесом;
  • сумка с необходимым для ремонта инструментом – она фиксировалась ремешками позади сиденья;
  • набор для заклеивания камер;
  • масленка с соответствующим содержимым;
  • звонок;
  • багажник;
  • зеркало заднего вида.

Дополнительно была возможность установить щиток для цепи и фару, которая подключалась к генератору.

Эта модель велосипеда была как бы промежуточным звеном между детской и взрослой моделями. И именно ему приходилось выдерживать всю силу мальчишеского безрассудства. На «Орленке» можно было гонять как по городскому асфальту, так и по ухабистым проселочным дорогам. Он выдерживал все.

Возможные неполадки

Как и любая техника, велосипед «Орленок» периодически подвергался каким-либо поломкам. Наиболее часто приходилось устранять такие неисправности:

  • спадание цепи;
  • прокол шины;
  • погнутое «восьмеркой» колесо.

Поскольку наличие этого транспортного средства накладывало на владельца некую степень ответственности, то учиться его ремонтировать приходилось самостоятельно.

Вариации тюнинга

Современные подростковые велосипеды уже продаются яркими и красивыми, со множеством нужных и ненужных приспособлений. А в советские времена «Орленок» был конкретного зеленого цвета и выпускался в четко прописанной комплектации. Каждому владельцу этого «железного коня» хотелось выделяться на фоне других, поэтому мальчишки тюнинговали свои велосипеды, как умели. В ход шли любые подручные средства:

  • руль и раму обматывали изолентой, а если удавалось достать двух или трех цветов, то вид считался просто шикарным;
  • обшивали детали и седло мехом или бархатом;
  • красили и разрисовывали крылья;
  • на спицы наматывали тонкую цветную проволоку, нитки с люрексом или пленку от бобин;
  • на крылья вешали самодельные брызговики из кусков резины или линолеума.

Любители быстрой езды устанавливали моторчик, и «Орленок» становился мотовелосипедом. Еще можно было его оборудовать счетчиком пройденного расстояния.

В целом этот велосипед был надежным спутником подростка того времени. У некоторых обладателей старых частных домов они до сих пор хранятся в гаражах или на чердаках как воспоминание о счастливом, беззаботном детстве.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: